Продолжаем разбираться в тех факторах, которые оказывают влияние на развитие подростка. Внешнее воздействие идет от общества, в котором растет и воспитывается взрослеющий человек. Об этом упоминалось в предыдущих статьях о подростковом периоде. Новое мышление и поведение являются частью внутреннего мира подростка. Внешние и внутренние условия идут нога в ногу друг с другом, они взаимозависимы.
Получается непростой путь: человек начинает меняться внутренне (как физиологически, так и психологически), плюс испытывает влияние извне (от семьи, друзей, учителей, кумиров), это ведет к еще большим переменам в собственном сознании поведении, в отношении к себе и окружающим.
Смена интересов
Вместе со значительными скачками в росте и бурными химическими изменениями подростковая стадия характеризуется уходом от эгоцентризма. Интересы личные отодвигаются на второй план, уступая место желанию познать мир, других людей. Это время внутреннего конфликта.
Юноши и девушки стремятся определить свою личность, отступают от прежнего мечтательного, игрового сознания («детского» мировосприятия). Они учатся отдавать отчет своим словам и действиям, но это дается нелегко под воздействием противоречивой, разрозненной, порой искаженной информации, поступающей извне. Напоминает плавание в шторм, когда толком не умеешь управлять лодкой.
Поиск себя и познание людей
Подростки становятся нелогичными и непоследовательными. Они склонны к идеализации и предвзятому отношению. И все же такие существенные психологические перемены необходимы для более успешной интеграции (включения в общественные и личные связи). Через бунтарство со всеми его трудностями идет становление собственного «я». Пусть управлять этим процессом сложно и примириться с ним тоже, нужно понимать созидательную составляющую и необходимость подобных реакций.
Еще до начала периода полового созревания происходят значительные изменения мыслительных процессов. Конкретные формы мышления сменяются абстрактными, дополняются более сложными умозаключениями.
Поведение в раннем подростковом возрасте (10-13 лет) регулируется в основном через награду и поощрение. Если ребенок достигает положительного результата или получает награду за конкретное действие или слово, он попробует повторить его. Надежда вновь получить одобрение и похвалу, испытать ощущение собственной успешности определяет многие реакции взрослеющего школьника. При последовательной, ясной политике взрослых поведение закрепляется
Мышление и представление о мире
В период подростничества происходит весьма ощутимый сдвиг в познавательной сфере. Развиваются способность к абстрагированию, гипотетическим рассуждениям и дедукции. Все эти новообретенные умения ориентированы не только на себя самого, но также на удовлетворение желания понять и проанализировать других людей (их мнения, поступки, мотивы).
Чтобы увидеть точку зрения других людей (даже если не соглашаетесь с ней), необходимы внутренние изменения, своеобразная мыслительная и эмоциональная база. Большинство людей по своей природе эгоцентристы, и это свойство тоже меняется с возрастом. Если детский эгоцентризм носит инстинктивный оттенок, то в подростковом возрасте через собственные мысли и эмоции идет познание окружающих и себя самого.
Подростки быстро подмечают непоследовательность и противоречия у взрослых в словах, суждениях, поступках. В то же время девушки и юноши становятся чувствительным к критике и насмешкам. Эти комплексные перемены в познании порой поражают противоречивостью. Осознание своих мотивов и чувств подростками накладывает отпечаток на меняющиеся отношения в семье, коллективе сверстников, ежедневном бытовом общении с разными людьми.
Если ситуация благоприятная, то сдерживать бунтарский дух и допускать разумное сопротивление со стороны подростка можно, но бывают и более сложные ситуации. Нестабильность в семье, отсутствие дисциплины или чрезмерная зависимость от преступной молодежной субкультуры могут стать причиной так называемого девиантного (отклоняющегося от норм и правил общества) поведения. На примере показана эта модель.
Диме 13 лет, он учится в 7 классе. В новую школу начал ходить два года назад. В первый год систематически пропускал занятия, с осени следующего учебного года практически не появлялся в школе. По словам учителей и одноклассников, когда он все же появлялся на занятиях, то нарушал дисциплину (покидал класс, когда вздумается, мог убежать из школы). На уроках он отвлекал и смешил других учеников, проявлял неуважение к учителям, пререкался с ними, дерзил (отчего часто его выгоняли из класса). Когда его пытались расспросить о том, почему он так делает, то удивлялся этому или просто молчал. Диму не интересовала учеба, он не старался получать знания, находить общий язык с учителями.
Воспитывали мальчика дедушка и бабушка, мать не могла справиться с «трудным характером» сына. Дима связался с компанией подростков, промышлявших кражами. Воровство приносило быстрый доход после продажи краденого перекупщикам. При всем риске быть пойманными и наказанными подростки соглашались, приманенные легкой наживой.
Ситуация изменилась, когда Диму пригласили в школьный клуб общения. Там мальчик познакомился с ребятами, которые сталкивались с аналогичными проблемами. И хотя в группе были взрослые (психолог или социальный педагог) бразды правления условно были переданы молодежным лидерам. Один из руководителей стал другом Димы. Мальчик стал прислушиваться к мнению старшеклассника и постепенно вернулся к учебе. У Димы появились новые интересы во внеучебное время (брейкднс и скейтбординг). Отношения в семье и школе улучшились, хотя иногда еще возникают конфликты. Благодаря общению в клубе, обсуждению проблем его участников, ребята учатся высказывать свои чувства, общаться, налаживать отношения
Имеет значение
Способность подростка снять напряженность в общении и преодолеть собственные переживания зависит от трех факторов:
- четкость образа собственного «я»,
- общность в группе сверстников, их поддержка,
- плавный переход через стадию бунтарства.
Но есть и четвертый фактор, который является, пожалуй, самым важным, к счастью, он может действовать постоянно во время всего переходного периода. Это терпение, понимание и гибкость мышления значимых для подростка взрослых. Если один из этих факторов отсутствует, возникнет противостояние подростка с окружающими и кризис отношений. О каждом из этих значимых моментов будет сказано далее в цикле статей про подростковый период. Новое мышление и поведение приобретается со временем и опытом. Надеюсь, что статьи на сайте в этом помогут. Будьте рядом с Вашими взрослеющими детьми. Какими бы колючими и замкнутыми они не казались – поддержка и любовь нужны им.
P.S. У ученых существует мнение, что в подростковом возрасте интеллект достигает едва ли не максимального значения. Что же мешает успешной учебе?
В какие логические и интеллектуальные игры можно поиграть с подростком?
Детский психолог
Анна Зубарева
подростковый возраст – это непростой возраст, многие родители жалуются на поведение своих детей, моя старшая дочь очень старается, чтобы мне с ней было комфортно, поэтому ее подростковый возраст проходит незаметно для нас.
Думаю, что и в дальнейшем у Вас с дочкой не будет проблем.
Что мешает успешной учебе? Школьная система вот что! Где абсолютно не учитываются интересы ребенка, где все предметы обособлены и нет целостного восприятия картины, каждый предмет в школе несет информацию о себе, нет связи с другими предметами, а тут еще подростковый возраст…
Юля, я, да и думаю очень многие согласятся с Вами.
Непростой период и мудрость окружающих взрослых при этом очень кстати. А хорошей учебе могут мешать другие приоритеты и недооценка всей благоприятности подросткового периода для получения знаний.
Надеюсь эта статья сделает родителей хоть немножечко мудрее.
В любом возрасте самое главное – это любовь и понимание взрослыми проблем и интересов ребенка. Я не помню каких-либо серьезных проблем со своими детьми в подростковом возрасте. Возможно, это связано с малым количеством у них свободного времени. Мои дети занимались в спортивных секциях и заочно учились в физико-математической школе.
В этом есть резон. Когда ребенок чем-то серьезно занят, то ему не до кризиса. Но дети бывают разные.
Хорошая статья по семейной тематике. Как отец двух прекрасных дочек, благодарен за данные материалы.
Заходите и к нам на сайт по вопросам семейного бюджета:
http://wisdom-money.ru/kak-vernut-podohodnyiy-nalog/
Желаю успехов в воспитании подрастающего поколения!
Мне так смешно было, когда мой 10-летний сын сказал про себя, что он подросток, а оказывается этот возраст (Вы пишете) действительно относится к подростковому. У нас с ним сёрьёзные дискуссии идут по поводу похода в магазин. Просит купить что нибудь вкусное, но сам идти ни в какую не хочет. Сегодня пошёл в магазин с условием, что дам дополнительные деньги ему на сладости, а домой купит молока и хлеба. А как приучить сына к сознательному поведению, что у него должны быть в доме обязанности? Есть рецепт?