Сегодня следующее занятие по автоматизации звука [ш] в слогах, словах, предложениях.
Разработка учителя – логопеда Петропавловской (специальной) коррекционной общеобразовательной школы – интерната VIII вида c.Муромцево Кухмистровой Галины Михайловны. Вы можете так же использовать это занятие, чтобы по практиковать детей в правильном произношении звука “Ш”.
«Тема: Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях (продолжение).
Цель: Учить детей правильно произносить звук [ш] на материале слогов, слов, предложений.
Задачи:
– Добиваться правильного произношения звука [ш ] в слогах, словах, предложениях.
– Развивать фонематические процессы;
– Работать над развитием дыхания и голоса;
– Воспитывать у детей самоконтроль за речью;
– Воспитывать бережное отношение друг к другу, трудолюбие.
– Корригировать слуховое внимание.
Оборудование: предметные картинки со звуком [ ш], профиль звука, игрушка, презентация.
Речевой материал: шпага, ишак
http://youtu.be/zntivQ8isyI
Ход занятия.
I. Организационный момент.
Повторите все вместе, чем мы будем заниматься на занятии?
Раз, два, три, четыре,
пять –
Будем мы сейчас опять:
Смотреть, слушать,
размышлять,
Но друг другу
не мешать.
Внятно, четко
говорить,
Не вертеться,
не шалить.
2. Артикуляционная гимнастика.
В начале каждого логопедического занятия мы проводим артикуляционную гимнастику для язычка, щек и губ.
– Как вы думаете, для чего нужна такая гимнастика?
(Чтобы правильно говорить.)
– Правильно, чтобы звуки мы произносили правильно, и речь была красивой и правильной.
- Сегодня мы проведем артикуляционную гимнастику по сказке Корнея Чуковского «Муха-Цокотуха». Я вам буду рассказывать сказку, а вы будете выполнять упражнения артикуляционной гимнастики.
Муха, Муха-Цокотуха,
Позолоченное брюхо.
Муха по полю пошла.
(Дети выполняют упражнение «Лошадка»)
Муха денежку нашла.
(Упражнение «Грибок»)
Пошла Муха на базар.
(Упражнение «Лошадка»)
И купила самовар.
(Надувают щеки)
«Приходите, тараканы,
Я вас чаем угощу».
(Произносят: с-с-с, выполняют упражнение «Чашечка»)
Тараканы прибегали,
Все стаканы выпивали.
(Произносят: ша-ша-ша, шо-шо-що, шу-шу-шу, ши-ши-ши.)
Приходила к Мухе бабушка-пчела.
(Упражнение «Лошадка»)
Мухе-цокотухе меду принесла.
(Упражнение «Чашечка».)
Бабочка-красавица, кушайте варенье,
Или вам не нравится наше угощенье?
(Упражнение «Вкусное варенье»)
Вдруг какой-то старичок-паучок.
(Надувают щеки)
Нашу Муху в уголок поволок.
(Упражнение «Часики»)
Хочет бедную убить.
(Покусывают кончик языка).
Цокотуху погубить.
(Упражнение «Грибок»)
Вдруг откуда-то летит
Маленький комарик,
А в руке его горит
Маленький фонарик.
Произносят: з-з-з.
«Где убийца? Где злодей?
Не боюсь его когтей!»
(Произносят ц-ц-ц)
Подлетает к пауку,
Шпагу вынимает
И ему на всем скаку голову срубает.
(Произносят: з-з-з.)
Муху за руку берет
(Произносят ш-ш-ш)
И к окошечку ведет.
(Прижимают широкий язык к верхним зубам).
«Я злодея погубил,
Я тебя освободил.
И теперь, душа-девица,
На тебе хочу жениться».
(Произносят: з-з-з).
II. Основная часть.
1. Целевая установка.
– Сегодня на логопедическом занятии у нас в гостях звук [ш]. Будем стараться правильно произносить звук [ ш] в слогах, словах и предложениях. Вспомним артикуляцию звука. Повторим чистоговорки, скороговорки, поработаем в тетрадях.
- Кого вы видите на этой фотографии? (Кристину)
- Какой звук она произносит? (Звук [ ш]) .
- Произнесем этот звук.
- Чтобы рассказать про звук, возьмите зеркала и произнесите звук [ш].
- Как расположены губы при произношении звука?
(Губы вытянуты вперед).
- Что делают зубы? (Сомкнуты).
- Где язычок? (Язычок упирается за верхние зубы).
- Как проходит воздух? (Воздуху мешает язык).
- Как работают голосовые связки? (Они не работают).
- Какая струя воздуха? (Теплая).
2. Артикуляция звука[Ш]
Прочитаем артикуляцию звука [ш]..
3. Работа со слогами.
- Послушайте, как шипит змея и повторите за ней: ш-ш-ш.
- Послушайте, как дует ветер и повторите: ш-ш-ш
- Повторите, как шуршат листочки: ш-ш-ш
- А теперь, мы будем надувать воздушные шарики, но чтобы наши шарики не лопнули, прочитаем слоги: ша, що, иш, уш, аши, аша, аш, ашу , аши.
(Молодцы, не забывайте язычок наверх поднимать.)
4. Дыхательная гимнастика.
Устали – отдохнем,
Больше воздуха вдохнем:
Вдох – носом, выдох – пффф.
Вдох правой, левой ноздрей,
Ртом – пффф.
5. Игра «Повторить чистоговорки»
- Ша – ша – ша Шу – шу – шу
Я не вижу малыша Дайте кашу малышу
Ши – ши – ши Шо – шо- шо
Не шумите, малыши. Все будет хорошо
Уш – уш – уш Аша – аша – аша
Очень слабый душ. Это наша Маша.
Динамическая пауза
Все ребята дружно встали
И на месте зашагали.
На носочках потянулись.
Как пружинки мы присели,
А потом тихонько сели.
6. Игра «На картинку посмотри, ее верно назови».
(Дети называют картинку, правильно произнося слова).
7. Игра «Назови предметы со словами, где есть звук [ш]
8. Игра «Собери картинку» (работа в парах).
- Перед вами разрезная картинка, соберите ее, чтоб получилась целая.
- Кого вы видите на этой картинке?
Вышли мыши как – то раз (закрыли глаза)
Поглядеть, который час,
Раз – два — три-четыре-пять, (пальцы разогнули).
Мыши дернули за гири (в кулак и вниз)
Вдруг раздался страшный звон (хлопок)
Убежали мышки вон (двумя пальцами по столу).
10. Скороговорки.
- А теперь такое задание: попробуйте правильно произнести скороговорки, сначала будете проговаривать медленно, а потом темп слегка увеличите. Очень быстро говорить не надо.
Шесть мышей
В шалаше шуршат.
Мышка сушек насушила,
Мышка мышек пригласила
Мышки сушки кушать стали,
Мышки зубики сломали.
Шапка да шубка – вот и весь Мишутка.
(Логопед произносит скороговорку, а учащийся ее повторяет сначала медленно, затем увеличивая темп).
11. Работа в тетрадях.
– Рассмотрите картинки, закрасьте квадратик, соответствующий месту звука Ш в слове – названии картинки:
Мушка, шум, шашка, шалун
III. Заключительная часть.
1. Повторение изученного.
- Какой звук был сегодня у нас в гостях?
- Какое задание понравилось больше всего?
- Что было трудным?
2. Подведение итогов занятия.
3. Мотивированное оценивание работы учащихся.
Дорогой, Друг! Если Вам понравилась статья. Появился интерес к тому, как грамотно заниматься с ребенком, пожалуйста, нажми на кнопку “+1″ и “Ретвит”, поделись ссылками со своими друзьями в соц. сетях, оставь комментарий.
Христос воскрес! Желаю Вам и Вашим близким хорошего здоровья, радостного настроения и, конечно, удачи! Пусть исполнятся Ваши самые сокровенные желания и сбудутся самые смелые мечты!
Спасибо, Диана. И Вас с праздником!
Христос воскрес!
Замечательное занятие. Много интересных упражнений, а больше всего меня удивило задание по фотографии узнать, какой звук произносит Кристина!
Такое задание впервые вижу. А именно так по губам читают глухонемые люди.
Фото часто можно использовать на занятии в качестве образца для отгадывания звуков.
Кристина с успехом могла произносить и ш, и ж, и ч, и щ. Решить по фотографии такую “загадку” невозможно. Поэтому считаю это задание некорректным. Далее, в описании артикуляции написано: “для произношения звука Ш губы вытянуты вперед, кончик языка упирается в верхние зубы”! Кто-нибудь пробовал так произносить звук Ш?
Елена, возможно это не первое занятие и на предыдущих все обговаривалось детально. Я знаю, что большинство логопедов так и ставят шипящие звуки. Так принято в литературе. Хотя я предпочитаю другой способ, поскольку у дизартриков может закрепиться губное произношение. То что “Язычок упирается за верхние зубы” имелось ввиду “(Прижимают широкий язык к верхним зубам)” написано выше. Естественно между кончиком языка и зубами остается щель. Не стоит забывать, что данное занятие проводится с детьми коррекционной общеобразовательной школы – интерната VIII вида. Где чем проще объяснено, тем лучше. А главное в этом деле показ. В данном занятии идет автоматизация [Ш]. Следовательно звук у детей поставлен.
Скоро это пригодится:)