К 4 годам в норме, ребёнок должен дифференцировать все звуки, т.е. у него должно быть сформировано фонематическое восприятие и заканчивается формирование правильного звукопроизношения.
При Фонетико-фонематических нарушениях дети нестойко употребляют звуки в речи. Некоторые звуки по инструкции изолированно ребёнок произносит правильно, но в речи они отсутствуют или заменяются другими. Иногда ребёнок одно и то же слово в разном контексте или при повторении произносит различно. Бывает, что у ребёнка звуки одной фонетической группы заменяются, звуки другой – искажаются.
Поскольку у детей нарушен фонематический слух, т.е. дети не различают фонемы в потоке речи, то страдает понимание речи (папа возит землю в дачке).
Без достаточной сформированности фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени – звукового анализа и синтеза (процесс противоположный анализу), но они тесно взаимосвязаны и неотделимы друг от друга
Сложные формы фонематического анализа появляются лишь в процессе специального обучения:
Фонематический синтез (с шести лет) – им не доступен процесс соединения частей в целое. Например, они не могут составить слово из звуков предъявленных в ненарушенной последовательности: к,о,т – кот.
Фонетические нарушения речи (не влияют на смысл слов) – это не правильное произношение (искажение) одного или нескольких звуков или говорит без дефектов, а на слух не различает большее число звуков из разных групп. У ребенка под влиянием различных причин (например, анатомического отклонения в строении или движении артикуляционного аппарата – зубов, челюсти, языка, неба – или подражания неправильной речи) складывается и закрепляется искаженное артикулирование (произношение) отдельных звуков, которое влияет лишь на внятность речи и не мешает нормальному развитию других её компонентов. Аграмматизмов в речи нет. Слоговая структура слов в соответствии с возрастом. В связной речи есть чёткая сюжетная линия.
Фонематические нарушения – это когда ребенок не только не правильно произносит те или иные звуки, но и недостаточно их различает, не улавливает разницы между оппозиционными звуками (каждая фонема (звук) отличается от всякой другой фонемы акустически и артикуляционно). Дети могут неправильно употреблять до 16-20 звуков
- заменяют сложных по артикуляции звуки более простыми, например: звуки [с], [ш] заменяется звуком [ф], звук [ж] заменяется звуком [в]; вместо [р], [л] – [л’], [й], свистящие [с], [з] и шипящие [ш], [ж] на [т], [т], [д], [д];
- не сформированы свистящие и шипящие ([с]-[с`], [з]-[з`], [ц], [ш], [ж], [ч], [щ]); [т`] и [д`]; звуки [л],[р], [р`]
- звонкие замещаются парными глухими [з]-[с], [ж]-[ш], [б]-[п], [г]-[к];
- недостаточно противопоставлены пары мягких и твёрдых звуков [с’]-[с], [з’]-[з];
- отсутствует согласный [й]; гласный [ы]
- смягчают звуки [с] – [с’], [ч] – [т’], [ш]-[щ].
Кроме того, у детей с ФФНР наблюдаются:
- общая смазанность речи,
- нечеткая дикция,
- некоторая задержка в формировании словаря
- задержка в формировании грамматического строя речи (ошибки в падежных окончаниях, употребление предлогов, согласовании прилагательных и числительных с существительными).
У детей с ФФНР низкий уровень развития фонематического восприятия. Им трудно:
- повторить за логопедом слоги с оппозиционными звуками (например: па- ба, ба-па),
- самостоятельно подобрать слова, начинающиеся на определенный звук, выделять начальный звук в слове,
- подобрать картинки на заданный звук и т.д.
Простые формы фонематического анализа появляются спонтанно:
- выделение (узнавание) заданного звука на фоне слова (с четырех лет)
- выделение начального ударного гласного из слова (с пяти лет).
- вычленение первого и последнего звука из слова
- определение его места (начало, середина, конец)
- определение количества звуков в словах – количественный анализ (с шести лет);
- определение последовательности звуков в слове – последовательный анализ (с шести лет)
- определение места звука в слове по отношению к другим звукам – позиционный анализ (с шести лет).
А без фонематического анализа и синтеза невозможно полноценное чтение и письмо.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи встречается у 10 – 20 % детей подготовительных групп.
Чаще всего дети с ФФНР – это дети с ринолалией, дизартрией, и некоторыми формами дислалии.
Запишитесь на консультацию к логопеду
Начните посещать логопедические занятия
Предназначение логопеда – помочь Вашему ребенку,научить его правильно слышать звуки и видеть буквы, читать слова, красиво и грамотно говорить.