Обучение чтению детей с ОНР

Обучение чтению детей с ОНР

в условиях полного дня на уроках, логопедических занятиях и во внеурочное время

–  мастер – классом поделилась учитель-логопедОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ МБОУ «Школа-интернат №4 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» г. Перми Худеньких С.Н.

Я много лет работаю в школе-интернате с учащимися, имеющими тяжелое нарушение речи. В силу имеющегося у них общего недоразвития речи, обусловленного либо дизартрией, либо ринолалией, либо алалией, процесс обучения чтению протекает непросто. Для учащихся кроме недоразвития всех компонентов речи характерно недоразвитие высших психических функций, низкая работоспособность и моторная расторможенность.

Поэтому в добукварный период идёт работа над формированием функционального базиса речи и продолжается параллельно с формированием навыка чтения.

Чтение сложный, многогранный процесс.

  • Это – техническая сторона: восприятие, узнавание, различение букв, слияние их в слоги и слова.
  • Это – интонационная сторона: умение ставить ударение, смысловое ударение, соблюдать паузы, повышать и понижать голос, выражать интонацию.
  • Это – смысловая сторона: умение понять содержание, выделить тему и главную мысль текста.

С помощью чтения  решаются такие познавательные и коммуникативные задачи, как понимание, поиск конкретной информации, самоконтроль и многое другое. Работа с текстом вносит существенный вклад в развитие познавательных, регулятивных, коммуникативных универсальных учебных действий, поэтому навык чтения по праву считается фундаментом всего последующего образования, и его формированию необходимо уделять должное внимание при обучении всем учебным дисциплинам в начальной школе.

В своей работе я опираюсь на рекомендации таких авторов как А.В. Ястребова, А.Н.Корнев и использую следующие пособия: М.М.Безруких, Е.С.Логинова, Н.В.Флусова «От буквы к слову, от слова к предложению»; М.А.Зотова, С.Г.Зотов «Начальное обучение технике чтения»; набор карточек«Логопедки» из серии «Вундеркинд с пеленок»; М.И.Кузнецова «Учимся писать буквы»; С.Н.Костромина, Л.Г.Нагаева «Эта книга поможет вашему ребенку учиться на пятерки по чтению».

Целью коррекционной работы является создание условий для полноценного овладения навыком чтения.

Задачи коррекционной работы:

  1. Подготовить базу для формирования навыка чтения путем доразвития недостаточных функций.
  2. Закреплять формируемый навык в разных формах и видах деятельности.
  3. Формировать устойчивое положительное отношение к чтению.

В условиях полного дня, когда один человек работает на классе и хорошо знает возможности каждого ребенка, предоставляется гораздо больше возможностей для коррекционной работы. Основное знакомство с новым материалом происходит на уроках Обучения грамоте, закрепляется на других уроках и  логопедических занятиях и в свободное послеурочное время. Те дети, которые нуждаются в большем времени для усвоения материала, как раз его и получают.

Направления коррекционной работы:

  1. Формирование ВПФ

А) Развитие внимания и памяти.

Б) Развитие ориентировки в пространстве.

В) Формирование произвольности.

  1. Развитие устной речи.

А) Преодоление дефектов произношения и развитие  фонематического восприятия

Б) Развитие словаря, грамматического строя и словесно-логического мышления

  1. Формирование навыка чтения.

Для развития внимания и памяти в добукварном периоде использовались следующие упражнения:

  • «Чего не стало»
  • «Запомни (3, 4,5,6 слов) и принеси (картинки или предметы)»
  • «Нарисуй узор по памяти»
  • «Запрещенное слово(движение)»
  • «Найди отличия»

Для развития ориентировки в пространстве выполняются упражнения по ориентировке в собственном теле, потом в теле человека напротив, пишутся различные графические диктанты. Срисовываются узоры, картинки по клеточкам, выполняются рисунки по заданию на листе бумаги (Например, нарисуй в центре круг, в левом верхнем углу – овал и т.д.)

Формирование произвольности происходит в ежедневной жизни, когда на уроках ребенку приходится соблюдать определенные требования, а на перемене можно подвигаться, а на улице не только подвигаться, но и покричать. Регулярное чередование «можно» – «нельзя» в определенных условиях способствует формированию произвольности. Для развития этого качества использую игры: «Да» и «нет» не говорите», «Летает –не летает», «Берег-море» и др.

На логопедических занятиях  идёт работа над развитием подвижности артикуляционного аппарата и постановкой, автоматизацией звуков. Фонематическое восприятие и устная речь развиваются целенаправленно на уроках Произношение и Развитие речи, а так же во внеурочное время.

Более подробно остановлюсь на этапах формирования навыка чтения и тех играх и упражнениях, которые применяются.

На этапе знакомства с буквами и слогами использую такие упражнения:

1.«Узнай букву и назови»

  • написанную на спине;
  • объемную букву из мешочка на ощупь;
  • выложенную из предметов;
  • написанную разным шрифтом и размером;
  • в зашумленном фоне;
  • на карточке – игра «Парные карточки».

2.«Найди букву и сосчитай, сколько таких букв»

  • среди других букв;
  • среди других предметов;
  • в тексте (например, газетном).

3.«Изобрази букву»

  • нарисуй;
  • раскрась;
  • слепи;
  • выложи (из разных предметов;
  • собственным телом;
  • напиши (в воздухе рукой, ногой, языком, губами, глазами и т.д.; на стекле, на снегу, на песке, на крупе и т.п.);
  • вырежи;
  • прошагай.

4.«Придумай образ».

5.«Нарисуй или наклей картинки на эту букву».

  1. «Почини букву».

На этапе знакомства со слогом использую следующие упражнения:

1.«Узнай слог»

  • Написанный на спине
  • Выложенный из предметов
  • Написанный разным шрифтом и размером
  • В зашумленном фоне

2.«Найди слог и сосчитай, сколько таких слогов»

  • Среди других слогов
  • Среди других предметов
  • В тексте (например, газетном)

3.«Изобрази слог»

  • Нарисуй
  • Раскрась
  • Слепи
  • Выложи (из разных предметов)
  • «Живые слоги» из товарищей
  • Напиши (в воздухе рукой, ногой, языком, губами, глазами и т.д.; на стекле, на снегу, на песке, на крупе и т.п.)
  • Вырежи
  • Прошагай

4.«Нарисуй или наклей картинки на этот слог»

  1. «Прочитай слог»
  • На рыбках – игра «Рыбалка»
  • На карточках – игра «Парные карточки»
  • На остановках – игра «Ходилка с игральным кубиком»
  • На аэродромах – игра «Самолетики»
  • На «конфетах» – игра «Угости букву конфетами»
  • Слоговые таблицы

6.«Добавь слог»

  • В конец слова
  • В начало слова
  1. «Составь слово»
  • Из слога-слияния и буквы
  • Из двух слогов-слияний
  • Из разного типа слогов
  1. «Сам сделай игру»
  • Ходилку
  • Разрезное слово с картинкой

На этапе появления первых слов сразу же начинается работа над смыслом слова. Этому способствуют упражнения:

  1. «Соедини картинку и слово»
  • Проведи линию
  • «Лото»
  • «Пазл»
  • «Бегалки-искалки»
    1. «Нарисуй картинку к слову»
    2. «Подпиши картинку»
    3. «Узнай слово»
  • На фоне других слов
  • В зашумленном фоне
  • Со стертой верхней или нижней частью
  • Перевернутое
  1. «Сфотографируй слово и ответь на вопросы»

Какая первая буква, вторая и т.д.

  1. «Книжки-малышки»
  • Со словами и картинками на определенную тему
  • Со словами и картинками на определенную букву

В это же время исследуется звукобуквенный и слоговой состав слова.

  • Что будет, если потеряется буква
  • Что будет, если буква встанет на другое место
  • Что будет, если заменить одну букву на другую
  1. «Составь слово из рассыпанных букв»
  2. «Составь слово из слогов»
  3. «Добавь букву, чтоб получилось другое слово»
  4. «Замени букву на заданную»
  5. Прочитай слово с разной интонацией, разной громкостью, в разном темпе
  6. Таблицы слов.

На этапе чтения предложений сначала ведется работа над пониманием смысла предложения, потом дети могут составлять предложения из слов. Начинают читать предложения из 2-3 слов. Особое внимание нужно уделить предлогам и окончаниям. Желательно на первых порах выделять их жирным шрифтом. Обращать внимание детей на связь слов в предложении.

На этапе чтения текстов отдавать предпочтение книгам, в которых либо слова написаны разным по жирности шрифтом, либо каждый склад обозначен дугой, а отдельная буква точкой. Обращать внимание детей на связь предложений в тексте. Учить определять тему текста и главную мысль, отвечать на вопросы, искать ответы в тексте.

Результаты мониторинга показали эффективность данных упражнений при обучению чтению. В первый класс пришли 60% детей не умеющих сливать слог, половина из них  не знала даже букв. Два ученика не сливали слог на момент обследования в декабре в первом классе. На момент обследования в конце 1 четверти во втором классе все дети читают (25% по слогам, остальные целыми словами). Продолжается работа над смысловой и выразительной стороной чтения.

Мониторинг техники чтения за 10 месяцев.

мониторинг

 

Дорогой, Друг! Если Вам понравилась статья. Появился интерес к тому, как грамотно заниматься с ребенком, пожалуйста, нажми на кнопку “+1″ и “Ретвит”, поделись ссылками со своими друзьями в соц. сетях, оставь комментарий.

Вы хотите знать, как грамотно заниматься дома с вашим ребенком? Подпишитесь на обновление сайта, и Вы всегда будете знать, когда появилась новая статья:
Ваш e-mail: *
Ваше имя*

Сделайте доброе дело, нажмите кнопку :

Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal

Эта запись была опубликована в рубрике Обмен опытом учителей школ, Учимся читать и отмечена метками . Добавить в закладки ссылку.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>