Дислалия – нарушение звукопроизношения, которое наблюдается у ребёнка после 4 – 4,5 лет.
Дислалия является одним из наиболее распространенных дефектов произношения. Она встречается у 35-40 % детей дошкольного возраста, у 20-25 % детей школьного возраста, у людей старшего возраста дислалия встречается не менее 2%.
Существуют две формы дислалии: органическая и функциональная.
Органическая (механическая) – вызвана анатомическими дефектами органов речи:
1.Недостатки строения челюстно-зубной системы:
а) дефекты в строении зубного ряда:
- отсутствие передних зубов
- редкие передние зубы
- двойной ряд зубов
б) дефекты в строении челюстей:
- прогнатия (верхняя челюсть резко выдвинута вперёд)
- прогения (нижняя челюсть резко выдвинута вперёд)
- передний открытый прикус
- боковой, двусторонний прикус
2.Укороченная или слишком массивная уздечка языка.
3.Патологические изменения величины и формы языка.
4.Неправильное строение твёрдого и мягкого нёба.
5.Атипичное строение губ.
Однако не во всех случаях патологических отклонений в строении артикуляционного аппарата имеются нарушения звукопроизношения.
Обычно возникает нарушение в воспроизведении нескольких групп звуков. Коррекцию дефектов органов речи проводит врач ортодонт, стоматолог, а коррекцию звукопроизношения – логопед.
Функциональная дислалия – неправильное звукопроизношение, при котором дефектов в строении речевого аппарата нет.
Причины возникновения функциональной дислалии:
- Неправильное воспитание речи в семье (сюсюканье)
- Подражание плохо говорящим сверстникам
- Двуязычие в семье
- Педагогическая запущенность
- Недостаточное развитие фонематического слуха
- Недостаточная подвижность органов артикуляционного аппарата (неумение владеть и чувствовать свой язык и его положение в полости рта)
- Снижение слуха
- Отклонения в умственном развитии ребёнка
- Общая физическая ослабленность из-за частых соматических заболеваний, которые протекают в период наиболее интенсивного формирования речи
При функциональных дислалиях может нарушаться воспроизведение одного (до четырёх – простая) или нескольких звуков (от пяти и более – сложная).
Нарушения звукопроизношения в речи ребёнка при дислалии могут проявляться по — разному:
- звук отсутствует: ампа (лампа), акета (ракета)
- звук заменяется звуком, более простым по артикуляции [л] → [у]
- звук произносится искажённо, т.е. заменяется звуком, отсутствующим
в фонетической системе русского языка: например, вместо [р] произносится «горловой»; вместо с — межзубный [с]
В зависимости от того, как искажены звуки, нарушения имеют своё название:
- сигматизм – нарушение произношения свистящих [с], [с], [з], [з], [ц] и шипящих [ш], [ж], [ч], [щ]
- ротоцизм – нарушение произношения [р], [р’]
- ламбдацизм – нарушение произношения [л], [л’]
- дефекты произношения нёбных звуков: каппацизм – звуков [к], [к’], гаммацизм – звуков [г], [г’], хитизм – звуков [х], [х’], йотоцизм – звука [й].
- дефекты озвончения – нарушение произношения звонких согласных звуков, которые заменяются на парные глухие звуки: [б] – [п], [д] – [т], [в] – [ф], [з] –[с], [ж] – [ш], [г] – [к] и т.д.
- дефекты смягчения – нарушение произношения мягких звуков, которые заменяются на парные твёрдые звуки: [д] – [д’], [т] – [т’], [в]- [в’], [к] – [к’] и т.д.
Неустранённая в дошкольный период дислалия может повлечь за собой целый ряд осложнений и вызвать другие дефекты устной и письменной речи. У ребёнка может возникнуть целая цепь нарушений: фонетико-фонематических и лексико-грамматических. В результате сложной дислалии появляются нарушения фонематического восприятия, которое впоследствии вызывает общее недоразвитие речи (ОНР). А общее недоразвитие речи, если его не устранить в дошкольном возрасте, приводит к нарушению письма (дисграфия) и чтения (дислексия) .
Запишитесь на консультацию к логопеду
Начните посещать логопедические занятия
Предназначение логопеда – помочь Вашему ребенку,научить его правильно слышать звуки и видеть буквы, читать слова, красиво и грамотно говорить.