Хоть и осень за горами, но не лишним будет вспомнить о подарках осени.
Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию для детей старшей группы «Подарки осени – овощи» прислали воспитатели Леготкина Т.Н. и Березина Н.А. из Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад №35» г. Перми
Цель: Активизация и актуализация словаря по теме «Овощи»
Задачи:
Формировать умение использовать речь-доказательство и объяснительную речь при отгадывании загадок.
Совершенствовать грамматический строй речи: образование относительных прилагательных.
Формировать умения пользоваться средствами интонационной выразительности: изменять ритм и силу речи, в зависимости от содержания.
Продолжать формировать умение делить на слоги двух-, трехслоговые слова.
Развивать артикуляционную моторику, мелкую моторику рук.
Воспитывать активность, навыки сотрудничества.
Ход
1. Ребята, какое сейчас время года? Какие подарки приготовила нам осень? Урожай богатый, здесь и фрукты, и овощи вы назвали, ягоды, а в лесу что люди собирают? Я подготовила загадки, а вы сможете их отгадать? По каким признакам вы догадались, что загадан этот овощ?
2. Загадки
Я длинный и зеленый,
Вкусный и соленый,
Овальный и сырой,
Кто же я такой?
(Огурец)
Оранжевый нос в землю врос,
А зеленый хвост снаружи.
Нам зеленый хвост не нужен.
Нужен только оранжевый нос.
(Морковь)
Что за скрип? Что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста,
Если я …
(Капуста)
Прежде чем его мы съели,
Все наплакаться успели.
(Лук)
Я важный и сочный.
У меня красные щечки.
(Помидор)
Что копали из земли,
Жарили, варили?
Что в печи мы испекли,
Ели и хвалили?
(Картофель)
3. Молодцы вы ребята, справились с заданием.
Чтобы овощи собрать – надо пальчики размять.
Пальчиковая игра «Капуста»
Мы капусту рубим, | Рёбрами обеих рук постукиваем по столу. |
Мы морковку трём | Трём ладони друг об друга. |
Мы капусту солим, | Пальцы обеих рук сложены щепотью и «солят». |
Мы капусту жмём, | Сжимаем и разжимаем кулаки обеих рук. |
Сок капустный пьём. | Поглаживаем рукой животик. |
4. Ну, что все готовы урожай собирать? Давайте потрудимся вместе, дружно.
Игра «Урожай».
В огород пойдем, Идут по кругу взявшись за руки.
Урожай соберем.
Мы морковки натаскаем, «Таскают».
И картошки накопаем, «Копают».
Срежем мы кочан капусты, «Срезают».
Круглый, сочный, очень вкусный. Показывают руками круг.
Щавеля нарвем немножко «Рвут».
И вернемся по дорожке.
5. Какие молодцы, ребята.
Потрудились дружно,
Сделать всем массаж нам нужно.
Самомассаж «Солнышко проснулось»
С использованием мультимедийной доски.
Ладошка – это солнышко, а пальчики – лучи.
(Поглаживать пальчики от кончиков вниз)
Поет о солнце скворушка, кричат о нем грачи.
Солнышко милое, поделись своею силою!
Просыпайтесь лучики, согревайтесь рученьки.
(Поглаживать пальчики от кончиков вниз)
Пальцы-лучики проснулись, наклонились, потянулись,
Быстро встали на зарядку, рассчитались по порядку:
Мизинчик, безымянный, средний, указательный, большой.
Солнышко проснулось, лобика коснулось,
Лучиками провело, и погладило,
И погладило, и погладило.
Солнышко проснулось, щечек прикоснулось,
И погладило, и погладило, и погладило.
Солнышко проснулось, подбородочка коснулось,
Лучиками провело, и погладило,
И погладило, и погладило.
Солнце личико согрело, потеплело, потеплело.
Наши ручки потянулись, наши ручки потянулись,
Наши губки улыбнулись.
6. Урожай мы собрали богатый – приготовим сейчас мы салаты.
Игра «Раздели на слоги».
Прохлопать и посчитать слоги.
Лук, мо-рковь, ка-пу-ста, по-ми-дор, че-снок, ка-ба-чок.
Нарезали салаты, какими же они получились.
Называю овощи я –
Вы из них салат, друзья.
Морковь – морковный,
Капуста – капустный,
Огурец – огуречный,
Свекла – свекольный,
Картофель – картофельный,
Лук – луковый,
Чеснок – чесночный.
7. Салатов целая гора, уже и есть их всем пора.
А чтобы рот наш не ленился, и вкуснотою зарядился,
поможет нам, как и всегда артикуляционная гимнастика.
Артикуляционная гимнастика «У бабушки с дедушкой»
с использованием мультимедийной доски.
Жили были дедушка и бабушка.
К НИМ ТОЛСТЫЕ ВНУКИ ПРИЕХАЛИ В ГОСТИ
(надуваем щеки)
С НИМИ ХУДЫЕ – ЛИШЬ КОЖА ДА КОСТИ
(втягиваем щеки)
БАБУШКА С ДЕДУШКОЙ ВСЕМ УЛЫБНУЛИСЬ
(губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы),
ПОЦЕЛОВАТЬ ОНИ ВСЕХ ПОТЯНУЛИСЬ
(губы тянутся вперед).
УТРОМ ПРОСНУЛИСЬ – В УЛЫБОЧКУ ГУБЫ
(широкая улыбка).
ЧИСТИЛИ МЫ СВОИ ВЕРХНИЕ ЗУБЫ
(широкий язык за верхними зубами)
ВПРАВО И ВЛЕВО, ВНУТРИ И СНАРУЖИ
(соответствующие движения широким языком).
С НИЖНИМИ ЗУБКАМИ ТОЖЕ МЫ ДРУЖИМ
(повторение этих движений языком в положении за нижними зубами).
ГУБЫ СОЖМЕМ МЫ, И РОТ ПРОПОЛОЩЕМ
(поочередное надувание щек – губы не пропускают воздух),
И САМОВАРОМ ПЫХТИМ, ЧТО ЕСТЬ МОЧИ
(надувание обеих щек с последующим выпусканием воздуха через губы).
БЛЮДЦА ПОСТАВИМ – ПОЛОЖАТ БЛИНЫ НАМ
(широкий язык лежит на нижней губе).
ДУЕМ НА БЛИНЧИК – НЕ В ЩЕКИ, НЕ МИМО
(подуть на широкий язык).
БЛИНЧИК ЖУЕМ, ЗАВЕРНЕМ И ПРИКУСИМ
(жуем распластанный язык, потом прикусываем его, завернув его нижние зубы),
БЛИНЧИК С ВАРЕНЬЕМ МАЛИНОВЫМ ВКУСНЫМ
(облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад).
ЧАШКИ ПОСТАВИМ, ЧТОБ ЧАЮ НАЛИЛИ
(широкий язык загибаем кверху чашечкой),
НА НОС ПОДУЛИ – МЫ ЧАЙ ОСТУДИЛИ
(подуть с «чашечки» вверх).
ЧАЮ ПОПИЛИ – НИКТО НЕ ОБИЖЕН
(«чашечка двигается вперед-назад).
ВКУСНЫЙ БЫЛ ЗАВТРАК – МЫ ГУБКИ ОБЛИЖЕМ
(кончик языка облизывает губы по кругу).
БАБУШКА ШИЛА, А БАРСИК С КАТУШКОЙ
БЕГАЛ, КАК БУДТО С ЖИВОЮ ЗВЕРЮШКОЙ
(кончик языка зацепляем за нижние губы и двигаем язык вперед-назад).
БАБУШКЕ НАШЕЙ ВСЕГДА ПОМОГАЕМ:
НИТКИ В ИГОЛКИ МЫ ЕЙ ПРОДЕВАЕМ
(узкий язык вытянуть вперед).
БАБУШКА ШВЫ НА МАШИНКЕ СТРОЧИЛА
(узкий язык двигается вперед-назад)
И НА ЗИГЗАГ ЕЕ ПЕРЕКЛЮЧИЛА
(узкий язык двигается влево-вправо).
ПЕТЛИ ИГОЛКОЙ ОНА ОБМЕТАЛА
(кончик языка описывает круг за губами)
ПУГОВКИ КРУГЛЫЕ ПОПРИШИВАЛА
(кончик языка упирается то в одну, то в другую щеку,
а палец пытается втолкнуть в рот).
ДЕДУШКА СДЕЛАЛ ДЛЯ ВНУКА КАЧЕЛИ
(широкий язык ставится попеременно то за верхние, то за нижние зубы),
ВСЕ МЫ НА НИХ ПОКАЧАТЬСЯ УСПЕЛИ.
ПОСЛЕ КАЧЕЛЕЙ МЫ В ПРЯТКИ ИГРАЛИ
(широкий язык убирается под верхнюю губу),
ПРЯТАЛИСЬ НА ЧЕРДАКЕ И В ПОДВАЛЕ
(широкий язык – под нижнюю губу)
ДЕДУШКА СКАЧЕТ НА ЛОШАДИ ЛОВКО
(щелкаем языком),
ЗВОНКИЕ ВЯЗНУТ НА ГЛИНЕ ПОДКОВКИ
(цоканье на верхней губе).
ВОТ ЗАМЕДЛЯЕТ ЛОШАДКА ШАЖОЧКИ
(медленное цоканье с натягиванием подъязычной связки),
ВОТ НА ОПУШКЕ МЫ ВИДИМ ГРИБОЧКИ
(присасываем язык к небу и открываем рот).
ВОТ ИЗ САРАЯ ИНДЮШКА ПРИШЛА,
ВАЖНО СКАЗАЛА : «БЛ-БЛ-БЛ-ЛА»
(широкий язык ходит вперед назад по верхней губе с голосом)
И УШЛА.
ВОТ И ЗАКОНЧИЛСЯ ДЕНЬ, ПОРА СПАТЬ.
ЗАВТРА ОПЯТЬ БУДЕМ ГУЛЯТЬ.
8. Понравились вам подарки осени? Какое задание было самым легким, а какое трудным показалось? Но все вместе мы справились с заданием, значит мы – молодцы!
Дорогой, Друг! Если Вам понравилась статья. Появился интерес к тому, как грамотно заниматься с ребенком, пожалуйста, нажми на кнопку “+1″ и “Ретвит”, поделись ссылками со своими друзьями в соц. сетях, оставь комментарий.
Потрясающее стихотворение с артикуляционной гимнастикой! Его в конце периода обучения можно целиком прогнать, а на текущих занятиях выбирать подходящие кусочки. И сюжет веселый, как раз для ребятишек.
Очень много полезной информации нахожу на вашем сайте! Спасибо большое за ваш труд!