Я уже писала, что одной из проблем первоклассников является нарушение письма (дисграфия) Очень многие считают дисграфические ошибки нелепыми, обвиняют детей в невнимательности, небрежности. На самом деле причиной пропусков, перестановок букв в словах, перестановки и выпадения слогов, появление лишних букв или слогов в слове, не дописывание букв или слогов является несформированность фонематического восприятия и связанного с ним анализа и синтеза слова.
Умение слушать и выделять звуки, определять их последовательность предупреждают многие трудности обучения письму и чтению. Звуковая сторона языка – основа подготовки детей к обучению грамоте.
Что такое звуковой анализ слова? Это:
- определение порядка звуков в слове;
- выделение отдельных звуков;
- различение звуков по их качественным характеристикам (гласный – согласный, твердый – мягкий, звонкий – глухой)
Начинать вплотную заниматься звуковой стороной языка и обучать звуко-буквенному анализу необходимо именно в 5 лет. Так как именно в этом возрасте дети наиболее восприимчивы, чувствительны и предрасположены к чтению. Хотя есть и исключения.
Я предлагаю посмотреть 5- минутный ролик. В нем показана часть урока по грамоте “Звуки и буква “Й”. Ребенок с нарушениями речи. Посмотрите, как достаточно сложно усвоить термины (слово, слог, звук, согласный, гласный, звонкий, глухой, твердый, мягкий, ударный, безударный). Трудно дается определение ударного слога и звука. Ребенок должен самостоятельно выложить и последовательно рассказать все о слове, которое он “шифрует”. Помогают игровые персонажи – девочки и мальчики звуки. На данном занятии они заменяются уже квадратиками определенного цвета.
http://youtu.be/_S1zCvFgE3U
PS: Обратите внимание, когда занимаетесь с детьми: мы всегда произносим звуки не как буквы в алфавите. И при анализе слова, произносится “имя” звука, как он звучит в этом слове. Иначе звукового анализа не получится. Ребенок только запутается.
Если вам понравилась статья. Появился интерес к тому, как грамотно заниматься с детьми.
Спасибо за интересную и поучительную статью.
Всё точно. За своим сыном это наблюдала. Даже приглашала логопеда позаниматься с сыном. Теперь пишет грамотно, даже иногда спорим по поводу некоторых слов, как писать. Приходиться обращаться к словарю и бывает, что он прав, а я нет.
У моего ребенка были такие проблемы, но все само собой прошло.
Отличная статья! Спасибо!
спасибо за секреты мастерства – попробуем теперь сами позаниматься и звуки поставить.
здесь речь идет не о постановке звука, о том как этот звук узнавать и рассказывать о нем
Статья полезная для родителей маленьких детей
Спасибо за статью и видео, очень интересно
Действительно, в последнее время дисграфия стала очень частым “спутником” школьников. Чем раньше взрослые начнут принимать меры по ее профилактике и предупреждению, тем легче детям будет осваивать письменный русский язык. Уважаемые взрослые, если у Вашего малыша подобные проблемы, не ругайте, не оскорбляйте своего ребёнка “смотришь в книгу-видишь фигу!”, не заставляйте переписывать по 2-3 раза домашнюю работу! Толку в этом не будет. Этим вы разовьете неуверенность и ненависть к русскому языку. Поймите, ребёнок не виноват! Ему необходима помощь профессионального логопеда.