Общим недоразвитием речи (ОНР) принято считать такие нарушения, при которых у ребенка с нормальным слухом и первично-сохранным интеллектом оказываются несформированными все компоненты языковой системы: фонетика, лексика и грамматика.
Произношение звуков. У детей несформированные 4-5 групп звуков (свистящие – [С], [3], [Ц], шипящие – [Ш], [Ж], [Щ], [Ч], сонорные – [Р], [Р’], [Л], [Л’], нередко мягкие и звонкие). У детей отмечается смешение (при восприятии на слух и произношении) звуков: [С] – [Ш], [3] – [Ж], [Р] – [Л], [Ч] -[Т’], [Ч] – [Щ], [Ч] – [Ц], [С’] – [Щ]). У многих детей нарушения звукопроизношения осложняются дизартрией , то есть вялостью, малоподвижностью артикуляционного аппарата, повышенным или пониженным мышечным тонусом языка.
Не сформирован фонематический слух (неспособность различать на слух близкие по звучанию и произношению звуки трава-драва, миска-мишка, коса-коза…), что приводит к трудностям формирования процессов письменной речи.
Так же слоговая структура и звуконаполняемость речи ребенка искажается в словах, содержащих различное количество слогов (вместо животик – тавотик, шкаф – саф, слепили – сипили, автобус – астобус и т.д.)
Словарный запас дошкольников с ОНР отстает от возрастной нормы, как количественно (менее 3500слов), так и качественно. Словарный запас находится на уровне бытовой повседневной ситуации. Дети затруднения в подбор синонимов (весёлый – радостный) и антонимов (холодный – горячий), родственных слов (мороз-морозильник, морозит, заморозки…), относительных прилагательных (вместо стул из дерева- деревянный, говорят «деревский»), слов, имеющих абстрактное значение, некоторых обобщений (транспорт, фрукты..).
Употребление приставочных глаголов (приехал, уехал, выехал, объехал), существительных, обозначающих профессии или названия спортсменов по видам спорта обнаруживает значительное количество ошибок. В словаре детей часто отсутствуют сложные существительные и прилагательные (длинноносый, белобокий), притяжательные прилагательные (заячий хвост, медвежья берлога).
Грамматическое оформление речи. Дети строят простые, нераспространенные и распространенные предложения с неправильным употреблением окончаний. В таких предложениях у большей части детей отмечаются нарушения согласования и управления (высокую дерево, дотронулся лоба, ухаживал белку…), пропуски или замены сложных предлогов («Ходил кино мама и бабушкой», «заяц прыгнул из дерева»), изменение порядка слов. Все дети затрудняются в построении сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Часто дошкольники и школьники с трудом понимают логико-грамматические конструкции (Например: как правильно?: «Шёл дождь, потому что я взял зонт» или «Я взял зонт, потому что шёл дождь»). Не знают, как закончить смысловую программу предложения (Цветы высохли, потому что…)
Нарушено состояние связной речи. Пересказ доступен детям только с помощью наводящих вопросов, а при составлении рассказов по картинкам чаще отмечается склонность к перечислению отдельных предметов или действий, с трудом прослеживается сюжетная линия. Для большинства детей непосильна задача выложить последовательность из четырех сюжетных картинок и составить по ним рассказ.
Поскольку речь ребенка зависит и от сформированности других высших психических функций. Приходится говорить о нарушении пространственных представлений, произвольного внимания, слухоречевой памяти – ребенок не может запомнить предложение из 5-6 слов.
Запишитесь на консультацию к логопеду
Начните посещать логопедические занятия
Предназначение логопеда – помочь Вашему ребенку,научить его правильно слышать звуки и видеть буквы, читать слова, красиво и грамотно говорить.
Хоть немного понятнее стало. А то слышать – слышал, а что такое ОНР – никто в садике не объяснял, лишь в общих чертах. С Рождеством вас!
Спасибо, Николай. И Вас С Рождеством!