Сценарий экспериментальной деятельности “Это чудо – карандаш”

 "Это чудо - карандаш"Дети любопытны по своей природе. Им все интересно попробовать.  Сценарий экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста “Это чудо – карандаш” поможет взрослому познакомить детей со знакомым, но загадочным предметом. Прислали материал воспитатели  МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №35» г. Перми Березина  Н.А. и Арцибасова Л.М. 

Задачи:

Показать детям богатство предметного мира; закрепить способ использования карандаша, его функциональные возможности, материал, эстетические качества; помочь понять, что от качественных характеристик зависят способы  использования карандаша. Закрепить способы обследования предмета, умение анализировать полученные результаты и делать выводы.

Ход:

1. Ребята, отгадайте загадку:

Не похож на человечка,

Но имеет он сердечко,

И работе круглый год

Он сердечко отдает.

Пишет он, когда диктуют,

Он и чертит, и рисует.

А сегодня вечерком

Он раскрасит мне альбом.

Правильно, это наш друг карандаш. А кто помнит почему карандаш так называется. Да, с турецкого “кара”- это черный, а “даш” – камень.

А сегодня я предлагаю вам отправиться в нашу лабораторию и узнать о возможностях нашего карандаша, его свойствах и качествах. Приступим, маленькие исследователи?

"Это чудо - карандаш"2. Здесь приготовлено  огромное количество разнообразных карандашей. Выберите по одному, положите на стол и подуйте на него.

Кто догадается, почему одни карандаши легко сдвинулись с места, а другие нет? Правильно догадались, потому что одни карандаши большие, а другие маленькие, еще они сделаны из разных материалов, а еще они разной формы – одни круглые, а другие с гранями.

Какой мы с вами сделаем вывод?

3. Как вы думаете, карандаш утонет в воде или будет плавать?

(Ответы детей.) Как узнаем? Проверим.

Почему карандаши не тонут? Да, они легкие, и мы с вами уже проверяли, что дерево, из которого сделана рубашка карандаша  не тонет.

4. Сейчас карандаши сырые, как вы думаете, будут ли они писать? (Ответы детей.) Испытаем? Кто догадался, почему карандаши стали писать ярче?

Из чего сделан его грифель? Из порошка графита и глины, а глина в воде растворяется. Поэтому, какой сделаем вывод?

"Это чудо - карандаш"5. Посмотрите на наши карандаши, почему они разной длины? (Ответы детей.) Да, грифель исписывается, истирается, мы точим карандаши, и они становятся короче.

А все ли карандаши необходимо точить? Нет, люди изобрели механические карандаши, на которых достаточно нажать кнопку и грифель снова готов к работе.

 

"Это чудо - карандаш"6. Выберите по одному карандашу и проведите линии по этому листу бумаги.

Посмотрите, у кого-то линия тонкая, а у кого-то толстая. Почему так случилось? (Ответы детей.) Верно, вы догадались, карандаши по-разному заточены.

7. А сейчас самый трудный вопрос: почему у одних карандашей яркий след, а у других бледный? Какие версии будут? Интересные версии. Я вам немного помогу.

Мы с вами уже знаем, что грифель делают из порошка графита и глины. Так вот, если их смешивают в разной пропорции, то и грифели получаются с разной твердостью. Чем больше глины, тем жестче карандаш. А чтобы людям было легче ориентироваться, придумали  обозначения: М – мягкий, Т – твердый. А как вы думаете, что обозначает  ТМ. Посмотрите на карандаши, у кого какое обозначение?

Давайте еще раз проверим, какие карандаши пишут ярче – твердые или мягкие? Какой вывод сделаем?

8. Вспомните, из каких частей состоит карандаш. Сердцевина – грифель, рубашка – деревянная. А зачем карандашу рубашка, разве ему холодно? Как вы считаете, что случится, если карандаш будет без рубашки? (Ответы детей).

Грифель тонкий и может сломаться, удобно различать цветные карандаши. А вот потрогайте грифель руками. Что случилось? Руки запачкались. А удобно одним грифелем рисовать? Какой вывод сделаем о нужности рубашки для карандаша?

"Это чудо - карандаш"9. А как вы думаете, карандаш может издавать звуки? Придумайте сами. (Действия детей).

Карандашом можно постучать, побарабанить, поскрипеть при раскрашивании.

10. Следующее испытание для наших карандашей. Что случится с карандашом, если с ним неаккуратно обращаться? (Ответы детей.) Может сломаться грифель, сломаться сам карандаш, потому что он деревянный.

11. А хотите увидеть фокус? Как вы думаете это карандаш? А я его могу завязать в узел, смотрите. Как так получается, что карандаш не сломался? Кто догадался?  Да, карандаш этот сделан из современных полимерных материалов, поэтому он гнется, но не ломается.

Итог. Ну, юные исследователи, что нового вы сегодня узнали? А что вам показалось сегодня самым интересным? Что вы сегодня сможете рассказать вашим родителям, друзьям?

Дорогой, Друг! Если Вам понравилась статья. Появился интерес к тому, как грамотно заниматься с ребенком, пожалуйста, нажми на кнопку “+1″ и “Ретвит”, поделись ссылками со своими друзьями в соц. сетях, оставь комментарий.

Вы хотите знать, как грамотно заниматься дома с вашим ребенком? Подпишитесь на обновление сайта, и Вы всегда будете знать, когда появилась новая статья:
Ваш e-mail: *
Ваше имя*

Сделайте доброе дело, нажмите кнопку :

Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal

Эта запись была опубликована в рубрике Дети играют, Обмен опытом воспитателей и отмечена метками , , , . Добавить в закладки ссылку.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>