Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях.
Сегодня вас ждет логопедическая сказка -презентация “Приключения зайчонка Кузи”.
Разработала его учитель – логопед Петропавловской (специальной) коррекционной общеобразовательной школы – интерната VIII вида c.Муромцево Кухмистрова Галина Михайловна. Однако и дома, Вы можете использовать это занятие, чтобы по практиковать детей в правильном произношении звука “Ш”.
Тема: Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях.
Цель: Учить детей правильно произносить звук [ш] на материале слогов, слов, предложений.
Задачи:
– Добиваться правильного произношения звука [ш] в слогах, словах, предложениях.
– Развивать фонематические процессы;
– Работать над развитием дыхания и голоса;
– Воспитывать у детей самоконтроль за речью;
– Воспитывать бережное отношение друг к другу, трудолюбие.
– Корригировать слуховое внимание.
Оборудование: предметные картинки со звуком [ш], профиль звука, игрушка, презентация.
Речевой материал: Столовая.
Ход занятия
I.Организационный момент.
1. Знакомство с гостями.
-Меня зовут Галина Михайловна, дети называют свое имя.
Вспомним, чем мы будем заниматься на занятии?
Раз, два, три, четыре,
пять –
Будем мы сейчас опять:
Смотреть, слушать,
размышлять,
Но друг другу
не мешать.
Внятно, четко
говорить,
Не вертеться,
не шалить.
2. Целевая установка.
– Сегодня у нас необычное логопедическое занятие, я вам буду рассказывать логопедическую сказку, а вы правильно будете выполнять каждое задание и при этом будем стараться правильно произносить звук [ш] в слогах, словах и предложениях.
3. Рассказ учителя – логопеда.
– Жил-был зайчонок Кузя. Это был очень славный зайчонок: умный, добрый и внимательный. Но вот беда, Кузя очень плохо говорил звук Ш в слогах, словах.
Узнала о беде Кузи тетушка Сова. Прилетела она к зайчонку и говорит:
– Не расстраивайся, малыш. Я тебе обязательно помогу.
– Правда? – обрадовался зайчонок. – А как?
– Каждый день, – объяснила тетушка Сова, – мы с тобой будем делать волшебную зарядку для язычка, и очень скоро ты научишься шипеть, как настоящая змея.
Зайчонок Кузя очень обрадовался.
– Спасибо Вам большое, тетушка Сова. Я буду очень-очень стараться, потому что хочу научиться хорошо, говорить.
На следующее утро тетушка Сова вместе с зайчонком пошли гулять и вдруг увидели кораблик, плывущий по реке.
– А вот и первая игра, – сказала Сова, – посмотри, какой красивый парус у этого кораблика. Давай превратим наш язычок в парус?
– Ура! Давай! – обрадовался зайчонок. – А как?
– Слушай внимательно.
4. Артикуляционная гимнастика.
Улыбнуться.
Приоткрыть рот.
Прижать кончик языка к небу.
Идут дальше, видят; индюк гордо шагает по дороге.
– Вот и вторая игра, – говорит Сова.
Приоткрыть рот.
Поднять язык, кончик языка стоит за верхними зубами.
Язычок «бегает» вперед-назад, при этом получается: бл, бл, бл.
Дальше идут, видят: лошадка скачет: цок-цок, цок-цок.
– А теперь наш язычок в лошадку превратится, – сказала тетушка Сова.
Открыть рот и поцокать языком.
Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
Нижняя челюсть не двигается, работает только язык.
Кончик языка надо поднимать прямо, не поворачивая, и цокать за верхними зубами.
Вдруг Сова заметила, что Кузя стал какой – то грустный.
– Что случилось, зайка? – удивилась Сова. – Ты устал?
Нет, – ответил Кузя, – только очень кушать хочется.
– Ой, проголодался, маленький! – воскликнула Сова. Пойдем скорее, тебе нужно пообедать.
Пришли друзья в столовую, а там еды видимо-невидимо.
Словарное слово:
Столовая – комната, где едят и пьют.
Поел зайчик капусту, выпил морковный сок и сказал:
– Сова, а какие еще игры для язычка есть?
– А вот какие.
Широко открыть рот.
Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу.
Приподнять край языка, не касаясь верхних зубов.
Слегка открыть рот.
Широким передним краем языка «слизать варенье» с верхней губы сверху вниз, но не из стороны в сторону.
Спрятать язык.
Губы и нижняя челюсть не двигаются.
Открыть рот.
Широким кончиком языка, как кисточкой, водить по нёбу вперед-назад, не отрываясь.
Нижняя челюсть не двигается.
А теперь поработаем над дыханием:
Вдох через нос, выдох через рот,
Вдох через рот, выдох через нос.
6. Пальчиковая гимнастика.
Вышли мыши как – то раз (закрыли глаза)
Поглядеть, который час,
Раз – два — три-четыре-пять, (пальцы разогнули).
Мыши дернули за гири (в кулак и вниз)
Вдруг раздался страшный звон (хлопок)
Убежали мышки вон (двумя пальцами по столу).
7. Артикуляция звука [ш]
Каждый день играл зайчонок Кузя вместе с Совой в эти игры и очень скоро научился шипеть. Для того, чтобы правильно произносить звук [ш], нужно хорошо знать артикуляцию звука [ш].
- Сейчас мы расскажем артикуляцию звука [ш].
– При произнесении звука [ш] губы вытянуты вперед;
– Кончик языка упирается в верхние зубы;
– Голосовые связки не дрожат;
– Струя воздуха теплая.
II. Основная часть.
1. Упражнения на произношение звука [ш].
Тетушка Сова сказала зайчонку, что нужно научиться говорить этот звук во всех слогах, словах, где он есть.
– Мы сегодня на занятии тоже будем закреплять звук [ш] в слогах, словах, предложениях, будем правильно произносить этот звук.
- Послушайте, как шипит змея и повтори за ней.
[ш], [ш], [ш].
- Послушай, как дует ветер и повтори: [ш], [ш], [ш].
- Повтори, как шуршат листочки: [ш], [ш], [ш].
2. Работа со слогами.
А теперь, – сказала Сова, – мы будем надувать воздушные шарики.
-Ура! – воскликнул зайчонок.
И Сова с Кузей начали тренироваться.
– Кузя, – сказала Сова, чтобы наши шарики не лопнули, надо обязательно прочитать, что на них написано.
– Давайте вместе с Кузей будем читать и повторять слоги: ша, шо, иш, уш, аши, аша, аш, ашу , аши.
– Молодцы, не забывайте язычок наверх поднимать.
3. Игра «Придумать к каждой картинке чистоговорки»
Динамическая пауза
И на месте зашагали.
На носочках потянулись.
Как пружинки мы присели,
А потом тихонько сели.
4. Изображение пальцами буквы Ш.
(Дети сжимают левую руку в кулачок, между средним и безымянным пальцами зажимают карандаш, затем выпрямляют указательный палец и мизинец, повторить несколько раз, меняя руку).
5. Скороговорки.
–Молодцы, – сказала Сова, а теперь такое задание: попробуйте правильно произнести скороговорки, сначала будете проговаривать медленно, а потом темп слегка увеличите. Очень быстро говорить не надо.
– Давайте попробуем вместе с Кузей произносить скороговорки.
(Логопед произносит скороговорку, а учащийся ее повторяет сначала медленно, затем увеличивая темп).
- Шишки на сосне, шашки на столе.
- В шалаше шесть шалунов.
- Шапка да шубка – вот и весь Мишутка.
6. Игра «На картинку посмотри, ее верно назови».
- Назвать правильно картинки со словами, где есть звук [ш] (по карточкам вместе с Кузей называют картинки).
7. Работа в тетрадях.
- Рассмотрите картинки, закрасьте квадратик, соответствующий месту звука Ш в слове – названии картинки:
Мышка, шар, шишка, шалаш
8.Логопедическая рифмовка
III. Заключительная часть.
– Какой звук был сегодня у нас в гостях?
– Какое задание понравилось больше всего?
– Что было трудным?
2. Подведение итогов занятия. Мотивированное оценивание работы учащихся.
- А теперь мы попрощаемся с Кузей и Совой, в следующий раз мы с ними отправимся в новое приключение, и будем учить наш язычок другим звукам.
Дорогой, Друг! Если Вам понравилась статья. Появился интерес к тому, как грамотно заниматься с ребенком, пожалуйста, нажми на кнопку “+1″ и “Ретвит”, поделись ссылками со своими друзьями в соц. сетях, оставь комментарий.
Сказка чудесная! Читала и выполняла все задания! Деткам очень понравится! Так увлекательно! Это вам не просто над звуком мучиться – это еще и получать удовольствие от процесса. Положила в закладки это сокровище! Спасибо!
Пожалуйста, таких веселых презентаций можно еще найти на сайте. Загляните в “Карту сайта”.
Насколько комплексный подход к автоматизации звука ш – и логопедические сказки, и многочисленные упражнения в игровой форме. Любой поневоле зашипит
Искандер, всегда приятно видеть Ваши веселые комментарии.
Отличный материал!!! Сама часто использую в работе при постановке звука Ш. дети с удовольствием выполняют все задания вместе с Кузей.
Замечательно, Татьяна.
Очень интересный материл, увлекательный, безусловно детям будет нравиться. Спасибо!
Детям действительно нравится.
Сайт в закладки!Задания для меня актуальнае, дочка “ш” говорит через раз. Твит
Для автоматизации [ш] на сайте есть несколько занятий. Посмотрите в карте сайта.
Как много упражнений:)Только у вас адрес слишком длинный получается для твита
Да, кстати, у вас рубрика “специалистам” не перевелась плагином рус-то-лат на латинские буквы. Вам надо самим вручную это в настройках прописать по латински. Если не разберетесь – обращайтесь.
Все исправила, спасибо Татьяне.
Да, теперь все здорово!