Учим скороговорки

Шла Саша по шоссе...Сегодня  мы будем учить скороговорки для автоматизации звуков.

Скороговорка относится к жанру устного народного творчества. Это специально подобранная шуточная поговорка, прибаутка или фраза, с трудно выговариваемым подбором звуков, которую надо быстро произнести.

Скороговорки появились на Руси очень давно. И изначально скороговорки были придуманы для развлечения. Народ собирался на праздниках и придумывал различные развлекательные забавы. В том числе и скороговорки. Ведь часто даже простую скороговорку  произнести быстро несколько раз бывает сложно и очень смешно.

В дальнейшем скороговорки стали использовать для обучения детей хорошо говорить.

Сегодня этот жанр народного творчества широко используется не только для детей, но и для всех, кому необходимо или хочется выразительно и внятно говорить: это и при подготовке артистов, дикторов, преподавателей и т.д.

Скороговорки обязательно используются логопедами для автоматизации поставленных звуков в речи.  Так как тренировка произношения сложных звуков дает в результате чистоту, отчетливость, шлифует речь.

К тому же, упражняясь в произнесении скороговорок, ребенок учится понимать смысл, значение, интонацию и взаимосвязь слов в тексте. Он учится отслеживать свое произношение, не «съедать» окончания слов, правильно ставить ударения, ведь от этого может поменяться весь смысл текста. У него тренируется память.

Еще одно важное качество, которое помогает развить разучивание скороговорок – это внимание к тому, что говорят другие, т.е. слушать, умение концентрироваться.

Тем не менее, дети воспринимают скороговорки, как игру. Ведь можно посмеяться, пошутить над собой и над другими, когда не получается правильно сказать заковыристое предложение. К тому же  текст обычно в скороговорках  шуточный, веселый, из жизни, который сам по себе обязательно вызывает смех.

Поэтому скороговорки – отличное средство для правильного развития речи детей. Можно использовать скороговорки на занятиях, в любой другой деятельности.

А можно предложить детям, да и самим попробовать сочинять скороговорки. Это очень увлекательно.

На сегодняшний день очень много книжек со скороговорками. Это и старинные народные и современные скороговорки. Как правило в книгах есть яркие иллюстрации или раскраски к стишкам. А в интернете можно найти мнемосхемы для скороговорок. Все это можно найти, купить, скачать. Главное грамотно разучить и использовать.

Ну а теперь о том, как разучивать скороговорки именно для автоматизации поставленных звуков. Ведь каждая отдельная скороговорка тренирует определенные навыки произношение конкретного «проблемного» звука.

1.         Начинать нужно разучивать сначала короткие и простые скороговорки, и постепенно переходить к более сложным рифмам.

2.         Вначале надо произнести скороговорку очень медленно, четко, по слогам. Цель этого шага – правильно выучить скороговорку.

Если встречаются незнакомые слова, надо их объяснить ребенку, а еще показать картинку или нарисовать содержание фразы (мнемосхему).

3.         Надо помнить, что ребенок, когда учится произносить сложный для него звук, смотрит на рот говорящего. Поэтому важна артикуляция взрослого во время проговаривания текста.

Четко произносите все звуки: и гласные, и согласные. Произносите утрированно проблемные согласные звуки, особенно в  конце слова. Это очень важно, чтобы окончания слов не проглатывались. Сейчас главное правильно выучить и слова, и произношение.

4.         Как только текст выучен наизусть можно его в беззвучном режиме. Здесь будет работать только артикуляционный аппарат – без голоса, только губы, зубы и язык.

5.          Затем можно произносить скороговорки шепотом четко и понятно полностью от начала до конца.

6.          И только на следующем этапе произносить текст вслух, но медленно и слитно, всю фразу целиком, без ошибок.

7.          Пусть ребенок произнесет скороговорку медленно и четко несколько раз подряд (3-5-10 раз) в зависимости от возраста и навыков ребенка..

8.          А теперь можно потренировать актерские способности. Поиграйте с интонацией. Пусть ребенок произносит скороговорку: вопросительно, утвердительно, восклицательно, радостно или грустно, задумчиво, сердито, разными голосами, напевая.

9.          И только после этого предложить ребенку произносите всю скороговорку целиком быстро и без ошибок. Предложите ребенку повторить ее трижды в быстром темпе.

В качестве примера, предлагаю разучить с детьми такие скороговорки:

Скороговорки для автоматизации звуков Л и Ль

Глядят подсолнушки на солнышко...

Глядят подсолнушки на солнышко,

А подсолнушки на солнышко

Плавал Лева на плоту

И ловил с плота плотву

 Плавал Лева на плоту...
 Не жалела мама мыла...

Не жалела мама мыла.

Мама Милу мыла мылом.

Мила мыла не любила.

Мыло Мила уронила.

Были галчата в гостях у волчат.

Были волчата в гостях у галчат.

Нынче волчата галдят, как галчата,

И, как волчата, галчата молчат.

 Были галчата в гостях у волчат...
 У ежа и у елки иголки колки

У ежа и у елки иголки колки

Стол около кола.

Кол около стола.

 Стол около кола. Кол около стола
 Клава клала лук на полку...

Клава клала лук на полку,

Позвала к себе Николку.

Лебеди летели и на воду сели,

Сели – посидели, снова улетели.

 Лебеди летели и на воду сели...
 Ехали мы, ехали, до ели доехали...

Ехали мы, ехали, до ели доехали,

Ель объехали, и домой поехали.

У Лады убежало молоко.

У Лолы убежало толокно.

 У Лады убежало молоко...
 Фекла ела свеклу...

Фекла ела свеклу,

Свеклу ела Фекла.

Скороговорки на автоматизацию звуков Р и Рь

У репки да редьки корень крепкий

 У репки да редьки корень крепкий
 Ехал Грека через реку...

Ехал Грека через реку,

Видит Грека – в реке рак,

Сунул Грека руку в реку,

Рак за руку Грека цап.

- Расскажите про покупки.

- Про какие про покупки?

- Про покупки, про покупки,

про покупочки мои.

 Расскажите про покупки...
 Морковка на грядке, пятерка в тетрадке

Морковка на грядке, пятерка в тетрадке.

Собирала Маргарита маргаритки на горе, Растеряла Маргарита маргаритки во дворе.

 Собирала Маргарита маргаритки на горе
 Рассердился Егор...

Рассердился Егор на таракана с комаром.

За тараканом – с барабаном,

За комаром – с топором.

Заяц Егорка свалился под горку в озёрко.

Бегите под горку, спасайте Егорку

 Заяц Егорка свалился под горку в озёрко...
 Очень рад баран: У барана барабан...

Очень рад баран:

У барана барабан.

Барабан в барабан барабанит,

Барабанит баран в барабан.

Один рой комаров – за горой,

А второй – под горой.

 Один рой комаров - за горой...
 В огороде у Федоры – помидоры...

В огороде у Федоры – помидоры.

За забором у Федоры – мухоморы.

Загорелся светофор

Мы проехали во двор.

 Загорелся светофор – Мы проехали во двор
 Варя варит варенье...

Варя варит варенье

И повторяет стихотворенье

Все скороговорки переговори.

Да все выговори.

 Все скороговорки переговори...

Скороговорки на дифференциацию Р-Л, Рь-Ль

Карл у Клары украл кораллы...

Карл у Клары украл кораллы.

А Клара у Карла украла кларнет.

Свинья белорыла, тупорыла,

Полдвора рылом изрыла.

 Свинья белорыла, тупорыла, Полдвора рылом изрыла
 Сшит колпак не по - колпаковски...

Сшит колпак не по – колпаковски, надо его переколпаковать.

Кто колпак переколпакует, тому полколпака гороху.

Полпогреба репы,

Полколпака гороху.

 Полпогреба репы, Полколпака гороху
 Ландыши Валера рвал...

Ландыши Валера рвал,

Ларе ландыши давал.

Лара ландыши брала,

Рада ландышам была.

Крылья у орла, крылышки у орленка,

Перья у перепела, перышки у перепеленка.

 Крылья у орла, крылышки у орленка...
 Орел на горе, Перо на орле

Орел на горе,

Перо на орле.

В море росли водоросли.

 В море росли водоросли
Ведра повисли на коромысле...

Ведра повисли на коромысле,

А коромысло на плече повисло.

 Шли туристы на привал...

Шли туристы на привал

Через горный перевал.

Перевал перевалили,

Суп с перловкою сварили.

Валерия едет в Карелию,

Яков едет в Краков,

Ростислав в Ярославль,

Карл и Варвара – в Карловы Вары.

 Валерия едет в Карелию...
 Макароны ел Макар – В рот ему влетел комар

Макароны ел Макар

В рот ему влетел комар.

Акулы зубасты,

Тигры клыкасты,

Сороки крикливы,

А зайцы трусливы.

 Акулы зубасты...

Книги со скороговорками

Книги со скороговорками

 Дорогой, Друг! Если Вам понравилась статья. Появился интерес к тому, как грамотно заниматься с ребенком, пожалуйста, нажми на кнопку “+1″ и “Ретвит”, поделись ссылками со своими друзьями в соц. сетях, оставь комментарий.

Вы хотите знать, как грамотно заниматься дома с вашим ребенком? Подпишитесь на обновление сайта, и Вы всегда будете знать, когда появилась новая статья:
Ваш e-mail: *
Ваше имя*

Сделайте доброе дело, нажмите кнопку :

Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal

Эта запись была опубликована в рубрике Для специалистов, Звукопроизношение, Развиваем речь, Стихи о детях и для детей, Учим стихи и отмечена метками , , . Добавить в закладки ссылку.

4 в ответ на Учим скороговорки:

  1. Да, не раз мне приходилось детей учить произносить скороговорки. Сначала дети пытаются сразу произносить быстро. Потом я им объясняю, что надо натренировать себя все правильно произносить не торопять. Вот не любят дети этот момент! Все торопятся вперед))) Но результата мы всегда достигали.

  2. Екатерина пишет:

    А я раньше не могла выговорить быстро слово “с подвыподвертом”. Удалось запомнить только когда ставишь ударение на окончание, а затем становится легко произносить при ударении на слог “вы”.

  3. Пинг: Смотрим мультфильмы и учим скороговорки | Логопед и дети

  4. Альбина пишет:

    Очень много скороговорок и каждая интересная и полезная!

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>