Сегодня статья посвящена формирование основ здорового образа жизни у дошкольников. В последнее время здоровых дошкольников стало в 5 раз меньше. Это составляет лишь 10% от всех детей, поступающих в школу.
Поэтому, детское здоровье в наше время является особенно актуальным.
На сегодняшний день укрепление и сохранение здоровья детей является главной стратегической задачей развития страны. Существуют даже специальные нормативно – правовые документы. Это Закон РФ “Об образовании” (ст.51), “О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения”, а также Указами Президента России “О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации”, “Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации” и др.
И наверняка уже всем понятно, следить за своим здоровьем надо учить с детства.
Ведь именно в дошкольном возрасте интенсивно развиваются органы и устанавливаются функциональные системы организма, закладываются основные черты личности и идет формирование характера. Поэтому так важно на этот период сформировать у ребят базу знаний и практических навыков здорового образа жизни.
Понятие «здоровье» имеет множество определений. Но наиболее емким является определение, которое дано всемирной организацией здравоохранения: «здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».
Взрослые обязаны научить ребенка правильному выбору только полезного для здоровья в любой ситуации и отказа от всего вредного. Привить малышу правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него.
Как же формировать такое отношение? Конечно же, необходимо дать основу представлений о самом себе, своих физических и личностных возможностях, о том, что для здоровья вредно, а что полезно. Например, вредно: не заниматься гимнастикой, не чистить зубы, не мыть руки, не стричь ногти. Эти знания дети приобретают на занятиях в детском саду и конечно должные поддерживаться дома.
Сегодня, я предлагаю интересное занятие, которое мне прислали из МБДОУ «Детский сад № 373» г. Перми. Это так комплексное занятие, где участвуют практически все специалисты. Данный конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию основ здорового образа жизни “Будь здоров!” для старшей логопедической группе разработали: учитель-логопед Маджара Марина Владимировна, педагог-психолог Андрусяк Яна Владимировна и музыкальный руководитель Бурунова Ольга Викторовна.
Используйте предложенный материал в ваших домашних занятиях. Детям наверняка будет интересно узнать, как быть здоровым.
ЦЕЛЬ: Формирование основ здорового образа жизни через организацию активной познавательно-игровой деятельности детей.
ЗАДАЧИ:
– расширять и активизировать словарный запас на тему «ЗОЖ», совершенствовать грамматический строй и навыки связной речи; совершенствовать коммуникативные навыки;
– учить различать эмоциональные состояния (радость, удивление, и т.д.), выражать их, формировать положительные эмоции;
– развивать общую и мелкую моторику;
– уточнить представления детей о работе специалистов детского сада по укреплению здоровья (учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, врач д/сада);
– воспитывать устойчивый интерес к сохранению собственного здоровья.
ОБОРУДОВАНИЕ: интерактивный экран; подборка картинок по ЗОЖ (в электронном варианте), подборка логопедических упражнений (в электронном варианте); аудиозапись «Шум моря», пособие для дыхательной гимнастики «Тучка», голубые ленты, сертификаты (по количеству детей).
http://youtu.be/dZVnEl0FoDQ
ХОД:
Магистр: Добрый день, мои друзья,
Как ваше настроение?
Я сегодня к вам пришел
С дружбой и весельем.
Я магистр валеологических наук из страны Здоровья.
Я желаю вам, ребята,
Быть здоровыми всегда,
Но добиться результата
Невозможно без труда.
Вместе мы должны найти
В чем секрет здоровья,
Как болезни победить,
Жить в мире и с любовью.
В нашей стране Здоровья каждый знает, что нужно делать, чтобы быть здоровым. А вы знаете? Как вы бережете свое здоровье? Что делаете, чтобы не болеть? (ответы детей).
А я сейчас я Вас проверю, как вы знаете, что нам помогает соблюдать правила личной гигиены. (Загадки на интерактивном экране)
Магистр: Чтобы вы никогда и ничем не болели,
Чтобы щеки здоровым румянцем горели,
Чтобы было здоровье в отличном порядке,
Вы всегда по утрам выполняйте зарядку.
Логопед: Чтобы с нами все было в порядке
Скажем дружно
Все: Спасибо зарядке!
Логопед: Посмотрите на небо (интерактивный экран с изображением тучи).
Налетели тучи. Давайте все тучи разгоним.
Дыхательная гимнастика «Разгони тучки»
(дети дуют на дождевые капли)
Носиком вдыхаем,
Медленно выдыхаем;
И тучки с дождиком
От нас отгоняем.
Раздул наш ветерок-помощник тучи. Скоро и солнышко выглянет. Давайте солнышко позовем, в гости к нам приведем.
Все: Солнышко, солнышко выходи,
Солнышко, солнышко нам посвети! (на интерактивном экране – изображение солнца)
Артикуляционная гимнастика «Солнечные лучики»
(артикуляционное упражнение появляется на экране в каждом лучике (по клику компьютерной мыши)
Логопед: Погода хорошая. Теперь можно и на велосипеде прокатиться, здоровьем зарядиться. Чтобы на велосипеде ехать, нужно колеса подкачать. Нам понадобится насос.
Накачиваем шины: с – с – с – с – с – с (дети выполняют упражнение).
Едем, песенки дорожные поем:
Са – са – са – красота,
Со – со – со – колесо,
Су – су – су – увидели осу,
Сы – сы – сы – на дороге полосы.
Подвижная игра «Велосипед» (речь с движением)
Вот педали я кручу /сидя, ногами имитируют езду на велосипеде/
И вперед стрелой лечу, /руки вытянуты перед собой, сомкнуты/
Ух, блестят вращаясь спицы, /вращение прямыми руками вперед/
Руль на солнце серебрится /руки перед грудью, кулаки сжаты/
На песке оставил след / бегут по кругу друг за другом/
Быстрый мой велосипед /машут рукой/
Психолог: Молодцы, ребята! У вас очень послушные и веселые язычки. А у вас хорошее настроение? (ответы детей). Ведь от настроения зависит здоровье человека. Чем лучше настроение, тем комфортнее чувствует себя человек.
Давайте и мы поднимем себе настроение, поможем своему здоровью.
Приготовьте пальчики, поиграем с ними.
(психолог говорит слова и показывает детям действия, они повторяют за взрослым)
«Самомассаж пальцев»
– Большой палец мы массируем, чтобы не болела наша голова;
– Указательный палец – чтобы дыхание было ровным;
– Средний палец массируем для того, чтобы хорошо работал желудок;
– Безымянный палец – чтобы хорошо работали все наши внутренние органы;
– Мизинец – чтобы лучше работало сердце.
А сейчас мы с вами немного отдохнем. Ложитесь поудобнее на ковер, расслабьтесь и послушайте красивую музыку.
«Релаксация под музыку «Шум моря»
Психолог: Представьте, что вы оказались на берегу моря: «Волны, одна за другой, набегают на берег, касаются ваших ног. Волны шепчутся друг с другом. И если бы мы понимали их язык, мы могли бы узнать, о чем они говорят… Наверное у них так же, как у людей, бывает разное настроение. Давайте попробуем догадаться, какое оно, и покажем это настроение».
(дети встают, берут голубые ленты и «превращаются» в морские волны; под музыку в танце показывают с помощью лент разное настроение: радость, грусть, страх, удивление, беспокойство и т.д.)
Упражнение «Волны»
Муз.рук.: Без музыки, без песни
Нельзя на свете жить,
Давайте вместе с музыкой
И с песенкой дружить!
Магистр: Да, музыка поднимает настроение, улучшает здоровье. Люди становятся веселыми, бодрыми, жизнерадостными.
Муз. рук.: Уважаемый Магистр, послушайте, как поют наши дети и у вас тоже поднимется настроение.
Песенка «Добрый день» (муз. Я. Дубравин, сл. В. Суслов)
Магистр: Да, действительно, вы зарядили меня положительными эмоциями. Спасибо!
А теперь внимание на экран. Правильно ли ведут себя дети? (вопросы по ЗОЖ на экране)
Магистр: Молодцы, вы правильно отвечали на мои вопросы. Но я думаю, что у вас есть вопросы, на которые может ответить правильно только врач. Давайте зададим вопросы нашему врачу.
(вопросы детей):
1 реб.: Я играл на улице и порезал палец. Сильно пошла кровь. Я вытирал ее грязными руками. Потом мама промыла мне рану, повела к врачу. Но все равно палец распух и долго болел.
Врач: Ты неверно сделал. Если ты поранился, нельзя касаться раны грязными руками. Нужно ее промыть и обратиться к врачу. А вот твоя мама поступила правильно. В следующий раз помни о правилах первой помощи.
2 реб.: Летом я отдыхала на даче. Там есть речка. Я купалась, загорала долго. Вдруг у меня закружилась голова. Я побежала к маме, по дороге упала. Потом меня тошнило, мне было очень плохо.
Врач: Долго загорать на солнце нельзя. А если тебе стало плохо, нужно уйти в тень и позвать взрослых.
3 реб.: Зимой я гулял и обморозил лицо. Я стал тереть щеки снегом. А потом на лице у меня стали болячки и я долго лечился.
Врач: В морозную, ветреную погоду гулять нельзя. Но если вы все же долго были на улице и обморозили лицо, нужно приложить к щеке варежку, а не снег, он ведь грязный; не растирать лицо, а только согреть. И срочно пойти домой. Берегите свое здоровье.
4 реб: Весной я гулял по лужам, промочил ноги. А потом долго болел.
Врач: А вот если бы ты закалялся, ноги прохладной водой поливал, ел овощи и фрукты, то скорей всего ты бы не заболел.
Кто знает, кто таи микробы? (работа с интерактивным экраном)
Чтобы быть здоровым, надо соблюдать правила личной гигиены.
Магистр: Если хочешь быть здоров,
Купайся, загорай и закаляйся.
Прохладной водой начинай обливаться,
И будут тебя все микробы бояться.
Муз. рук.: А мы с ребятами умеем танцевать веселую физкультурную польку, где есть такие слова: Солнце, воздух и вода -
Все: Наши лучшие друзья!
Танец «Физкультурная полечка»
(беларусская народная мелодия «Левонская полечка»)
Магистр: Ученые, врачи, педагоги, родители –
Все знают, что здоровье надо беречь. Теперь и вы знаете об этом.
Дорогие ребята! Позвольте вам вручить сертификат, подтверждающий прохождение курса ознакомления с технологиями здорового образа жизни, Академии наук страны Здоровья.
(Вручение сертификатов детям)
Магистр: Каждый твердо должен знать,
Здоровье надо сохранять.
Врач: Нужно правильно питаться,
Нужно спортом заниматься,
Зубы чистить, закаляться.
Муз. рук.: Руки мыть перед едой
И всегда дружить с водой.
Логопед: Вот тогда все люди в мире
Будут долго, долго жить.
Психолог: И запомните – здоровье
В магазине не купить!
PS. Напишите в комментариях:
- Понравилось ли Вам занятие?
- Пробовали ли Вы играть со своими малышами в такие игры?
Дорогой, Друг! Если Вам понравилась статья. Появился интерес к тому, как грамотно заниматься с ребенком, пожалуйста, нажми на кнопку “+1″ и “Ретвит”, поделись ссылками со своими друзьями в соц. сетях, оставь комментарий.
Пусть будет этот День Весны
Для Вас особенно чудесным
И полным ясной глубины
И пряных запахов древесных.
Пусть алый цвет и бирюза
Рождают праздничность и песни,
Пусть будут яркими глаза,
И будут радостными вести.
Пусть тепло этого прекрасного весеннего праздника согревает Ваше сердце, а мужчины исполняют все Ваши сокровенные желания! Крепкого здоровья, благополучия, радости Вам и Вашим близким!
С ПРАЗДНИКОМ!!!
Отличное занятие для малышни о здоровье. Конечно, вести здоровый образ жизни нужно с самого раннего возраста.
Какое великолепное занятие! Охвачен большой объем знаний, и все в игровой форме. Частично можно и дома с малышами позаниматься. Спасибо за такую информацию!
Пожалуйста, Екатерина. Всегда рада вас видеть на сайте.
Серьезный подход к формированию навыка заботы о здоровье. В нашем детстве нам только “Доктор Айболит” читали
Сейчас время другое
Ирина, спасибо за подробный план! Тем, кто вам это прислал, отдельная благодарность!
Ваш сайт – первый на очереди, материалы которого я буду использовать в школе при работе с детьми!
Спасибо за подробнейшую инструкцию с заботой о здоровье наших детей!
Замечательное занятие! Отличный сценарий, все продумано до мелочей. Мне очень понравилось упражнение с тучками, думаю, что такое можно смело делать в домашний условиях, переписала стишок про велосипед и песенку про звук С, будем сегодня гулять на улице и разучивать вместе. Спасибо, Ирина за ваши уроки, всегда узнаю что-то новое и интересное для себя.