Продолжаем говорить о профилактике неправильного звукопроизношения у малышей.
Маленькие дети очень подвижны, любознательны и эмоциональны. Они очень хорошо усваивают, новый материал, если с ними играют, поют, танцуют. Поэтому самое лучшее средство для развития речи малыша – это логоритмика.
Что это такое? Это целый комплекс разнообразных упражнений и игр, которые связаны между собой одной темой. Например: «Ягодки», «Огород», Кошка» и т.д. Словарный материал, который будет проговариваться детьми, подбирается по звукопроизношению и ритмической структуре с учетом возраста. Занятие в детском саду для детей от 2 до 3 лет длится примерно 15-20 минут, от 3 до 4 лет 20-30 минут.
Но мой сайт для родителей. А раз я пишу, значит, логоритмику для малышей можно провести и дома. Тем более, что сейчас очень много литературы по логоритмике с готовыми конспектами, музыкальных произведений для детей.
Для занятия с малышом нужны будут игрушки, красочные картинки, детская музыка и хорошее настроение. Не стоит дома делать занятие длительным, ведь у вас ведь только один малыш (или 2).
Что будет включать домашнее логоритмическое занятие?
- Пальчиковую гимнастику.
- Игру или упражнение на общее движение (ходьба, бег, прыжки, ползание).
- Дыхательные упражнения.
- Рассматривание картинок, книжек или игрушек с рассказыванием стихов или пением песенок (это делает взрослый, а ребенок помогает).
- Игровые упражнения для развития органов артикуляции и по звукопроизношению.
- Танцевальную разминку или игру на «музыкальных» инструментах (бубен, дудочка, ложки, барабан).
- Упражнения на регуляцию мышечного тонуса.
Последовательность можно брать любую. Если занятие кажется длительным, можете исключить какие-то разделы. Но надо учитывать принцип: двигательные упражнения и игры чередуются со статичными. И, конечно же, все проводится в игровой форме.
Наиболее популярными на сегодня являются книги Картушиной М.Ю.: «Логоритмика для малышей. Сценарии занятий с детьми 3 – 4 лет» и «Конспекты логоритмических занятий с детьми 2 – 3 лет». И серия музыкальных дисков «Музыка с мамой» Сергея и Екатерины Железновых: «Веселая логоритмика» (1-5 лет) и «Игровая гимнастика» (3-5 лет).
PS: Я буду предлагать различные игры по каждому разделу, а вы уже компонуйте их в занятиях. У Вас получатся занятия, направленные на развитие речи собственного ребенка. Некоторые разделы уже появились на сайте. Другие, по мере развития сайта будут добавляться.
Если вам понравилась статья. Появился интерес к тому, как грамотно и весело заниматься с детьми.
Спасибо за информацию. Ребёнку 2,5 года, будем применять.
У вас прекрасные советы для развития малышей!
В своих статьях Вы рассказываете о доступных для родителей упражнениях, а возможно ли действительно дома самостоятельно исправить дефекты речи у ребенка?
Если дефекты есть, то лучше обратиться к специалисту. Вы можете экспериментировать на себе и заниматься самолечением. Но думаю со своим ребенком не стоит это делать.
Если нарушения не очень большие, у Вас хороший фонематический слух, Вы точно знаете, положение органов артикуляции при произнесении каждого звука, знаете, как это объяснить ребенку и ему ставят дислалию (а не дизартрию), то конечно можете ставить звуки самостоятельно. Книг по логопедии сейчас очень много.
Но если Вы себе поставили хоть по одному пункту минус, то лучше идти к логопеду. Там вы определитесь, сколько раз в неделю сможете ходить. Возможно Вам предложат чисто консультативную помощь. Расскажут что и как надо делать. Тогда вся ответственность уже ложится на вас.
Я печатаю, материалы в помощь родителям: что можно использовать в целях профилактики и как разнообразить занятия с детьми дома. Это подходит для каждой семьи и для детей с нормальной речью.
Масса интересного и полезного. Очень важно то, что добро , нужные советы и помощь оказанная вами людям, конечно же вернется к вам добром вдвойне. Спасибо.
Очень познавательная статья. Моему второму ребенку пошел четвертый годик, она говорит беспрестанно, мы с женой только и успеваем отвечать на ее вопросы, дочка говорит нормально, но во многих словах путает окончания, подскажите, является ли это дефектом речи?
В этом возрасте зарождается словообразование и словотворчество, расширяется словарь. О чем Вы и говорите. Пока это норма. Для ребенка важен образец правильной речи.
Ирина Леонидовна, у Вас прекрасный сайт! Приятно встретить грамотного логопеда
Интересная статья. Не предполагала, что бывает столько проблем с разговорной речью. С дочерью мы этого совсем не заметили, а сын немного букву “Л” твердую не так называл – быстро как-то само собой исправилось в детском саду пару раз он сходил к логопеду – пришел домой и с таким интересом описывал посещение логопеда – всем семейством слушали его сказки и от души веселились – он это с таким юмором рассказывал и улыбался -удивлялся, что ему зачем-то “тётя язык ворочала – как будто сказать не могла куда его поставить, когда сказала – я сам правильно сказал”. Но мы-то взрослые поняли, что без логопеда не обошлось бы, несмотря на то, что сын понятливым оказался.
Очень даже возможно.
Приятно получить дельный совет, теперь я знаю, что подарить племяшке, полезнее, чем мягкая игрушка.