Тема: “Звонкие и глухие согласные.” (Конспект занятия)
Цель: Развивать фонематический слух и произносительные умения и навыки.
Задачи:
Образовательные:
1. Уточнить представление детей о звонких и глухих согласных
2. Упражнять в определении места звонких и глухих согласных в словах, через КИ «Играем и учимся», раздел «Дифференциация звонких и глухих согласных»
3. Упражнять в проведении звукового анализа слов, через выкладывание портретиков
Коррекционные:
1. Нормализовать моторику артикуляционного аппарата через артикуляционные упражнения
2.Упражнять в различении и четком произношении [П] – [Б], [В] – [Ф], [Т] – [Д], [К] – [Г] в словах
Развивающие:
1.Развивать фонематическое восприятие и слух в процессе повторения и определения [П] – [Б], [В] – [Ф], [Т] – [Д], [К] – [Г] в словах, а также звукового анализа слов
2.Развивать мелкую моторику через выкладывание раздаточного материала
3.Развивать внимание и память через коррекционные игры
4.Развивать зрительное восприятие через упражнение для глаз и коррекционные игры на компьютере
8.Развивать мыслительные операции: анализ и синтез
9.Развивать произвольное внимание и самоконтроль
Воспитательные:
1.Воспитывать желание правильно произносить звуки
2.Воспитывать активность на занятии
3.Воспитывать умение слушать своих товарищей
Оборудование: звуковые человечки, портретики звуковых человечков, Компьютерная логопедическая программа “Играем и учимся “ на дифференциацию звонких и глухих согласных, карточки- схемы артикуляционных упражнений, предметные парные картинки с оппозиционными звуками (пашня-башня, трава – дрова, тачка-дачка, Том-дом, бочка-почка, Филька – вилка, фата – вода, кол- гол, кости – гости)
Этапы занятия.
Орг. момент. Сядет тот, кто повторит за мной пару слов: бабка – папка, дома – Тома, ваза – фаза, вилка – Филька, сова – софа, балка – палка, бочка – почка, дочка – точка, доля – Толя, плоды – плоты
Основная часть. 1. Артикуляционная гимнастика.
Мы умеем улыбаться «улыбка»
И спокойно расслабляться
Язычок пошел гулять, «лопатка»
Лег на губку отдыхать.
Снова в домик забежал,
«Хвостик» чистить дверку стал. «чистим зубки»
Язычок наш на прогулку идет. «лопатка»
Погуляли и опять
Нужно домик прибирать.
Ну-ка, язычок – дружок,
Побели-ка потолок. «маляр»
Очень язычки устали,
И массаж им прописали…
Зубки чешут язычок… «расческа»
И кусают язычок. «накажем язычок»
Губы улыбаются
И не напрягаются.
Дверки- зубы открывали
Песню тихо напевали- «тихая песенка»
Та, та, та, та!
Молоточки мы возьмем, «молоточки, дятел»
дружно гвоздики забьем,
«Д» легко произнесем.
Ушки – на макушке, «зайчик»
А зубки – на губке. «ветерок»
Ротик к ушкам растяни,
Губку мягко прикуси,
Длинный ветерок пусти!
(«Фи» на выдох говори!)
Сильный ветер налетел, «сильный ветер»
Голосок у нас запел.
Ручку к шейке прижимай,
Голосочек подключай! (ввввввв)
Открывает рыба рот, «рыбка»
Да не слышно, что поет.
Воздух в носик надувайся,
«П» сквозь губы прорывайся!
«Б» легко произнеси,
Голосок свой подключи.
2.Ответьте на вопросы:
- Какие бывают звуки? (гласные и согласные)
- Какие звуки называют гласными?
- Какие звуки называют согласными?
- Какие бывают согласные?
Сегодня мы будем учиться сравнивать слова с глухими и звонкими согласными:
3. Гимнастика ля глаз:
Плывет, плывет кораблик ладошки на закрытых глазах
На запад, на восток движения глаз влево – вправо
Канаты – паутинки движения глаз сверху вниз
А парус – лепесток движения глаз по кругу.
4.Компьютерная логопедическая программа “Играем и учимся ” -Игра «[П] – [Б] в начале слова» (компьютер)
-Игра «[Т] – [Д] в начале слова» (компьютер)
-Игра «[В] – [Ф] в начале слова» (компьютер)
-Игра «[К] – [Г] в конце слова» (компьютер)
5. -Игра «[П] – [Б] в середине слова» (компьютер)
-Игра «[Т] – [Д] в середине слова» (компьютер)
-Игра «[В] – [Ф] в середине слова» (компьютер)
-Игра «[К] – [Г] в конце слова» (компьютер)
Физ. минутка.
Маляры известку носят, (идти по кругу друг за другом, держать «ведра»)
Стены кистью купоросят (повернуться лицом в круг, движения «кистью» вверх- вниз)
Не спеша разводят мел. (наклониться, мешать кистью в ведре)
Я бы тоже так сумел. (красят)
6. -Игра «[К] – [Г] в конце слова» (компьютер)
-Игра «[Т] – [Д] в конце слова» (компьютер)
-Игра «[В] – [Ф] в конце слова» (компьютер)
-Игра «[П] – [Б] в конце слова» (компьютер)
7. Звуковой анализ слов Том – Дом из портретиков
8. Игры на внимание.
- «Какие картинки поменялись местами?»
- «Каких картинок не стало?»
Итог занятия. Какие звуки в словах учились различать? Чем отличаются звонкие и глухие согласные?