Подростковый период. Новое мышление и поведение

Подростковый период. Новое мышление и поведениеПродолжаем разбираться в тех факторах, которые оказывают влияние на развитие подростка. Внешнее воздействие идет от общества, в котором растет и воспитывается взрослеющий человек. Об этом упоминалось в предыдущих статьях о подростковом периоде. Новое мышление и поведение являются частью внутреннего мира подростка. Внешние и внутренние условия идут нога в ногу друг с другом, они взаимозависимы.

Получается непростой путь: человек начинает меняться внутренне (как физиологически, так и психологически), плюс испытывает влияние извне (от семьи, друзей, учителей, кумиров), это ведет к еще большим переменам в собственном сознании поведении, в отношении к себе и окружающим.

Смена интересов

Подростковый период. Новое мышление и поведение.

Вместе со значительными скачками в росте и бурными химическими изменениями подростковая стадия характеризуется уходом от эгоцентризма. Интересы личные отодвигаются на второй план, уступая место желанию познать мир, других людей. Это время внутреннего конфликта.

Юноши и девушки стремятся определить свою личность, отступают от прежнего мечтательного, игрового сознания («детского» мировосприятия). Они учатся отдавать отчет своим словам и действиям, но это дается нелегко под воздействием противоречивой, разрозненной, порой искаженной информации, поступающей извне. Напоминает плавание в шторм, когда толком не умеешь управлять лодкой.

Поиск себя и познание людей

Подростки становятся нелогичными и непоследовательными. Они склонны к идеализации и предвзятому отношению. И все же такие существенные психологические перемены необходимы для более успешной интеграции (включения в общественные и личные связи). Через бунтарство со всеми его трудностями идет становление собственного «я». Пусть управлять этим процессом сложно и примириться с ним тоже, нужно понимать созидательную составляющую и необходимость подобных реакций.

Еще до начала периода полового созревания происходят значительные изменения мыслительных процессов. Конкретные формы мышления сменяются абстрактными, дополняются более сложными умозаключениями.

Подростковый период. Новое мышление и поведение.Поведение в раннем подростковом возрасте (10-13 лет) регулируется в основном через награду и поощрение. Если ребенок достигает положительного результата или получает награду за конкретное действие или слово, он попробует повторить его. Надежда вновь получить одобрение и похвалу, испытать ощущение собственной успешности определяет многие реакции взрослеющего школьника. При последовательной, ясной политике взрослых поведение закрепляется

Мышление и представление о мире

В период подростничества происходит весьма ощутимый сдвиг в познавательной сфере. Развиваются способность к абстрагированию, гипотетическим рассуждениям и дедукции. Все эти новообретенные умения ориентированы не только на себя самого, но также на удовлетворение желания понять и проанализировать других людей (их мнения, поступки, мотивы).

Подростковый период. Новое мышление и поведениеЧтобы увидеть точку зрения других людей (даже если не соглашаетесь с ней), необходимы внутренние изменения, своеобразная мыслительная и эмоциональная база. Большинство людей по своей природе эгоцентристы, и это свойство тоже меняется с возрастом. Если детский эгоцентризм носит инстинктивный оттенок, то в подростковом возрасте через собственные мысли и эмоции идет познание окружающих и себя самого.

Подростки быстро подмечают непоследовательность и противоречия у взрослых в словах, суждениях, поступках. В то же время девушки и юноши становятся чувствительным к критике и насмешкам. Эти комплексные перемены в познании порой поражают противоречивостью. Осознание своих мотивов и чувств подростками накладывает отпечаток на меняющиеся отношения в семье, коллективе сверстников, ежедневном бытовом общении с разными людьми.

Если ситуация благоприятная, то сдерживать бунтарский дух и допускать разумное сопротивление со стороны подростка можно, но бывают и более сложные ситуации. Нестабильность в семье, отсутствие дисциплины или чрезмерная зависимость от преступной молодежной субкультуры могут стать причиной так называемого девиантного (отклоняющегося от норм и правил общества) поведения. На примере показана эта модель.

Подростковый период. Новое мышление и поведениеДиме 13 лет, он учится в 7 классе. В новую школу начал ходить два года назад. В первый год систематически пропускал занятия, с осени следующего учебного года практически не появлялся в школе. По словам учителей и одноклассников, когда он все же появлялся на занятиях, то нарушал дисциплину (покидал класс, когда вздумается, мог убежать из школы). На уроках он отвлекал и смешил других учеников, проявлял неуважение к учителям, пререкался с ними, дерзил (отчего часто его выгоняли из класса). Когда его пытались расспросить о том, почему он так делает, то удивлялся этому или просто молчал. Диму не интересовала учеба, он не старался получать знания, находить общий язык с учителями.

Воспитывали мальчика дедушка и бабушка, мать не могла справиться с «трудным характером» сына. Дима связался с компанией подростков, промышлявших кражами. Воровство приносило быстрый доход после продажи краденого перекупщикам. При всем риске быть пойманными и наказанными подростки соглашались, приманенные легкой наживой.

Подростковый период. Новое мышление и поведениеСитуация изменилась, когда Диму пригласили в школьный клуб общения. Там мальчик познакомился с ребятами, которые сталкивались с аналогичными проблемами. И хотя в группе были взрослые (психолог или социальный педагог) бразды правления условно были переданы молодежным лидерам. Один из руководителей стал другом Димы. Мальчик стал прислушиваться к  мнению старшеклассника и постепенно вернулся к учебе. У Димы появились новые интересы во внеучебное время (брейкднс и скейтбординг). Отношения в семье и школе улучшились, хотя иногда еще возникают конфликты. Благодаря общению в клубе, обсуждению проблем его участников, ребята учатся высказывать свои чувства, общаться, налаживать отношения

Подростковый период. Новое мышление и поведениеИмеет значение

Способность подростка снять напряженность в общении и преодолеть собственные переживания зависит от трех факторов:

  • четкость образа собственного «я»,
  • общность в группе сверстников, их поддержка,
  • плавный переход через стадию бунтарства.

Но есть и четвертый фактор, который является, пожалуй, самым важным, к счастью, он может действовать постоянно во время всего переходного периода. Это терпение, понимание и гибкость мышления значимых для подростка взрослых. Если один из этих факторов отсутствует, возникнет противостояние подростка с окружающими и кризис отношений. О каждом из этих значимых моментов будет сказано далее в цикле статей про подростковый период. Новое мышление и поведение приобретается со временем и опытом. Надеюсь, что статьи на сайте в этом помогут. Будьте рядом с Вашими взрослеющими детьми. Какими бы колючими и замкнутыми они не казались – поддержка и любовь нужны им.

P.S. У ученых существует мнение, что в подростковом возрасте интеллект достигает едва ли не максимального значения. Что же мешает успешной учебе?

В какие логические и интеллектуальные игры можно поиграть с подростком?

Детский психолог

Анна Зубарева

Вы хотите знать, как грамотно заниматься дома с вашим ребенком? Подпишитесь на обновление сайта, и Вы всегда будете знать, когда появилась новая статья:
Ваш e-mail: *
Ваше имя*

Сделайте доброе дело, нажмите кнопку :

Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal

Эта запись была опубликована в рубрике Для специалистов, Обмен опытом учителей школ, Подростковый период, Помоги ребенку., Советы детского психолога и отмечена метками , , . Добавить в закладки ссылку.

10 в ответ на Подростковый период. Новое мышление и поведение:

  1. Виктория пишет:

    подростковый возраст – это непростой возраст, многие родители жалуются на поведение своих детей, моя старшая дочь очень старается, чтобы мне с ней было комфортно, поэтому ее подростковый возраст проходит незаметно для нас.

  2. Юля пишет:

    Что мешает успешной учебе? Школьная система вот что! Где абсолютно не учитываются интересы ребенка, где все предметы обособлены и нет целостного восприятия картины, каждый предмет в школе несет информацию о себе, нет связи с другими предметами, а тут еще подростковый возраст…

  3. Искандер пишет:

    Непростой период и мудрость окружающих взрослых при этом очень кстати. А хорошей учебе могут мешать другие приоритеты и недооценка всей благоприятности подросткового периода для получения знаний.

  4. В любом возрасте самое главное – это любовь и понимание взрослыми проблем и интересов ребенка. Я не помню каких-либо серьезных проблем со своими детьми в подростковом возрасте. Возможно, это связано с малым количеством у них свободного времени. Мои дети занимались в спортивных секциях и заочно учились в физико-математической школе.

  5. Дмитрий пишет:

    Хорошая статья по семейной тематике. Как отец двух прекрасных дочек, благодарен за данные материалы.
    Заходите и к нам на сайт по вопросам семейного бюджета:
    http://wisdom-money.ru/kak-vernut-podohodnyiy-nalog/

    Желаю успехов в воспитании подрастающего поколения!

  6. Надежда пишет:

    Мне так смешно было, когда мой 10-летний сын сказал про себя, что он подросток, а оказывается этот возраст (Вы пишете) действительно относится к подростковому. У нас с ним сёрьёзные дискуссии идут по поводу похода в магазин. Просит купить что нибудь вкусное, но сам идти ни в какую не хочет. Сегодня пошёл в магазин с условием, что дам дополнительные деньги ему на сладости, а домой купит молока и хлеба. А как приучить сына к сознательному поведению, что у него должны быть в доме обязанности? Есть рецепт?

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>