Еще один хороший способ научить ребенка рассказывать – это использование мнемотаблиц. Что это такое? Мнемотаблица – это рисунок или схема, имеющая определенный ситуационный смысл или информацию. Существуют готовые мнемотаблицы, но я предпочитаю мнемотаблицы, нарисованные по ходу занятия. Иногда рисую сама, но чаще это делают дети. Такое занятие им по душе, да и лучше запоминается, т.к. рисуют они собственные образы, ассоциации.
Кроме того, нарисованное запечатлевается в памяти лучше, потому что закрепляется не только слово, но и образ, и движение руки (как писали шпаргалки Вы сами).
Рассмотрим это на примере пересказывания истории «Рыболов». Наша цель: учить ребенка пересказывать текст с помощью графических рисунков. А так же автоматизировать в речи звук «Л»
- Сначала читается текст. Если ребенок уже читающий, то читает сам.
- Затем дробим текст на предложения. И каждое предложение схематично зарисовываем, как кадры в кино. Новые слова объясняем и сразу придумываем к ним рисунки. Для слов прилагательных ( теплый, колючий, холодный глубокий) ищем ассоциацию – то что ребенку сразу приходит в голову. Например, на слово «колючий» один может представить ежика, а другой елку. Слово-ассоциация у каждого свое. Поэтому у разных детей на один рассказ будут разные картинки.
- После того как наше «кино» нарисовано, ребенок с легкостью пересказывает текст, потому что он его эмоционально пережил.
«Рыболов»
Он знал места, где ловится плотва.
(озеро – место)
(тепло – песок на пляже)
(недолго – часы)
(омут – глубокая яма)
Рыба попадалась всякая: и мелкая, и крупная.
Наловив много плотвы, Володя смотал удочку.
(много – ведро)
Оттолкнулся веслами и поплыл домой.
Готовые рисунки можно выложит лентой или как у меня.
Таким образом, мнемотаблица помогает развивать память, воображение, мышление. Если ребенок рисует сам, то развивается мелкая моторика. При регулярном использовании такого способа запоминания текста, у детей вырабатывается хорошая привычка перекодировать образы в символы и наоборот. Это, конечно же, поможет учиться в школе, при написание изложений, сочинений, диктантов, и в математике при составлении и решении задач.
Если вам понравилась статья. Появился интерес к тому, как можно легко заниматься с детьми.
Интересная методика и полезный сайт. Вы молодец.
Спасибо!
Мне очень нравится идея мнемотаблиц; сама их часто применяю, но только при обучении английскому языку!
Помню, я тоже английский так учила
Да отличная статья, чувствуется рука профессионала. Спасибо!
Отличная методика! Спасибо Вам, что помогаете нашим деткам лучше развиваться)!
Пожалуйста!
все гениальное просто
Согласна
Спасибо все так просто
Впервые попала на ваш сайт и очень увлеклась, столько полезной информации! Спасибо! Пытаюсь осилить деловой английский, думаю мнемотаблицы пригодятся!
Конечно помогут
Первый раз слышу о такой методике. Очень интересно!
Очень классная методика!
Я вот еще интересуюсь интеллект-картами, очень схожи принципы
При помощи образов можно даже языки иностранные учить. У меня дома лежит книга Самвела Габриеляна – там 2000 слов и еще больше различных картинок!
У меня тоже эта книга есть. Принцип немножко другой, но его тоже используем с детьми
Как интересно… Такой метод думаю заинтересует обоих, и ребенка и родителя. Спасибо.
I would have had that ifnormtaion earlier!
Как здорово! Спасибо! Попробую так с ребенком поиграть. Она и рисовать любит и с пересказом проблемы.
Мы с дочкой так частенько стихи учим:)
Молодцы!
Хорошая методика! Покажу дочке, как надо заниматься с внуком.
А еще большая проблема. Нежелание первоклашки учить уроки вообще. Подготовка домашнего задания растягивается на часы, да и толку мало с такой подготовкой. Просто не знаю уж е, как своим и помочь.
Здорово, даже самой было интересно проследить, как развивался сюжет по таким таблицам.
Пинг: Учим скороговорки | Логопед и дети