А вот и опросник: “Общение в игре в вопросах и ответах”.
Это достаточно длинный список, поэтому он разделен по темам, которые можно обсудить в нескольких беседах.
Пусть малыш сначала ответит на общие вопросы:
1.Что значит «дружно играть»? Что такое «дружба»? Назови своих друзей.
2. Из-за чего ребята чаще всего ссорятся, когда играют вместе?
3. Если у тебя что-то не получается, как попросить других детей о помощи?
4. Ты начал(а) с кем-то играть и хочешь, чтобы он(она) что-то сделал(а). Что ты скажешь?
5. Какие слова не стоит говорить во время игры? Что нельзя делать?
Начало игры:
1. Ты придумал(а) интересную игру (например в «пилотов» или «магазин»), как лучше позвать других детей поиграть в нее? Какие слова можно сказать, чтобы они согласились?
2. Какие «заклички» ты знаешь?
3. Что можно сказать приятного ребятам до начала игры? Почему это им понравится?
4. Вот ребята начали игру, а ты не успел(а) к началу. Как попросишь ребят, чтобы они тебя приняли?
5. Что ребята могут ответить? Какие ответы тебя обрадуют? Какие огорчат?
Отказ от совместной игры:
1. Если кто-то зовет тебя поиграть, а ты не хочешь, то как ты ответишь, чтобы не обидеть его?
2. Если ты попросил(а) взять тебя в игру к ребятам, а они тебе вежливо отказали, что ты на это скажешь?
3. Что можно сказать о девочке или мальчике, которым вежливо отказали, а они все равно предлагают поиграть снова и снова?
Суметь договориться:
1. Представь, что ты начал(а) играть с кем-то в «шоферов» (в «детский сад»). Он(а) предлагает на каком-то месте сделать гараж (раздевалку для детей). А тебе кажется, что это место больше подходит для автозаправки (спальни). Как сказать, что ты хочешь сделать по-другому, чтобы не расстроить его(ее)?
2. Какие слова не стоит говорить в этом случае? Почему?
3. Как можно поделить игрушки между собой, чтобы никому не было обидно?
4. Когда игрушки уже поделили, как узнать, что все согласны и довольны?
5. Если тебе не нравится, какая игрушка тебе досталась, то как надо сказать об этом?
Распределение ролей:
1. Когда надо решить, кто кем будет в игре, то как это сделать?
2. Какую считалку (певалку) ты знаешь? Как правильно считаться?
3. Если кто-то из ребят скажет: «Я главный, и все!», что лучше сказать ему в ответ?
4. Хорошо ли, когда один и тот же ребенок всегда главный в игре? Хорошо ли, когда ребята играют в «ловишки», а ловит всегда только один?
Детский психолог
PS: Кроме пользы для общения и игр ребенка, есть еще несколько «плюсов» такого опроса. А вот какая польза и что такое заклички, считалки, певалки и как их использовать узнаете в следующей статье.
Если вам понравилась статья. Появился интерес к тому, как помочь ребенку общаться.
Спасибо! за интересную и познавательную статью. Удачи Вам!
Огромное спасибо за то, что помогаете, даже напрямую, вопросами родителям, помочь нашим детям развиваться и правильно общаться!
Обязательно пройдусь по данным вопросам с ребенком.
Интересно прочитать как у детей происходит общение в игре и распределение ролей. С годами это практически и не меняется.
Спасибо за вопросы. Пройдемся обязательно
Хороший вариант воспитывать детей в игровой форме и деткам очень интересно.
Спасибо, отличный опросник! Возьму на заметку и поговорю на эту тему с сыном, задам ему такие вопросы)
Спасибо, может опробую на дочке
класс, класс, класс!!!! Все прочла с большим интересом, т.к. вижу для себя очень большую пользу от статьи. Мы правда пока не сильно еще разговорчивые, но думаю уже сейчас нужно начинать обсуждать тему дружбы и вежливой игры.