В педагогической деятельности каждого учителя, воспитателя есть так называемая отдушина, дело, которым он занимается не по приказу, а по велению души. Для меня такой отдушиной в течение ряда лет стал школьный театр. Создав театральный коллектив на основе класса, в котором с 5 по 11 класс была классным руководителем, сумела сплотить детей в коллективном творческом деле, класс был дружным, активным, успешным во всем: и в учебе, и в творчестве, и в спорте. А главное помогаю формированию творческой личности средствами театральной педагогики.
Благословив своих выпускников во взрослую жизнь, я не бросила заниматься театральной педагогикой – в текущем учебном году веду кружок в 1-м классе (по новому ФГОС нужно 10 часов в неделю отведено на внеучебную работу). В своей работе стараюсь использовать те наработки, которые приобрела, занимаясь театральной педагогикой со старшими, хотя в работе с самыми младшими школьниками есть свои трудности и проблемы.
За основу программы кружка я взяла пособие и методические рекомендации И.А. Генераловой «Театр» (образовательная система «Школа 2100»). Данный курс отличает ориентация на воспитание и развитие понимающего, умного театрального зрителя, интересной личности, обладающей художественным вкусом, разносторонними знаниями.
На занятиях использую игры и упражнения из театральной педагогики, сюжетно-ролевые игры, конкурсы и викторины. Регулярный тренинг, который проводится с учетом возрастных особенностей, способствует формированию художественных способностей. Тренинг предполагает широкое использование элемента игры.
Структура и содержание урока:
- Приветствие и игровые упражнения на внимание.
- Упражнения на технику речи.
- Беседа по теме занятия.
- Практические задания по теме занятия.
- Подвижные игры.
Примеры упражнений на развитие внимания:
- «Капитаны» – выполнение команд только со словом «капитаны». Тот, кто ошибется, из игры выбывает.
- «Нос, пол, потолок» – показать, где нос, пол или потолок, но задание усложнено тем, что учитель запутывает детей, сам дотрагивается до носа, а указывает на потолок и т.д.
- «Кто летает?» – поднимать руки только тогда, когда услышат название объекта, который летает (самолет, воробей, воздушный шар и т.д.). Учитель может провоцировать детей на ошибку, поднимая руки, если называет нелетающий объект.
- «Кто как сидел» – водящий внимательно осматривает полукруг, запоминая, кто как сидит, затем выходит, дети меняются местами, водящий должен вернуть всех на свои места.
Упражнения по технике речи очень важны, особенно в начальной школе. Поскольку у детей в первом классе есть ещё проблемы с произношением отдельных звуков, полезно выполнять логопедическую гимнастику:
1. Хоботок – улыбка 3-4 раза
2. Лопатка – иголочка 6-8 раз
3. Чистим зубки (кончик языка скользит за нижними, затем за верхними зубами из стороны в сторону) 6-8 раз
4. Покусать боковые стороны языка 3-4 раза
5. Балаболка (язык «чашечкой» шлёпает по опущенной на верхние зубы верхней губе)
6. Лошадка (цоканье) 6-8 раз
7. Грибочки (плоский яз. присасывается к нёбу, затем – щелчок) 6-8 раз
8. Маляр (кончик языка без отрыва скользит по нёбу вперёд-назад) 6-8 раз
9. Кучер (вибрация обеих губ) 6-10 секунд
10. Моторчик (яз. вибрирует на нижней губе) 6-10 секунд
11. Барабанщик (дддд)
Разогревающий массаж.
Цель – сделать мышцы лица и шеи «теплыми» и послушными. Начинают с массирования лба от переносицы к вискам. Перед началом потереть ладони друг о друга, чтобы они стали теплыми, а затем с легким усилием провести подушечками пальцев от переносицы к вискам быстро и энергично. Затем перейти к массированию нижнечелюстных мышц от носа к уху. Совершенно аналогично проводится массирование верхнечелюстных мышц от носа к уху и массирование носовых пазух от начала бровей до верхней губы.
Постукивание (1-1,5 минуты) по тем же местам, что и массирование, стой же интенсивностью и энергичностью. Постукивают одновременно обеими руками. Работают попеременно по три пальца на каждой руке: указательный, средний и безымянный. Постукивают для разогрева ещё и губы одной рукой теми же тремя пальцами и со звуком «з-з-з».
Затем проводятся дыхательные и артикуляционные упражнения.
Вторая часть занятия посвящена какой-то определенной теме, например: «Дорога в театр», «История театра» и т.д. После беседы по теме занятия дети выполняют практические задания: упражнения по сценическому движению, упражнения на взаимодействие с партнером, на актерскую выразительность и т.д.
Заканчивается занятие либо подвижными играми, либо показом приготовленных детьми практических заданий и подведением итогов.
Учитель английского языка высшей категории
Бабушкина Нина Геннадьевна