Первоначально понимание и активное пользование речью у заикающихся детей чаще всего происходит так же, как и у нормально говорящих сверстников.
В большинстве случаев заикание наступает, начинаясь с легкой прерывистости речи. В благоприятных условиях прерывистость речи быстро исчезает. В неблагоприятных условиях она усиливается, переходя в заикание.
Причиной заикания является:
- усиленное развитие речи
- наследственный фактор. В генетическом коде малыша могут быть заложены патологические особенности, которые при неблагоприятных условиях приводят к заиканию.
- родители, которые рассчитывают вырастить из своего чада гения. Они заставляют ребенка произносить и заучивать наизусть трудные слова и предложения, пересказывать не по годам сложный речевой материал, ранние выступления при посторонних, воспитание детей без учета особенностей их нервной системы.
- недостаток информации на фоне недоразвития речи. Ему элементарно не хватает словарного запаса.
- чрезмерно быстрая речь. Такой ребенок торопится, подражая кому-то из окружающих, или пытается быстрее выразить свою мысль (особенно если взрослый сердится и подгоняет), «наталкивается» на трудный звук, «спотыкается» и повторяет его несколько раз.
- простое подражание
- неправильные методы воспитания (например, физические наказания) или сильный испуг. Например, малыш боится спать один в комнате, пугается темноты и просит не выключать свет.
- недостаток любви, тепла и положительных эмоциональных контактов в семье.
- при попытке переучить леворукого ребенка. Нужно учитывать, что леворукие малыши очень эмоциональны, у них повышенная тревожность и боязливость.
Однако перечисленные причины не у всех детей вызывают заикание. Большую роль играют предрасполагающие факторы: болезненное состояние нервной системы ребенка, его уязвимость, неуверенность в себе.
Заикание обычно усиливается в ситуации общения и ослабевает в условиях речи, обращенной к себе, а не к другим. По-разному протекает общение ребенка со взрослыми и детьми, с близкими и незнакомыми, с детьми старше и моложе себя, в коллективе или с единичным собеседником. Вне общения ребенок полностью освобождается от прерывистой речи. Он не заикается в речи без видимого собеседника или с мнимым собеседником, как это бывает в игре.
Заикающиеся дети 4х лет пользуются краткими ответами. Чаще всего на вопросы они отвечают одним словом, что характерно для естественнойразговорной речи в форме диалога. Они длительное время не понимают и не принимают требования отвечать развернуто.
У них не сформирована способность заниматься одновременно двумя видами деятельности, например: рисовать и слушать речь взрослых. Это связано с особенностями объема, распределения и переключения внимания детей данного возраста. Поэтому они не могут одновременно слушать вопросы и выполнять начатое действие, а также отвечать на вопросы в момент действия, как это доступно старшим детям. В таких случаях вместо ответа на вопрос дети говорят: «Подождите, я рисую».Или: «Подождите, я сейчас». Некоторые, наоборот, пытаются отвечать на заданный вопрос, но при этом они оставляют свою деятельность.
Эти дети воспринимают неживые предметы как живые и наделяют их речью. Чаще всего это проявляется в сюжетных играх с образными игрушками.
Для детей данного возраста характерна склонность к подражанию. В старших группах эта способность несколько ослабевает. Дети подражают взрослым во всем: в манере стоять, садиться, выполнять действия с предметами и говорить. Копируя взрослых, они могут дословно повторить не только некоторые их реплики, но и их интонацию, жесты, мимику.
Заикание проявляется так же в том, что дети начинают затрудняться в построении речи, не всегда могут быстро и точно подобрать нужные слова, иногда создается впечатление, что в момент высказывания, они не могут вспомнить названия некоторых предметов, действий, качеств, хотя имеютдостаточный по возрасту запас знаний и представлений. Самостоятельные высказывания детей начинают сопровождаться повтором слов, слогов, звуков, паузами при поиске слов.
В речи дошкольников много вставных слов и звуков: ну, вот, как его, и, ж др, В самостоятельных развернутых высказываниях часто встречаются незаконченные предложения, неточные, приближенные по смыслу ответы на вопросы, часто их рассказы бывают непоследовательными. Подробно описывая малозначащие детали, дети упускают главное содержание мысли. Некоторые заикающиеся говорят в более быстром темпе по сравнению со своими не заикающимися сверстниками. Довольно часто заикание сопровождается подергиванием век, морганием, постукиванием пальцами, притопыванием и т. д.
У заикающихся детей отмечаются специфические особенности общего и речевого поведения: повышенная импульсивность высказывания и в связи с этим недоучет точного содержания речи собеседника, слабость волевого напряжения, замедленное или опережающее включение в деятельность, неустойчивость внимания, несобранность, неумение вовремя переключиться с одного объекта на другой. Все это проявляется на фоне быстрой утомляемости, повышенной истощаемости и ведет к различного рода ошибкам при выполнении заданий.
Если заикание сохраняется в течении 6 месяцев, оно считается хроническим.
Постепенно дети с заиканием часто становятся стеснительными, страдают болезненной мнительностью и выраженным страхом перед высказыванием. Формируется логофобия
Различают два типа заикания: невротическое и неврозоподобное.
Невротическое заикание (логоневроз) появляется после психической травмы(чаще в 3-7 лет). Иногда ему может предшествовать немота (мутизм). Это заикание часто бывает ситуативным, то исчезает, то появляется (например: при смене привычной обстановки, начале обучения в школе, в подростковый период)
Неврозоподобное заикание появляется в 3-4 года, без видимых причин, постепенно. Оно может проявляется даже тогда, когда ребёнок разговаривает наедине с собой. Причина – органическое поражение различных отделов головного мозга на ранних этапах развития.
Необходимо медикаментозное лечение и коррекционно-развивающая работа для нормализации речи.
Покажите ребёнка неврологу
Запишитесь на консультацию к логопеду
Начните посещать логопедические занятия
Предназначение логопеда – помочь Вашему ребенку,научить его правильно слышать звуки и видеть буквы, читать слова, красиво и грамотно говорить.