Обучение чтению детей с ОНР
в условиях полного дня на уроках, логопедических занятиях и во внеурочное время
– мастер – классом поделилась учитель-логопед МБОУ «Школа-интернат №4 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» г. Перми Худеньких С.Н.
Я много лет работаю в школе-интернате с учащимися, имеющими тяжелое нарушение речи. В силу имеющегося у них общего недоразвития речи, обусловленного либо дизартрией, либо ринолалией, либо алалией, процесс обучения чтению протекает непросто. Для учащихся кроме недоразвития всех компонентов речи характерно недоразвитие высших психических функций, низкая работоспособность и моторная расторможенность.
Поэтому в добукварный период идёт работа над формированием функционального базиса речи и продолжается параллельно с формированием навыка чтения.
Чтение сложный, многогранный процесс.
- Это – техническая сторона: восприятие, узнавание, различение букв, слияние их в слоги и слова.
- Это – интонационная сторона: умение ставить ударение, смысловое ударение, соблюдать паузы, повышать и понижать голос, выражать интонацию.
- Это – смысловая сторона: умение понять содержание, выделить тему и главную мысль текста.
С помощью чтения решаются такие познавательные и коммуникативные задачи, как понимание, поиск конкретной информации, самоконтроль и многое другое. Работа с текстом вносит существенный вклад в развитие познавательных, регулятивных, коммуникативных универсальных учебных действий, поэтому навык чтения по праву считается фундаментом всего последующего образования, и его формированию необходимо уделять должное внимание при обучении всем учебным дисциплинам в начальной школе.
В своей работе я опираюсь на рекомендации таких авторов как А.В. Ястребова, А.Н.Корнев и использую следующие пособия: М.М.Безруких, Е.С.Логинова, Н.В.Флусова «От буквы к слову, от слова к предложению»; М.А.Зотова, С.Г.Зотов «Начальное обучение технике чтения»; набор карточек«Логопедки» из серии «Вундеркинд с пеленок»; М.И.Кузнецова «Учимся писать буквы»; С.Н.Костромина, Л.Г.Нагаева «Эта книга поможет вашему ребенку учиться на пятерки по чтению».
Целью коррекционной работы является создание условий для полноценного овладения навыком чтения.
Задачи коррекционной работы:
- Подготовить базу для формирования навыка чтения путем доразвития недостаточных функций.
- Закреплять формируемый навык в разных формах и видах деятельности.
- Формировать устойчивое положительное отношение к чтению.
В условиях полного дня, когда один человек работает на классе и хорошо знает возможности каждого ребенка, предоставляется гораздо больше возможностей для коррекционной работы. Основное знакомство с новым материалом происходит на уроках Обучения грамоте, закрепляется на других уроках и логопедических занятиях и в свободное послеурочное время. Те дети, которые нуждаются в большем времени для усвоения материала, как раз его и получают.
Направления коррекционной работы:
- Формирование ВПФ
А) Развитие внимания и памяти.
Б) Развитие ориентировки в пространстве.
В) Формирование произвольности.
- Развитие устной речи.
А) Преодоление дефектов произношения и развитие фонематического восприятия
Б) Развитие словаря, грамматического строя и словесно-логического мышления
- Формирование навыка чтения.
Для развития внимания и памяти в добукварном периоде использовались следующие упражнения:
- «Чего не стало»
- «Запомни (3, 4,5,6 слов) и принеси (картинки или предметы)»
- «Нарисуй узор по памяти»
- «Запрещенное слово(движение)»
- «Найди отличия»
Для развития ориентировки в пространстве выполняются упражнения по ориентировке в собственном теле, потом в теле человека напротив, пишутся различные графические диктанты. Срисовываются узоры, картинки по клеточкам, выполняются рисунки по заданию на листе бумаги (Например, нарисуй в центре круг, в левом верхнем углу – овал и т.д.)
Формирование произвольности происходит в ежедневной жизни, когда на уроках ребенку приходится соблюдать определенные требования, а на перемене можно подвигаться, а на улице не только подвигаться, но и покричать. Регулярное чередование «можно» – «нельзя» в определенных условиях способствует формированию произвольности. Для развития этого качества использую игры: «Да» и «нет» не говорите», «Летает –не летает», «Берег-море» и др.
На логопедических занятиях идёт работа над развитием подвижности артикуляционного аппарата и постановкой, автоматизацией звуков. Фонематическое восприятие и устная речь развиваются целенаправленно на уроках Произношение и Развитие речи, а так же во внеурочное время.
Более подробно остановлюсь на этапах формирования навыка чтения и тех играх и упражнениях, которые применяются.
На этапе знакомства с буквами и слогами использую такие упражнения:
1.«Узнай букву и назови»
- написанную на спине;
- объемную букву из мешочка на ощупь;
- выложенную из предметов;
- написанную разным шрифтом и размером;
- в зашумленном фоне;
- на карточке – игра «Парные карточки».
2.«Найди букву и сосчитай, сколько таких букв»
- среди других букв;
- среди других предметов;
- в тексте (например, газетном).
3.«Изобрази букву»
- нарисуй;
- раскрась;
- слепи;
- выложи (из разных предметов;
- собственным телом;
- напиши (в воздухе рукой, ногой, языком, губами, глазами и т.д.; на стекле, на снегу, на песке, на крупе и т.п.);
- вырежи;
- прошагай.
4.«Придумай образ».
5.«Нарисуй или наклей картинки на эту букву».
- «Почини букву».
На этапе знакомства со слогом использую следующие упражнения:
1.«Узнай слог»
- Написанный на спине
- Выложенный из предметов
- Написанный разным шрифтом и размером
- В зашумленном фоне
2.«Найди слог и сосчитай, сколько таких слогов»
- Среди других слогов
- Среди других предметов
- В тексте (например, газетном)
3.«Изобрази слог»
- Нарисуй
- Раскрась
- Слепи
- Выложи (из разных предметов)
- «Живые слоги» из товарищей
- Напиши (в воздухе рукой, ногой, языком, губами, глазами и т.д.; на стекле, на снегу, на песке, на крупе и т.п.)
- Вырежи
- Прошагай
4.«Нарисуй или наклей картинки на этот слог»
- «Прочитай слог»
- На рыбках – игра «Рыбалка»
- На карточках – игра «Парные карточки»
- На остановках – игра «Ходилка с игральным кубиком»
- На аэродромах – игра «Самолетики»
- На «конфетах» – игра «Угости букву конфетами»
- Слоговые таблицы
6.«Добавь слог»
- В конец слова
- В начало слова
- «Составь слово»
- Из слога-слияния и буквы
- Из двух слогов-слияний
- Из разного типа слогов
- «Сам сделай игру»
- Ходилку
- Разрезное слово с картинкой
На этапе появления первых слов сразу же начинается работа над смыслом слова. Этому способствуют упражнения:
- «Соедини картинку и слово»
- Проведи линию
- «Лото»
- «Пазл»
- «Бегалки-искалки»
- «Нарисуй картинку к слову»
- «Подпиши картинку»
- «Узнай слово»
- На фоне других слов
- В зашумленном фоне
- Со стертой верхней или нижней частью
- Перевернутое
- «Сфотографируй слово и ответь на вопросы»
Какая первая буква, вторая и т.д.
- «Книжки-малышки»
- Со словами и картинками на определенную тему
- Со словами и картинками на определенную букву
В это же время исследуется звукобуквенный и слоговой состав слова.
- Что будет, если потеряется буква
- Что будет, если буква встанет на другое место
- Что будет, если заменить одну букву на другую
- «Составь слово из рассыпанных букв»
- «Составь слово из слогов»
- «Добавь букву, чтоб получилось другое слово»
- «Замени букву на заданную»
- Прочитай слово с разной интонацией, разной громкостью, в разном темпе
- Таблицы слов.
На этапе чтения предложений сначала ведется работа над пониманием смысла предложения, потом дети могут составлять предложения из слов. Начинают читать предложения из 2-3 слов. Особое внимание нужно уделить предлогам и окончаниям. Желательно на первых порах выделять их жирным шрифтом. Обращать внимание детей на связь слов в предложении.
На этапе чтения текстов отдавать предпочтение книгам, в которых либо слова написаны разным по жирности шрифтом, либо каждый склад обозначен дугой, а отдельная буква точкой. Обращать внимание детей на связь предложений в тексте. Учить определять тему текста и главную мысль, отвечать на вопросы, искать ответы в тексте.
Результаты мониторинга показали эффективность данных упражнений при обучению чтению. В первый класс пришли 60% детей не умеющих сливать слог, половина из них не знала даже букв. Два ученика не сливали слог на момент обследования в декабре в первом классе. На момент обследования в конце 1 четверти во втором классе все дети читают (25% по слогам, остальные целыми словами). Продолжается работа над смысловой и выразительной стороной чтения.
Мониторинг техники чтения за 10 месяцев.
Дорогой, Друг! Если Вам понравилась статья. Появился интерес к тому, как грамотно заниматься с ребенком, пожалуйста, нажми на кнопку “+1″ и “Ретвит”, поделись ссылками со своими друзьями в соц. сетях, оставь комментарий.