Формированию творческой личности средствами театральной педагогики.

игрушки для детей 5 - 6 летВ педагогической деятельности каждого учителя, воспитателя есть так называемая отдушина, дело, которым он занимается не по приказу, а по велению души. Для меня такой отдушиной в течение ряда лет стал школьный театр. Создав театральный коллектив на основе класса, в котором с 5 по 11 класс была классным руководителем, сумела сплотить детей в коллективном творческом деле, класс был дружным, активным, успешным во всем: и в учебе, и в творчестве, и в спорте. А главное помогаю формированию творческой личности средствами театральной педагогики.

Благословив своих выпускников во взрослую жизнь, я не бросила заниматься театральной педагогикой – в текущем учебном году веду кружок в 1-м классе (по новому ФГОС нужно 10 часов в неделю отведено на внеучебную работу). В своей работе стараюсь использовать те наработки, которые приобрела, занимаясь театральной педагогикой со старшими, хотя в работе с самыми младшими школьниками есть свои трудности и проблемы.

За основу программы кружка я взяла пособие и методические рекомендации И.А. Генераловой «Театр» (образовательная система «Школа 2100»). Данный курс отличает ориентация на воспитание и развитие понимающего, умного театрального зрителя, интересной личности, обладающей художественным вкусом, разносторонними знаниями.

На занятиях использую игры и упражнения из театральной педагогики, сюжетно-ролевые игры, конкурсы и викторины. Регулярный тренинг, который проводится с учетом возрастных особенностей, способствует  формированию художественных способностей. Тренинг предполагает широкое использование элемента игры.

Структура и содержание урока:

  • Приветствие и игровые упражнения на внимание.
  • Упражнения на технику речи.
  • Беседа по теме занятия.
  • Практические задания по теме занятия.
  • Подвижные игры.

Примеры упражнений на развитие внимания:

  • «Капитаны» – выполнение команд только со словом «капитаны». Тот, кто ошибется, из игры выбывает.
  • «Нос, пол, потолок» –  показать, где нос, пол или потолок, но задание усложнено тем, что учитель запутывает детей, сам дотрагивается до носа, а указывает на потолок и т.д.
  • «Кто летает?» – поднимать руки только тогда, когда услышат название объекта, который летает (самолет, воробей, воздушный шар и т.д.). Учитель может провоцировать детей на ошибку, поднимая руки, если называет нелетающий объект.
  • «Кто как сидел» – водящий внимательно осматривает полукруг, запоминая, кто как сидит, затем выходит, дети меняются местами, водящий должен вернуть всех на свои места.

Упражнения по технике речи очень важны, особенно в начальной школе. Поскольку у детей в первом классе есть ещё проблемы с произношением отдельных звуков, полезно выполнять логопедическую гимнастику:

1.  Хоботок – улыбка                                                                                                   3-4 раза

2.  Лопатка – иголочка                                                                                                6-8 раз

3.  Чистим зубки  (кончик  языка скользит за нижними, затем за верхними зубами из стороны в сторону)                         6-8 раз

4. Покусать боковые стороны языка                                                                       3-4 раза

5. Балаболка  (язык «чашечкой» шлёпает по опущенной на верхние зубы верхней губе)

6. Лошадка     (цоканье)                                                                                              6-8 раз

7. Грибочки   (плоский яз. присасывается к нёбу, затем – щелчок)                 6-8 раз

8. Маляр    (кончик  языка без отрыва скользит по нёбу вперёд-назад)       6-8 раз

9. Кучер   (вибрация обеих губ)                                                                                 6-10 секунд

10. Моторчик  (яз. вибрирует на нижней губе)                                                     6-10 секунд

11. Барабанщик  (дддд)

Разогревающий массаж.

Цель – сделать мышцы лица и шеи «теплыми» и послушными. Начинают с массирования лба от переносицы к вискам.  Перед началом потереть ладони друг о друга, чтобы они стали теплыми, а затем с легким усилием провести подушечками пальцев от переносицы к вискам быстро и энергично. Затем перейти к массированию нижнечелюстных мышц от носа к уху. Совершенно аналогично проводится массирование верхнечелюстных мышц от носа к уху и массирование носовых пазух от начала бровей до верхней губы.

Постукивание (1-1,5 минуты) по тем же местам, что и массирование, стой же интенсивностью и энергичностью. Постукивают одновременно обеими руками. Работают попеременно по три пальца на каждой руке: указательный, средний и безымянный. Постукивают для разогрева ещё и губы одной рукой теми же тремя пальцами и со звуком «з-з-з».

Затем проводятся дыхательные и артикуляционные упражнения.

Вторая часть занятия посвящена какой-то определенной теме, например: «Дорога в театр», «История театра» и т.д. После беседы по теме занятия дети выполняют практические задания: упражнения по сценическому движению, упражнения на взаимодействие с партнером, на актерскую выразительность и т.д.

Заканчивается занятие либо подвижными играми, либо показом приготовленных детьми практических заданий и подведением итогов.

Учитель английского языка высшей категории

Бабушкина Нина Геннадьевна

Вы хотите знать, как грамотно заниматься дома с вашим ребенком? Подпишитесь на обновление сайта, и Вы всегда будете знать, когда появилась новая статья:
Ваш e-mail: *
Ваше имя*

Сделайте доброе дело, нажмите кнопку :

Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal

Эта запись была опубликована в рубрике Обмен опытом учителей школ и отмечена метками , . Добавить в закладки ссылку.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>