Сегодня мы будем учить скороговорки для автоматизации звуков.
Скороговорка относится к жанру устного народного творчества. Это специально подобранная шуточная поговорка, прибаутка или фраза, с трудно выговариваемым подбором звуков, которую надо быстро произнести.
Скороговорки появились на Руси очень давно. И изначально скороговорки были придуманы для развлечения. Народ собирался на праздниках и придумывал различные развлекательные забавы. В том числе и скороговорки. Ведь часто даже простую скороговорку произнести быстро несколько раз бывает сложно и очень смешно.
В дальнейшем скороговорки стали использовать для обучения детей хорошо говорить.
Сегодня этот жанр народного творчества широко используется не только для детей, но и для всех, кому необходимо или хочется выразительно и внятно говорить: это и при подготовке артистов, дикторов, преподавателей и т.д.
Скороговорки обязательно используются логопедами для автоматизации поставленных звуков в речи. Так как тренировка произношения сложных звуков дает в результате чистоту, отчетливость, шлифует речь.
К тому же, упражняясь в произнесении скороговорок, ребенок учится понимать смысл, значение, интонацию и взаимосвязь слов в тексте. Он учится отслеживать свое произношение, не «съедать» окончания слов, правильно ставить ударения, ведь от этого может поменяться весь смысл текста. У него тренируется память.
Еще одно важное качество, которое помогает развить разучивание скороговорок – это внимание к тому, что говорят другие, т.е. слушать, умение концентрироваться.
Тем не менее, дети воспринимают скороговорки, как игру. Ведь можно посмеяться, пошутить над собой и над другими, когда не получается правильно сказать заковыристое предложение. К тому же текст обычно в скороговорках шуточный, веселый, из жизни, который сам по себе обязательно вызывает смех.
Поэтому скороговорки – отличное средство для правильного развития речи детей. Можно использовать скороговорки на занятиях, в любой другой деятельности.
А можно предложить детям, да и самим попробовать сочинять скороговорки. Это очень увлекательно.
На сегодняшний день очень много книжек со скороговорками. Это и старинные народные и современные скороговорки. Как правило в книгах есть яркие иллюстрации или раскраски к стишкам. А в интернете можно найти мнемосхемы для скороговорок. Все это можно найти, купить, скачать. Главное грамотно разучить и использовать.
Ну а теперь о том, как разучивать скороговорки именно для автоматизации поставленных звуков. Ведь каждая отдельная скороговорка тренирует определенные навыки произношение конкретного «проблемного» звука.
1. Начинать нужно разучивать сначала короткие и простые скороговорки, и постепенно переходить к более сложным рифмам.
2. Вначале надо произнести скороговорку очень медленно, четко, по слогам. Цель этого шага – правильно выучить скороговорку.
Если встречаются незнакомые слова, надо их объяснить ребенку, а еще показать картинку или нарисовать содержание фразы (мнемосхему).
3. Надо помнить, что ребенок, когда учится произносить сложный для него звук, смотрит на рот говорящего. Поэтому важна артикуляция взрослого во время проговаривания текста.
Четко произносите все звуки: и гласные, и согласные. Произносите утрированно проблемные согласные звуки, особенно в конце слова. Это очень важно, чтобы окончания слов не проглатывались. Сейчас главное правильно выучить и слова, и произношение.
4. Как только текст выучен наизусть можно его в беззвучном режиме. Здесь будет работать только артикуляционный аппарат – без голоса, только губы, зубы и язык.
5. Затем можно произносить скороговорки шепотом четко и понятно полностью от начала до конца.
6. И только на следующем этапе произносить текст вслух, но медленно и слитно, всю фразу целиком, без ошибок.
7. Пусть ребенок произнесет скороговорку медленно и четко несколько раз подряд (3-5-10 раз) в зависимости от возраста и навыков ребенка..
8. А теперь можно потренировать актерские способности. Поиграйте с интонацией. Пусть ребенок произносит скороговорку: вопросительно, утвердительно, восклицательно, радостно или грустно, задумчиво, сердито, разными голосами, напевая.
9. И только после этого предложить ребенку произносите всю скороговорку целиком быстро и без ошибок. Предложите ребенку повторить ее трижды в быстром темпе.
В качестве примера, предлагаю разучить с детьми такие скороговорки:
Скороговорки для автоматизации звуков Л и Ль
Скороговорки на автоматизацию звуков Р и Рь
Скороговорки на дифференциацию Р-Л, Рь-Ль
Книги со скороговорками
Дорогой, Друг! Если Вам понравилась статья. Появился интерес к тому, как грамотно заниматься с ребенком, пожалуйста, нажми на кнопку “+1″ и “Ретвит”, поделись ссылками со своими друзьями в соц. сетях, оставь комментарий.
Да, не раз мне приходилось детей учить произносить скороговорки. Сначала дети пытаются сразу произносить быстро. Потом я им объясняю, что надо натренировать себя все правильно произносить не торопять. Вот не любят дети этот момент! Все торопятся вперед))) Но результата мы всегда достигали.
А я раньше не могла выговорить быстро слово “с подвыподвертом”. Удалось запомнить только когда ставишь ударение на окончание, а затем становится легко произносить при ударении на слог “вы”.
Пинг: Смотрим мультфильмы и учим скороговорки | Логопед и дети
Очень много скороговорок и каждая интересная и полезная!
Терпение и труд все перетрут. Не нужно спешить, это действительно важно!