Продолжаем знакомиться с новыми простыми приемами рисования для детей. И снова на помощь приходят простые геометрические фигуры, разнообразные линии и штрихи. Вашему малышу непременно удастся освоить рассказывание о птицах и рисование шаг за шагом. Для того, чтобы процесс стал увлекательным и разнообразным, подобран речевой и игровой материал. Кроме совместной изобразительной деятельности, Вы пополните запас знаний ребенка о птицах вообще и домашних в частности.
Подготовка
Выбирайте книги, мультфильмы и настольные игры с соответствующей тематикой. Рассматривая иллюстрации (или слайды и презентации), обращайте внимание ребенка на оперение, особенности строения, среду обитания птиц.
Как рассказывать о птицах?
Разнообразие птиц велико, их насчитывается свыше 9 тысяч видов. Бывают птицы очень крупные, с широким размахом крыльев. Есть совсем маленькие, размером с бабочку или стрекозу. Некоторые пернатые летают в заоблачных высотах, другие совершенно не могут подняться в воздух. Птицы селятся в дуплах, вьют гнезда на земле, в ветвях деревьев, в обрывах берегов рек.
Они живут всюду: в жарких странах и во льдах, на горных вершинах и на земле, в пустыне и у водоемов. Некоторые птицы могут существовать только благодаря заботе и защите человека. Есть широко известные виды пернатых, а есть редкие, малоизученные и исчезающие.
Питание птиц бывает разным: для одних это рыба, другие предпочитают насекомых. Хищники едят других птиц или зверей, но есть и те, кто питается только растительной пищей (семенами и ягодами).
У одних птиц детеныши появляются голенькими и беспомощными. Родители долгое время заботятся о них (приносят пищу, согревают, защищают). Но есть птенцы, способные практически с момента появления на свет встать на ноги, найти себе еду, спрятаться от опасности (страусы).
У птиц много и схожих черт, и различий. Ученые орнитологи изучают птиц, объединяют их в группы (отряды, семейства, виды и т.д.). Кроме названий, которые ученые дают птицам, есть неофициальные (народные) имена. Голос цвет или особенности поведения подсказывают людям имена пернатых.
Люди в разных странах называют одних и тех же животных по-разному, на родном языке. Чтобы не возникло путаницы, о ком говорят, ученые ввели названия на латинском языке. Когда говорят об именах птиц, можно сравнить их с человеческими, ведь они тоже состоят из нескольких частей. Это была идея Карла Линнея, он предложил назвать животных двойными именами. Например, большую синицу он назвал «парус майор». У нее даже есть своеобразная фамилия, как у этого ученого, ведь он впервые описал ее (парус майор Линнея).
Рассказывать о птицах, упомянув ключевые моменты, удобно по плану:
• Кто это? Название.
• Какой размер и цвет?
• Части тела и чем оно покрыто?
• Какой голос?
• Чем питается? Хищник?
• Как передвигается?
• Где живет (домашняя или дикая птица)?
• Образ жизни (дневной, ночной), повадки.
• Детеныши. Когда появляются?
• О домашних: в чем польза для человека?
• О диких: перелетные или зимующие?
При ответах на вопросы получается , к примеру, следующий рассказ:
“Это петух. Он большой и разноцветный. У него два больших крыла, две лапы с когтями и шпорами. На голове красный гребешок, под клювом бородка. Глаза маленькие. У петуха большой красивый хвост. Тело покрыто перьями. Он кричит: «Ку-ка-ре-ку!», кукарекает. Любит клевать зерно и червяков. Петух ходит и может взлететь на что-нибудь высокое, например, забор. Но летать, как другие птицы он не умеет. Петух живет в курятнике вместе с курами. Это домашняя птица. Его птенцы называются цыплятами. Человек получает от него перо, пух и мясо”.
Вот красавец-петушок. Нарисовать его не так просто. Зато раскрашивать готовую птицу – одно удовольствие. Чем больше полос выведет ребенок на хвосте, тем более ярким он получится. Мне приходилось наблюдать за соревнованием двух дошколят, которые старательно выбирали цвета для раскрашивания. В итоге у одного мальчика получился петух по имени Радуга, а у другого Огонек. Дети умудрились использовать все цветные карандаши, их в коробке было 24.
Рисование птиц
О материалах и инструментах, необходимых для рисования упоминалось в предыдущей статье, проверьте, все ли Вы приготовили. Напоминаю, что целью пошагового рисования является узнаваемое изображение, которое выполняется достаточно легко и быстро даже ребенком дошкольного возраста.
Птенчики. Приступаем к изображению птичьих малышей. Круги и плавные линии – в основе рисунка. Несколько дополнительных штрихов и пингвиненок станет цыпленком.
Птичий дворик
Для рисования курицы снова используем геометрические фигуры. Хвостик веером топорщится вверх, крылышки прижаты к бокам. Чтобы изменить положение курочки нужно просто нарисовать шею и голову под другим углом.
Уточка-красавица во дворе живет… Ребенку ее нарисовать будет легко. Если уточка будет плавать, то просто обозначается контур водоема, добавляются волнистые короткие линии (рябь). После купания птица возвращается домой, шлепает перепончатыми лапками. Напомните малышу, что утки бывают дикие (их можно увидеть на водоемах в черте города) и домашними.
Теперь, когда ребенок умеет изображать домашних птиц, можно создать целый деревенский дворик, как на картинке ниже.
Придумайте вместе с ребенком небольшой рассказ по рисунку, используя план, приведенный выше.
Небольшой приятный сюрприз – чтение забавного рассказа с картинками вместо слов.
Благодаря новому материалу Ваш малыш узнает много нового о пернатых друзьях, научится составлять рассказ о них и сможет изобразить курицу, утку, петуха, цыпленка. Рассказывание о птицах и рисование шаг за шагом станет комплексным развивающим заданием.
P.S. Найдите время и возможность показать ребенку живых домашних птиц. Пусть во время поездки в деревню понаблюдает за ними, узнает, как нужно ухаживать.
Детский психолог
Анна Зубарева
Спасибо за статью. Мне очень понравилось описание рисования птиц. Очень просто.Каждый сможет изобразить такую красоту.