Цель: Развивать фонематический слух и произносительные умения инавыки.
Задачи:
Образовательные:
1. Уточнить представление детей об артикуляционном укладе [Л] – [Л‘]
2. Уточнениеакустических характеристик звуков [Л] – [Л‘]
3. Упражнять в определении места [Л] – [Л‘] в словах, через КИ «Поезд»
4. Упражнять в проведении звукового анализа слов, через выкладывание портретиков
5. Закреплять представление о твердости и мягкости согласных звуков
Коррекционные:
1.Нормализовать мышечный тонус мимической мускулатуры через комплекс самомассажа «Зима»
2. Нормализовать моторику артикуляционного аппарата через артикуляционные упражнения
3.Упражнять в различении и четком произношении звуков [Л] – [Л‘] в слогах и словах
Развивающие:
1.Развивать фонематическое восприятие и слух в процессе повторения и определения [Л] – [Л‘] среди звуков, слогов, слов, а также звукового анализа слова
2.Развивать мелкую моторику через выкладываниераздаточного материала
3.Развивать внимание и память через коррекционные игры
4.Развивать зрительное восприятие через упражнение для глаз и коррекционную игру
8.Развивать мыслительные операции: анализ и синтез
9.Развивать произвольное внимание и самоконтроль
Воспитательные:
1.Воспитывать желание правильно произносить звуки
2.Воспитывать активность на занятии
3.Воспитывать умение слушать своих товарищей
Оборудование: мяч,звуковые человечки, портретики звуковых человечков, звуковые коврики, звуковые линейки, карточки НСК, зеркала, предметные картинки, речевой профиль, карточки- схемыартикуляционных упражнений, КИ «Поезд [Л] – [Л‘]» из ЛКП «Игры для Тигры»
Этапы занятия.
Орг. момент.1.Ассист на ориентировку в собственном теле и пространстве группы.
2.Сядет тот, кто назовет слова со звуками [Л] – [Л‘]
Основная часть. 1.Самомассаж. Комплекс «Зима»
2. Формирование и развитие артикуляционного праксиса [Л](с зеркалами).
Мы умеем расслабляться,
И спокойно расслабляться(беззвучное «И»)
Язычок пошел гулять,
Лег на губку отдыхать.(широкий язычок поднять на верхнюю
губу, затем опустить на нижнюю губу)
Снова в домик забежал,
«Хвостик» чистить дверку стал.(кончик языкачистит внутреннюю
сторону зубов)
Дверки плотно мы закрыли,(укрепление кончика языка)
А потом открыть решили…
Хвостик захотел гулять,
Начал дверки открывать…(кончиком языка стучать в сомкнутые зубы, пытаясь их открыть)
Щелка шире, шире, шире, и вот-
Язычок наш на прогулку идет. (язычок проталкивается сквозь зубы, а затем
широкий и спокойный лежит на нижней губе)
Красить комнаты пора
Пригласили маляра
Челюсть ниже опускаем,
Маляру мы помогаем.(упражнение «маляр»)
Язык широкий положи,
А края приподними
Получилась чашечка,
Кругленькая чашечка. (упражнение «чашечка»)
Индюку я лучший друг,
Честно скажет: ты индюк
Бл-бл-бл-бл (упражнение «индюк»)
Паровоз без колес
Вот так чудо паровоз
Не с ума ли он сошел
Прямо по морю пошел (упражнение «пароход»)
3. Какие звуки придут в гости? ([Л] – [Л‘])
·Как ведут себя губы, зубы, язык, голосовые связки, какая воздушная струя, когда мы произносим звук [Л]?(губы приоткрыты, зубы разомкнуты, кончик языка прикасается к бугоркам за верхними зубами, воздушная струя теплая, голосовые связкиработают – звук звонкий).
·Какой [Л]? (согласный, звонкий, твердый)
·Почему согласный? (воздуху мешает выходить изо рта язык)
·Как зовут младшего братца? ([Л‘])
·Чем отличается произношение[Л] – [Л‘]? (Ль – мягкий, губы улыбаются,язык напрягается)
·Какой звук [Л‘]? (согласный, звонкий, мягкий)
4. Развитие фонематического восприятия.
·
Поднимите портретики звуков [Л] или [Л‘], когда их услышите: а, у, х, Л, п, ф, в, мь, ть, ль, хь, вь, ам, уп, ыл, он, ах, яль ув,ти, пи, ли,ни, фи, ви, ло
·Звуковой коврик. Если услышите [Л] в слове, какой квадрат поставите? (если [Л‘]): альбом, лыжи, лимон, иголка, елка, апельсины, хлопушки, летают, устилают.
Физ. минутка. «Снежная баба»
Сегодня из снежного(идут по кругу, «катят» перед собой «ком»)
Мокрого кома
Мы снежную бабу
Слепили у дома.
Стоит наша баба(рисуют руками 3 круга, начиная с маленького)
У самых ворот.
Никто не проедет,(грозят указательным пальцем сначала правой руки)
Никто не пройдет. (Потом левой)
Знакома она уже(идут по кругу, последние слова говорит 1 ребенок)
Всей детворе.
А Жучка все лает:
«Чужой во дворе!»
5.Определить место звуков в слове. Компьютерная игра “Игры для Тигры” – «Поезд – звуки [Л] – [Л‘]»
6.Определение последовательности звуков в словах
Возьмите «звуковые линейки», читаем слова: пил – пила – пили
7.Составить эти слова из портретиков
8. Игры на внимание.
- «Какая картинка лишняя? Почему?»
- «Какие картинки поменялись местами?»
Итог занятия. Какие звуки приходили в гости? Расскажите о них.