Звуки Ф, Фь; буква Ф

Звуки Ф, Фь; буква Ф, конспект логопедического занятия.

ДЕТИ вместе с логопедом прощаются с героями и завершают НОД

Сегодня я хочу предложить вашему вниманию занятие “Звуки Ф, Фь; буква Ф” для детей 6 лет. Это занятие разработала молодой, но очень перспективный, творческий логопед Маджара Марина Владимировна из детского сада № 373 г. Перми. Всегда приятно видеть прогресс, стремление к совершенствованию, креативность своих учениц. Конспект занятия очень подробный с наглядным материалом, что поможет провести его дома полностью или фрагментами с Вашими детьми.

 КОНСПЕКТ по образовательной области «КОММУНИКАЦИЯ»

для детей подготовительной к школе  логопедической группы

Непосредственно образовательная деятельность (НОД) по звукопроизношению и грамоте (лексическая тема «Космос»)

Тема: «Звуки Ф, Фь; буква Ф». 

ЗАДАЧИ:

  • коррекционно-образовательные

Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Космос». Совершенствование навыка звукослогового анализа (определение  места звука в слове, выкладывание слов из фишек звуков). Совершенствование навыков составления и чтения слов. Совершенствование грамматического строя речи (согласование  всех членов предложения при составлении высказывания). Контроль над произношением всех поставленных звуков в речи детей.

  • коррекционно – развивающие

Развитие диалогической речи, зрительного внимания и восприятия, речевого слуха фонематического  восприятия, памяти, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением, чувства ритма.

  • Коррекционно-воспитательные

Воспитание навыков сотрудничества в игре и НОД, самостоятельности, инициативности, ответственности.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Пеналы для звукослогового анализа, «коврик», карточка НСК (начало, середина, конец слова), кассы букв, индивидуальные тетради для письма – для каждого ребенка на столе, индивидуальные зеркала – у каждого ребенка на рабочем столе. Простые и цветные карандаши по коробке на столе, наборы картинок для определения звука в слове, пометки, где будут расположены звуки. Плоскостные изображения космонавта Феди, собачки Фомки, ракеты на магнитах для крепления к доске, ракета маленькая – каждому ребенку. Плакат «буква Ф»,  плакат со словами для чтения, схема подсказки для рассказывания  о звуках и положении органов артикуляции при произнесении звука, платочки для маскировки карты и ракеты, карта путешествия.  СД – проигрыватель, музыкальные диски с песней:  звуком летящей ракеты, конфеты  космические для угощения детей в конце НОД, пакет индивидуальных распечаток с буквой Ф (4 листа) для работы на логочасе и дома, мольберты, магнитная доска для выставления наглядности.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

Рассматривание картинок в любой детской энциклопедии, других наглядных материалов или слайдов с изображением звездного неба, луны, млечного пути, некоторых созвездий, беседа  по теме «космос» на НОД по развитию речи. Проведение игры «космонавты»  в центре сюжетно-ролевых игр. Разучивание упражнения «ракета». Составление макета вместе  с детьми на тему «космос». Образование  однокоренных слов к слову «звезда» на индивидуальной работе.

Ход непосредственно образовательной деятельности  (НОД)               

                                      Организационный момент:

Логопед, создавая положительный эмоциональный фон, приглашает детей в логопедический кабинет. Взаимное  приветствие  логопеда и детей

ЛОГОПЕД:  Будем мы сейчас играть, заниматься, повторять.

Много нового узнаем, в путешествие слетаем…

Звуки, букву уточним и совсем мы не молчим.

ДЕТИ:           К школе мы готовимся, и дела все спорятся.

Хоть и ходим мы в детсад в школу каждый взять нас рад,

С логопедом занимались,  стать успешными старались!

                                           Вводная часть:

[Дети, держась за руки, вместе с логопедом подходят к мольберту]

ЛОГОПЕД: К нам подлетает космическая ракета! Она совершенно незаметно появилась из-за густого тумана:

Звуки Ф, Фь; буква Ф, конспект логопедического занятия

Сюрпризный момент, появление ракеты и знакомство с космонавтами

Звуки Ф, Фь; буква Ф, конспект логопедического занятия

Сюрпризный момент, появление ракеты и знакомство с космонавтами

 

 

 

 

 

 

 

Логопед достает макет ракеты на магните  из-за густого тумана (имитация тумана – задрапированная ткань), и летает вместе с ней по кабинету. Дети следят за полетом ракеты и свободно перемещаются по пространству кабинета.
Из ракеты появляются фигурки космонавта Феди и его собачки Фомки (плоскостные фигуры на магнитах)

Звуки Ф, Фь; буква Ф, конспект логопедического занятия

плоскостные фигурки космонавта Феди и собачки

ФЕДЯ: Здравствуйте, ребята! Я космонавт Федя, а это мой друг – собачка Фомка.

ФОМКА: Гав-гав, и машет хвостиком.

ДЕТИ: Здравствуйте, Федя и Фомка.

ФЕДЯ: Куда это мы попали?

ДЕТИ: Это детский сад 373.

ФЕДЯ: Вот, беда! Мы с Фомкой собрались в космическое путешествие на далекую планету и сбились с пути. Хотели по пути еще и со звуками новыми познакомиться, букву новую запомнить. Как теперь нам быть? Что делать?

(Дети предлагают свои варианты, а космонавт Федя их перебивает.)

ФЕДЯ: А вы нам поможете?

ЛОГОПЕД и ДЕТИ (хором): Конечно, поможем!!!

ФЕДЯ: Ура-А-А! Вы отправляетесь с нами?

ЛОГОПЕД и ДЕТИ (хором): Да!!!

ФЕДЯ: Тогда, скорее, в полет, ракета нас ждет!

ЛОГОПЕД: Ребята, Федя у нас космонавт (показывает фигурку Феди) и даже у собачки Фомки есть костюм, мы тоже наденем специальную форму космонавтов – скафандр, только так мы сможем отправиться в космос.

(Дети имитируют одевание костюма, рассаживаются на свои рабочие места за столами и изображают, что пристегивают ремни безопасности в ракете)

ЛОГОПЕД: Вперед!  Взлетаем! (магнитофонная запись: звук взлетающей ракеты) Дети вместе с героями и логопедом изображают имитацию взлета ракеты. Сопровождая взлет звуками.

ДЕТИ: У-У-У-У!!!

ЛОГОПЕД: Вот мы и в космосе! Феденька, а с какими звуками и какой буквой мы сегодня познакомимся? Ты ведь нам совершенно ничего не сказал! Правда, ребята!

ДЕТИ: Правда!

Звуки Ф, Фь; буква Ф, конспект логопедического занятия

Дети готовятся к полету, оформление рабочего места каждого ребенка.

Звуки Ф, Фь; буква Ф, конспект логопедического занятия

Дети готовятся к полету, оформление рабочего места каждого ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

ФЕДЯ: Ой, ребята, сейчас вы все узнаете! Определите первый звук в моем имени  и в имени  моей собачки, тогда вы и узнаете, с какими  звуками мы сегодня познакомимся. В какой букве они живут, тоже узнаем.

ЛОГОПЕД: Ребята, кто знает  ответ, поднимает руку.

РЕБЕНОК: Это звуки Ф, Ф’ они живут в букве Ф.

ЛОГОПЕД: Правильно! Давайте, скажем хором. Мы сегодня познакомимся со звуками Ф, Ф’ и буквой Ф.

[Дети  выразительно повторяют за логопедом]

                                                          Основная часть:

ФЕДЯ: Отправились в путешествие, летим уже, а куда не знаем.

СОБАЧКА ФОМКА: Гав-гав!

И стягивает с мольберта легкий платочек, а там карта звездного неба с указанием пути.

Звуки Ф, Фь; буква Ф, конспект логопедического занятия

Карта звездного неба, по которой будут путешествовать дети.

Звуки Ф, Фь; буква Ф, конспект логопедического занятия

Карта звездного неба, по которой будут путешествовать дети. Остановки на карте в увеличении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФЕДЯ: Ребята, ребята! Я же эту карту давно нашел и вот она нам сейчас пригодится! Спасибо, тебе, Фомка, что ты мне напомнил про карту!

ФЕДЯ: Будем теперь на карту смотреть и на отмеченных  остановках задания выполнять!

Ребята, остановка №1. Здесь мы с вами чуть – чуть постоим и дальше полетим! Зеркальце в руки возьмем и гимнастику начнем!

Звуки Ф, Фь; буква Ф, конспект логопедического занятия

Выполнение артикуляционной гимнастики на первой остановке ракеты

[Дети берут зеркала и выполняют знакомые им артикуляционные упражнения]

                                 Артикуляционная гимнастика                

                                     (общий комплекс при стертой дизартрии)

  • окошко
  • лягушка
  • хоботок
  • лягушка-хоботок
  • лопатка
  • трубочка из язычка
  • толстячек – худышка
  • накажи непослушный язычок
  • причеши язык
  • часики
  • качели для детей и для взрослых
  • посчитай зубки (нижние)

[Логопед ходит между столами и контролирует выполнение упражнений детьми]

ЛОГОПЕД: Ребята, произнесите длительно звук Ф

[Дети выполняют]

ЛОГОПЕД: Расскажите, что делают губки, зубки при произношении этого звука? Чтобы это правильно сделать смотрим на схему – подсказку.

РЕБЕНОК:  Верхние зубки кусают нижнюю губку.

Язычок лежит внизу, как в постельке.

Воздух выходит прохладный.

Рассказ ребенка с опорой на схему.  Логопед помогает, направляет ребенка

Звуки Ф, Фь; буква Ф, конспект логопедического занятия.

Схема рассказа о звуке, о положении органов артикуляции

ЛОГОПЕД: Молодец!

ЛОГОПЕД: Давайте расскажем все, что мы знаем, про звук Ф.  Наша схема подсказка поможет нам!

[Выставляется наглядность для рассказа детям]

РЕБЕНОК: звук Ф  –  согласный

– твердый

– глухой   и живет в синем квадратике.

ЛОГОПЕД: Правильно, очень полный и точный ответ.

ЛОГОПЕД: А кто расскажет про звук Фь!

РЕБЕНОК: звук Фь  –  согласный

– мягкий

– глухой и живет в зеленом квадратике

ЛОГОПЕД: Ребята, вы великолепно справились!

ФЕДЯ: Молодцы, ребята! Садимся в ракету и летим дальше. Ваши собственные ракеты лежат под пенальчиками, достаем их и отправляемся в полет!

[Дети берут ракеты из-под пеналов со звукослоговым анализом и повторяют за Федей]

ФЕДЯ: Летим и произносим Ф –  протяжно (Показывает детям)

ЛОГОПЕД: Ребята, остановка № 2 Здесь у нас лежит игра. «Коврик»  быстро достаем, и выкладывать начнем.                                               

ЛОГОПЕД: Ребята приготовим «коврики» и квадратики звуки твердые и мягкие.

ЛОГОПЕД: Сейчас мы с вами узнаем, что Федя взял с собой в космическое путешествие. Определите, какой твердый или мягкий  звук вы  слышите в этих словах и выложите на коврике соответствующий квадратик.

[Логопед читает слова, дети выкладывают]

Звуки Ф, Фь; буква Ф, конспект логопедического занятия.

Игра «Коврик»

 Кофта, фишки, фантики

  Филин, финики, конфеты

  Вафли, скафандр, Фомка

ЛОГОПЕД: Сколько слов с твердым звуком Ф, а сколько с мягким получилось на ваших ковриках?

РЕБЕНОК: 5 синих и 4 зеленых квадратика.

 

ЛОГОПЕД: Правильно, вы великолепно справились с заданием!

ФЕДЯ: Летим дальше! (Дети повторяют за Федей – берут ракеты и прерывисто  произносят звук Ф и  летят к следующей цифре)

ЛОГОПЕД: Остановка № 3, НСК у нас смотри. Правда, ребята?

Звуки Ф, Фь; буква Ф, конспект логопедического занятия.

Полянка с картинками

Звуки Ф, Фь; буква Ф, конспект логопедического занятия.

Карточка НСК с определением позиции звука в слове.

 

 

 

 

 

 

 

ДЕТИ: Правда, Марина Владимировна!

ФЕДЯ: Вот полянка с ромашками, а на ней лежат карточки-картинки, выберите только те в которых, есть звук Ф или Ф‘ и определите его в НСК.

(Дети выполняют задание, отвечают по порядку)

ЛОГОПЕД: И на этой остановке мы великолепно справились с заданиями!

ФЕДЯ: Молодцы, летим дальше!

[Дети берут ракеты и летят к следующей цифре, произнося звук Ф – протяжно]

ЛОГОПЕД: Остановка №4.  Здесь мы с вами букву изучили.

ЛОГОПЕД: Ну что, ребята, будем с буквой Ф знакомиться. Феде, все про нее рассказывать?

ДЕТИ: Да!

[доске вывешен плакат «буква Ф» выполненный логопедом]

Звуки Ф, Фь; буква Ф, конспект логопедического занятия.

Плакат про букву Ф

ЛОГОПЕД И ФЕДЯ: (смотрят) Давайте вместе будем разбираться!

ДЕТИ: Давайте!

ФЕДЯ: Давайте внимательно рассмотрим наш плакат и расскажем все о букве. На что похожа буква?

ЯРОСЛАВ: На человечка, уперевшего руки в бока.

ТАНЯ: На зонтик.

ИГОРЬ: На топорик.

ЛОГОПЕД: Из каких элементов состоит буква Ф, Сколько элементов в букве?

ЛЕНЯ: Буква Ф состоит из 1-й палочки и 2-х полукружков, всего три элемента.

ЛОГОПЕД: Молодец! Правильно!

ФЕДЯ: Давайте выучим стишок о букве Ф:

Филин, в книжку залетев,

Притворился буквой Ф.

[Совместное проговаривание стишка логопедом, Федей и ребятами]

ЛОГОПЕД: Замечательно!

ЛОГОПЕД: Напишите букву Ф пальчиком в воздухе. Ребята, давайте встанем со своих стульчиков  и напишем букву Ф, проговаривая при этом стихотворение, которое мы с вами только что выучили.

ФЕДЯ: Молодцы, взлетаем на ракетах (звук Ф – прерывисто).

ЛОГОПЕД: Остановка № 5. Будем здесь сейчас  писать, тетради открываем и работать начинаем.

ЛОГОПЕД: Ребята, возьмите свои тетради и выполните письменные задания:

Звуки Ф, Фь; буква Ф, конспект логопедического занятия.

Выполнение письменных заданий детьми в тетради (что не успели на НОД, доделываем на индивидуальной работе и на логочасе)

Фото: Выполнение письменных заданий детьми в тетради (что не успели на НОД, доделываем на индивидуальной работе и на логочасе)

[Дети выполняют письменное задание, логопед контролирует выполнение, помогает, если это нужно]

ФЕДЯ: Отлично! Отправляемся на следующую станцию.

По показу Феди дети берут ракеты и летят (Протяжно)

 Динамическая пауза:

ЛОГОПЕД: Остановка № 6. Физкультминутка у нас есть. Со стульчиком встаем и на зарядку идем.

[Дети встают и выходят на ковер и выполняют знакомое упражнение]

 

Звуки Ф, Фь; буква Ф, конспект логопедического занятия.

Выполнение детьми подвижного упражнения «РАКЕТА»

Подвижное упражнение «Ракета».

Координация речи с движениями. Развитие творческого воображения

А сейчас мы с вами, дети, улетаем на ракете.        (маршируют по кругу)

На носки поднимись, а потом – руки вниз.             (поднимаются на носки, тянут руки                                                                                                                 вверх, сомкнуть их. Опускают руки)

Раз, два, потянись. Вот летит ракета ввысь.         (вновь тянутся вверх, бегут по кругу                                                                                                              на носочках)

во время выполнения упражнения звучит музыка

ФЕДЯ: Дети, вы отлично справились, летим на наших ракетах, произносим звук Ф – прерывисто.

[Федя вместе с логопедом предлагает детям превратиться в ракету и долететь до своих стульчиков]

ЛОГОПЕД: Остановка № 7. Здесь не скучно нам совсем, шифровальщиками стали и слова зашифровали.

ЛОГОПЕД: Ребята берите пеналы для звукослогового анализа. [Дети сидят на своих местах] и покажем Феде, как мы умеем зашифровывать слова.

[Дети выкладывают слова из кв. звуков на слух, без графической подсказки]

Звуки Ф, Фь; буква Ф, конспект логопедического занятия.

Игра "Шифровальщики", слово ВАФЛИ

ЛОГОПЕД: Молодцы! Вы правильно зашифровали слово.

ЛОГОПЕД: Что же взял собой перекусить Федя, ответим хором.

ДЕТИ: Федя взял вафли.

ЛОГОПЕД: Владик, сколько слогов в слове вафли, как ты узнал?

ВЛАДИК: в слове вафли: 2 слога, т.к. два гласных.

ЛОГОПЕД: Таня, расскажи о звуке Ф в слове вафли.

ТАНЯ: Звук Ф в слове вафли – согл, глух, тверд.

ФЕДЯ: Ребята, летим дальше! Дети по показу Феди берут ракеты и взлетают (Ф – протяжно).

ЛОГОПЕД: Остановка № 8. Вот сейчас мы вас и спросим. В трансформеры играем, слова мы набираем.

ЛОГОПЕД: Ребята, берем кассы букв и выкладываем слова; будьте внимательны.

ФО-ФОМА-ФОМКА

Звуки Ф, Фь; буква Ф, конспект логопедического занятия.

Выкладывание слогов и слов из разрезной азбуки.

[Дети выкидывают и изменяют слоги и слова из разрезной азбуки]

ЛОГОПЕД: Что меняется в этих словах?

дети коллективно обсуждают и предлагают свои ответы логопеду и Феде

ФЕДЯ: Ну, ребята, молодцы! Вперед, вперед, ракета нас ждет!

Дети повторяют все движения за космонавтом Федей – летят на ракете, звук Ф – протяжно.

ЛОГОПЕД:  Остановка № 9. Что же здесь мы будем делать? Будем правильно читать, говорить, не отставать.

ФЕДЯ: Посмотрите, какие слова написаны? А я их прочитать не сумею! Поможете?

ДЕТИ: Поможем!

Звуки Ф, Фь; буква Ф, конспект логопедического занятия.

Чтение слов детьми по цепочке, объяснение значения каждого слова ребенком.

Звуки Ф, Фь; буква Ф, конспект логопедического занятия.

Чтение слов детьми по цепочке, объяснение значения каждого слова ребенком.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети встают из-за стульчиков и подходят к доске, выразительно читают слова на вывешенном плакате.

ТАНЯ:  Федя

ЛЕНЯ:  Фомка

ИГОРЬ:  факел

САША:  Форма

НИКИТА: вафли

ВЛАДИК:  конфета

ЯРОСЛАВ:  фонтан

МАКСИМ:  формула

Все вместе: сфера

ЛОГОПЕД: Слова прочитали, Феде помогли, много мы узнали и к концу пришли.

ЛОГОПЕД: Вот и подходит концу наше путешествие, Феде пора дальше лететь, в космосе новые задания нам  искать и новые игры нам готовить.

                                      Заключительная часть:

ЛОГОПЕД: Сейчас на землю полетит тот, кто вспомнит, с какими звуками и какой буквой мы сегодня познакомились!

ДЕТИ: (хором)  Мы сегодня познакомились со звуками Ф, Фь они живут в букве Ф.

ФЕДЯ: Я готов котлету! Фомка ты готов: Гав-гав.

ФЕДЯ: Только, ребята, поблагодарить вас хочу. Вы ведь мне всю дорогу помогали, помогли пройти все остановки на карте и узнать много нового и интересного.

ФЕДЯ: По очереди подходите, два слова со звуками Ф И Фь назовите и конфетку «космическую» получите.

[Дети называют слова и получают конфеты, садятся на свои места]

ЛОГОПЕД: Ребята, давайте тоже поблагодарим Федю за такое необычное путешествие и проводим его.

ДЕТИ: Спасибо, Федя! До свидания! Счастливого пути, прилетай еще!

Слышен звук летящей ракеты, Федя с Фомкой улетают. Дети машут им в след и расходятся по группе.

Звуки Ф, Фь; буква Ф, конспект логопедического занятия.

ДЕТИ вместе с логопедом прощаются с героями и завершают НОД

Фото: ДЕТИ вместе с логопедом прощаются с героями и завершают НОД

ЛОГОПЕД: Ребята, спасибо вам за активную работу! Вы сегодня великолепно справлялись с заданиями!

PS. Напишите в комментариях:

  1. Что вам понравилось в занятии?
  2. Смогли бы Вы провести такое занятие с Вашим ребенком?
  3. Какие вопросы возникли?

Если вам понравилась статья. Появился интерес к тому, как грамотно и весело заниматься с детьми.

Вы хотите знать, как грамотно заниматься дома с вашим ребенком? Подпишитесь на обновление сайта, и Вы всегда будете знать, когда появилась новая статья:
Ваш e-mail: *
Ваше имя*

Сделайте доброе дело, нажмите кнопку :

Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal

Эта запись была опубликована в рубрике Звукопроизношение, Конспекты занятий и отмечена метками , . Добавить в закладки ссылку.

10 в ответ на Звуки Ф, Фь; буква Ф:

  1. Любовь пишет:

    У меня у ребенка не было проблем с буквой Ф, были сложности только с буквой Р. Ваши советы помогу тем, родителем, кто столкнулся с такой проблемой – очень хорошие советы и уроки.

  2. Laralaram пишет:

    Просто отличная статья!!! Вы умничка!

  3. психолог Анна пишет:

    Марина, вы отлично спланировали и провели занятие!
    Оно построено очень интересно и разнообразно. Детям нет времени скучать. Конечно, они с удовольствием будут выполнять задания, потому что это не урок, а игра практически. отлично в сюжет писались все основные этапы логопедического занятия.
    От себя бы добавила только небольшой элемент ИЗО-деятельности. Аппликацию или гравюру (у нас было замечательное занятие о космосе с гравюрами, где выцарапывают звезды на темной основе, проглядывает разноцветный фон – очень красиво!). Если делать все это дома, то спокойно можно увеличить время занятия, включив рисование, например.
    Спасибо вам и за то, что уделили внимание именно этим звукам. Важно не только прорабатывать проблемные звуки, но и давать ребятам передышку – чтобы у многих точно все получалось.

  4. Виктория пишет:

    замечательное занятие, мне понравилась игра-путешествие, все подробно написано, мне понравились фотки-плакаты, которые сделаны специально к уроку, думаю, что смогла бы по вашим разработкам тоже провести такую игру со своим ребенком.

  5. Наталья пишет:

    Какой подробное объяснение, просто находка для меня. Буду заглядывать на ваш сайт почаще, у сына есть небольшие проблемы с речью

  6. Мы эту букву называли – буква “ФУ”. Сейчас все уже отлично…)

  7. Светлана пишет:

    Очень грамотно построено коррекционно-развивающие занятие, видно, что педагог очень вдумчиво подошла к учебному процессу, очень много интересных моментов, особенно понравилась игра в космическое путешествие с остановками, дети, наверняка, были в восторге.

  8. Марина Владимировна очень хорошеее занятие! Вы молодец, есть чему поучиться начинающим логопедам. Скажите пожалуйста, а какой литературой вы пользуетесь при обучению грамоте старших дошкольников. Меня интерисуют тетради и чтение. Заранее спасибо!

    • марина маджара пишет:

      Здравствуйте, Ольга Александровна! Очень многое к занятиям придумываю сама, стихи и рисунки вместе с ребятками придумываем. Тетради беру кировские, они недорогие и детям нравятся, Цукканова, Бец ( грамота и чтение великолепны), недавно открыла Гомзяк, некоторое нам подходит из Коноваленко. Приходите в гости все тетради и разработки покажу.

  9. Екатерина пишет:

    Супер! отлично.Так здорово занятие сопровождается фото.Очень понравилась игра “коврик”

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>