Современные мамочки очень обеспокоены массовостью речевых нарушений у детей и пытаются правильно развивать своих малышей уже с раннего возраста. Чаще стали появляться вопросы у молодых родителей:
- Как лучше развивать речь детей в раннем возрасте?
- Можно ли использовать нетрадиционные приемы для развития речи малышей?
- Можно ли применять Су-джок терапия для детей в раннем возрасте?
- Если можно, то как начинать работать с детьми с массажерами, какие игры использовать?
Сегодняшняя статья и видео поможет ответить на эти вопросы. Своим опытом работы делится Константинова Елена Геннадьевна – учитель-логопед высшей категории МАДОУ «ЦРР-детский сад № 394» города Перми.
Актуальность
Какова роль родного языка в развитии ребенка? «Конечно, огромная!» – скажете вы. Именно родной язык помогает нашим детям познавать окружающий мир и является средством общения. Те дети, которые не получили в раннем возрасте определенное речевое развитие, с большим трудом в дальнейшем наверстывают упущенное. Именно в этом периоде ребенок должен самостоятельно пользоваться словами, проявлять интерес к увиденному и услышанному.
Это подвело нас к мысли о необходимости больше внимания уделять именно развитию речи детей раннего возраста. Не секрет, что в этих группах в основном заботятся о создании комфорта. А ведь именно в раннем возрасте закладываются основы грамотной, четкой, выразительной речи, и ведется работа по развитию интереса ко всему, что нас окружает.
Наблюдая за игровой деятельностью детей, принимая участие в играх, у нас сложилось определенное представление об их речевом уровне развития. Выяснилось, что не все дети одинаково овладевают речью. Речь у большинства детей этого возраста характеризуется бедностью словаря, несформированностью фонематического слуха, связной речи, у них нарушен грамматический строй, речевое дыхание, страдает звукопроизношение. Страдает и сенсорное развитие детей: более 50% не называют цвет, форму, величину предметов.
Наши наблюдения показали, что только у 55% детей данного возраста речевое развитие соответствует норме. У остальных наблюдается задержка речевого развития.
Одним из направлений педагогической работы по развитию речи детей раннего и младшего возраста является работа по укреплению мышц мелкой моторики и движению кистей рук.
От степени сформированности мелкой моторики пальцев рук зависит речевое развитие ребенка. Чтобы работа по данному направлению была успешной, необходимо подобрать эффективные методы и приемы.
Нас заинтересовали нетрадиционные формы работы с детьми раннего и младшего возраста. Смогут ли они оправдать наши надежды?
Су-джок терапия – одна из них. «Это лучшая система самооздоровления, обладающая высокой эффективностью, безопасностью и простотой!» – доказывают корейские ученые.
«Су» по-корейски – кисть, «джок» – стопа. Для лечебного воздействия необходимо используют только те точки, которые находятся на кистях рук и стопах.
Мы используем Су-джок массажеры – массажные шарики в комплекте с массажными металлическими кольцами в сочетании с играми и упражнениями по развитию речи. Шариком можно стимулировать зоны на ладонях, а массажные колечки надеваются на пальчики. Ими массируются труднодоступные места.
Приемы работы по использованию Су-джок-массажеров
Массажный шарик
Учить:
- Удерживать колючий шарик на расправленной ладошке каждой руки
- Удерживать шарик на расправленной ладошке левой руки прижатый сверху ладошкой правой руки и наоборот
- Сжимать и разжимать шарик в кулачок каждой рукой
- Каждым пальчиком надавливать на иголочки шарика каждой руки
- Надавливать щепотью каждой руки на иголочки шарика
- Удерживать колючий шарик тремя пальчиками каждой руки (большой, указательный, средний)
- Захватывать колючий шарик тремя пальчиками и передвигаться им по дорожкам разной конфигурации
- Прокатывать колючий шарик по ладошке правой и левой руки круговыми движениями в разные стороны
- Прокатывать колючий шарик вдоль расправленных ладошек вверх-вниз
Надеть кольцо на большой палец, и передвигать его вверх- вниз до конца, помогая большим и указательным пальцем другой руки. Промассировать поочередно все пальцы обеих рук.
Массаж проводится первоначально педагогом, родителем, затем самостоятельно под их присмотром.
Кольцо не рекомендуется:
-растягивать, т.к. оно потеряет массажные свойства.
-оставлять на пальце без движений.
Су-джок терапия создает функциональную базу для быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц, для целенаправленной оптимальной речевой работы с ребенком и повышению физической и умственной работоспособности детей.
Великий немецкий философ И. Кант писал, что рука является вышедшим наружу головным мозгом. На кистях рук имеются точки и зоны, которые взаимосвязаны с внутренними органами и различными зонами коры головного мозга.
Области коры головного мозга, отвечающие за движения органов речи и управляющие движениями пальцев рук, расположены в непосредственной близости друг от друга. Идущие в кору головного мозга нервные импульсы от пальцев рук «тревожат» расположенные по соседству речевые зоны, стимулируя их активную деятельность. Су-джок терапия направлена на активизацию зон коры головного мозга с целью профилактики и коррекции речевых нарушений, так как стимуляция биоэнергетических точек способствует созреванию нервных клеток и их активному функционированию.
Ранний возраст – благоприятное время для сенсорного развития, без которого не смогут сформироваться умственные способности ребенка и развиться речь.
Существует пять чувств познания – это зрение, слух, осязание, обоняние и вкус, благодаря которым дети раннего и младшего возраста познают окружающий мир. Взяв это за основу при освоении приемов работы Су-джок массажоров, нами разработана система развивающих игр и упражнений на закрепление цвета, формы, величины, развитие мелкой моторики, фонематического слуха, правильного речевого дыхания, связной речи.
Сочетание работы Су-джок терапии с упражнениями по развитию сенсомоторных навыков позволяет быстрому развитию психических процессов детей, укреплению мышц мелкой моторики, и конечно, развитию речи.
Использование Су-джок терапии помогает открывать новые методы и приемы, что в свою очередь способствует не только развитию мелкой моторики, но и развитию таких сторон языковой системы, как фонематический слух, словарь, грамматический строй, связная речь.
Цель:
Использование игр и упражнений с элементами Су-джок терапии для закрепления сенсомоторных навыков и развития речи детей раннего и младшего возраста.
Задачи:
- Продолжать развивать в играх и упражнениях лексику, грамматику, ф/слух, связную речь с использованием Су-джок – массажеров;
- Использовать пять чувств познания: слух, зрение, осязание, обоняние, вкус в овладении приемами работы Су-джок – массажеров;
- Развивать мелкую моторику для стимулирования речевых областей в коре головного мозга с помощью Су-джок массажеров.
- Совершенствовать навыки пространственной ориентации, развивать память.
Для реализации задач выбираем следующие формы работы с использованием пяти чувств познания – слух, зрение, осязание, обоняние, вкус:
- формирование фонематического слуха;
- различение цвета, формы, величины, поверхности предмета;
- развитие мелкой моторики, навыков пространственной ориентировки;
- работа над правильным речевым дыханием;
- развитие вкусовых ощущений.
Используя элементы Су-джок терапии, применяем следующие методы и приемы:
- Словесные (потешки, стишки, сказки)
- Игровые (игра, игровые упражнения)
- Наглядные ( предметные картинки, схемы, иллюстрации)
- Практические (массаж кистей, пальцев рук)
Су-джок терапия проводится поэтапно:
1 этап:
Знакомство с Су-джок – массажерами и правилами его использования.
2 этап:
Закрепление приемов работы в играх и упражнениях по развитию речи.
3 этап:
Самостоятельное использование колючих шариков в игре.
Форма организации: индивидуальная и подгрупповая.
Сроки реализации: комплекс игр с элементами Су-джок терапии используется как часть развивающей работы педагога с детьми раннего и младшего возраста в рамках общеобразовательной программы в течение учебного года.
Результативность
Результаты мониторинга: в 2012-2013 учебном году было обследовано 16 детей раннего и младшего возраста ( 2,5 – 3,5 года).
При систематическом использовании комплексов речевых игр с Су-джок массажёрами, наблюдается положительная динамика в развитии речи у 78% детей: к концу года дети самостоятельно играли с колючими шариками, прокатывая их в ладошках; на вопросы педагога отвечали фразой, простым предложением, согласовывая слова по роду, числу; у детей сформировался фонематический слух, они научились в играх дифференцировать громкие и тихие звуки, называть правильно цвет, форму, величину предмета; охотно вступали в речевые контакты с педагогом и близкими людьми.
В результате использования игр с элементами Су-джок терапии:
- Развивается речь, внимание, память, мышление, необходимые для становления учебной деятельности.
- Развивается моторный праксис (общая и мелкая моторика)
- Стимулируются речевые зоны коры головного мозга;
В дальнейшем планируется продолжать работу по развитию речи детей в играх с элементами Су-джок массажеров.
Комплексы речевых игр и упражнений можно рекомендовать логопедам, воспитателям общеобразовательных и коррекционных групп, родителям.
Дорогой, Друг! Если Вам понравилась статья. Появился интерес к тому, как грамотно заниматься с ребенком, пожалуйста, нажми на кнопку “+1″ и “Ретвит”, поделись ссылками со своими друзьями в соц. сетях, оставь комментарий.
Как жаль, что у нас в городе нет таких центров и нет возможности найти логопеда, который бы занимался по этой методике! Спасибо за информацию, попробую поискать что-то подобное для занятий с сыном
Хорошая программка – будем использовать:)
Хорошие упражнения. Жаль, что многого не знала, понимаю, сколько всего упущено.