Конспект подгруппового занятия с использованием современной педагогической технологией исследовательской деятельности составила воспитатель логопедической группы ГБДОУ №22 г. Санкт-Петербурга Росицкая Галина Евгеньевна.
Тема: «Животные северных и жарких стран».
Цели: Сформировать у детей основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.
Неречевые: развитие общей моторики, ручной пальчиковой моторики, воспитание произвольного внимания, активности, творческой инициативы, зрительной ориентировки на говорящего, вербальное мышление.
Речевые: развитие просодической стороны речи, обогащение словаря по теме занятия.
Коррекционно-обучающие:
Закреплять навык мышечной релаксации; отрабатывать навык правильного речевого дыхания (силу, продолжительность, постепенность, целенаправленность); учить на одном выдохе произносить слитное сочетание гласных слогов, слитно, на одном выдохе, произносить фразу из 4 слов.
Работать над фразой, просодическим компонентом речи: дыханием, голосом, разнообразить голосовые модуляции слитностью, темпом, и ритмом речи, интонационной выразительностью.
Обучение элементам творческой игры.
Активизация словаря существительными, глаголами, прилагательными на материале лексической темы. Уточнить знания детей о животных разных климатических зон, учить дифференцировать животных по месту их обитания, способом добывания пищи.
Развивать грамматический строй речи: упражнять в образовании притяжательных прилагательных от существительного; совершенствовать навык слогового анализа слов; понимание и употребление предложно-падежных конструкций. Обучать составлению сложных предложений со значением противопоставления по двум опорным картинкам.
Закрепление навыка воспроизведения ритмического рисунка слова; воспитание слухового и зрительного внимания; зрительных представлений; ритма речевого дыхания, звукоподражания, паузации.
Обучение диалогической речи. Работа над фразой и ее удлинением.
Коррекционно-развивающие:
Развивать слуховое и зрительное внимание, речеслуховую память; развивать творческое воображение; развивать общую и мелкую моторику, пальцев рук, упражнять в координации слова с движением, развивать подвижность мышц артикуляционного аппарата; мимики.
Совершенствовать фонематический анализ и синтез.
Развивать словесно-логическое мышление.
Коррекционно-воспитательные:
Слушать внимательно собеседника, отвечать на вопросы только после заданного вопроса, играть дружно
Оборудование: рюкзак, игрушки олень, верблюд; нарисованные схемы слогов с указательной стрелкой повышения и понижения голоса; шапочка обезьянки; картинка большого формата «Животные Африки»; наборы игрушек северных животных; коробка; предметные картинки с изображением животных Севера и жарких стран; картинка-схема к составлению предложений, ведению диалога.
План занятия:
1.Организационный момент. Сообщение темы занятия.
2. Релаксация. «Волшебный сон»
3.Дыхательные упражнения.
4. Координации речи с движением «Вы видали?»
5.Психогимнастика.
6.Упражнение на развитие звукоподражания, смены темпа и ритма.
7.Обучение вопросно-ответной речи. Рассматривание картинки.
8.Развитие грамматического строя речи
9.Упражнение на развитие фонематического анализа и синтеза.
10.Игры на развитие лексического строя речи
11. Развитие диалогической речи
12. Итог занятия
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуйте, Галина Евгеньевна!
Воспитатель: Ребята, перед началом занятия давайте вспомним с вами очень важное необходимое правило:
«Внимательно слушай!
Другим не мешай!
Подумай!
Потом на и вопрос отвечай!»
Сообщение темы занятия.
Воспитатель: Ребята, посмотрите вокруг!
(Приготовлений для игры не видно, только что-то лежит на ковре. Все подходят к этому предмету.)
Воспитатель: – Что это?
Дети: - Это рюкзак.
Воспитатель: Путешественники складывают в него все, что пригодится им в дороге. А нам, скорее всего, предстоит дальний путь. А куда мы отправимся? Чтобы это нам узнать, загадку нужно разгадать!
воспитатель |
дети |
Бродят за горой гора, Не волнует их жара. |
Это верблюд. |
В тишине раздался хруст — И из чащи вышел куст. А на ветках у куста. Ни иголки, ни листа! |
Это олень. |
Воспитатель: Заглянем в рюкзак. Правильно ли мы разгадали загадки?
(достает из рюкзака игрушки верблюда и оленя).
Воспитатель: О ком была первая загадка?
Дети: Первая загадка была о верблюде.
Воспитатель: О ком была вторая загадка?
Дети: Вторая загадка была об олене.
Воспитатель: Теперь стало понятно, к кому в гости мы отправимся? Осталось догадаться, куда идти. Где живет верблюд?
Дети: Верблюд живет в Африке.
Воспитатель: Где живет олень?
Дети: Олень живет на севере.
2. Релаксация. «Волшебный сон»
(Дети сидят в позе покоя.)
Воспитатель: Закройте глаза. С закрытыми глазами вы внимательно слушаете и про себя повторяете мои слова. Шептать не надо. Нельзя открывать глаза и двигаться, пока я васоб этом не попрошу. Спокойно отдыхайте, закрыв глаза. «Волшебный сон» закончится тогда, когда я громко скажу: «Открыть глаза! Встать!»
Реснички опускаются…
Глазки, закрываются…
Мы спокойно отдыхаем…(два раза)
Сном волшебным засыпаем,…
Дышится легко…ровно…глубоко.
Наши руки отдыхают,…
Ноги тоже отдыхают,…
Отдыхают,…засыпают…(два раза)
Шея не напряжена
И расслаблена…
Губы чуть приоткрываются,…
Всё чудесно расслабляется. (два раза)
(Длительная пауза. Дети выводятся из «Волшебного сна».)
Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали…
(Громче, быстрее, энергичнее):
Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать!
Крепче кулачки сжимаем,
Их повыше поднимаем.…
Потянуться! Улыбнуться!..
Всем открыть глаза и встать!
Напряженье улетело…
И расслаблено всё тело…
Губы чуть приоткрываются…
Всё чудесно расслабляется…
И послушный наш язык
Быть расслабленным привык!
(Чуть громче):
Мы спокойны всегда! (два раза)
Говорим всегда красиво,
Смело и неторопливо!
Вспоминаем обязательно,
Что учили на занятиях!
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Ясно, чётко говорим,
Потому, что не спешим! (два раза)
Паузы мы соблюдаем! (два раза)
Звук ударный выделяем! (два раза)
И легко нам говорить!
И не хочется спешить!
Так спокойно, так приятно
Говорим – и всем понятно!
(Длительная пауза. Более тихим голосом.)
Хорошо нам отдыхать,…
Но пора уже вставать!
(Громче):
Веселы, бодры мы снова.
И к занятиям готовы!
3. Дыхательные упражнения.
1)«Трубочка» – произносим – О, «улыбка» – произносим И.
В динамике произносим вместе оба звука ОИ, ИО.
2)«Форсированный выдох» – вдохнув носом, сделать быстрый, резкий
выдох через рот (мысленно произносить сочетание «ху»).
3) «Тёплый выдох» – сделать вдох через нос, поднести руки ко рту, медленно выдохнуть через открытый рот. Затем, вдохнув через нос, продолжить выдох.
4)После вдоха на плавном выдохе тянуть по две гласных – ааааааоооооо,
аааааааууууууу, и т.д. По три – аааоооууу в разных сочетаниях.
5) На одном плавном выдохе тянуть по два гласных по два раза –
аааоооаааооо, уууааауууааа и т.д.
Развитие тонального диапазона голоса:
Упражнение «Северный ветер»
Воспитатель: Белые медведи живут на Севере, где дует ледяной ветер. Сделайте вдох, на выдохе длительно произнесите слог ВУ с постепенным повышением голоса. Еще раз вдохните и на длительном выдохе произнесите слог ВУ с постепенным понижением голоса. Следите за моей рукой и стрелочкой.
В-У-У-У-У-У-У В-У-У-У-У-У-У
«Слон, морж, тюлень»
Воспитатель: Стоим прямо. Вдох, руки, скрещенные перед собой «хобот» поднимаем вверх. Выдох – руки опускаем перед собой вниз и говорим на одном выдохе
Головой качает слон.
Вдох – руки вверх. Выдох – руки опускаем вниз и говорим на одном выдохе
Он слонихе шлет поклон.
Вдох – руки вверх. Выдох – наклоняемся и на выдохе говорим.
У моржа клыки.
Вдох – руки вверх. Выдох – наклоняемся и на одном выдохе произносим
У тюленя плавники.
4. Координации речи с движением «Вы видали?»
воспитатель | Дети выполняют движения и проговаривают вместе с воспитателем различной интонацией. |
Вы видали верблюда,который летит, | Удивленно пожимают плечами |
Не касаясь землини одним из копыт? | Взмахивают руками, как крыльями, одновременно шагают на месте |
В нашем городе вылеопарда видали, | Удивленно пожимают плечами. |
Что привык ночевать под скамьей на вокзале? | Приседают, руки под щеку. |
Ну а льва вы видали, владыку зверей, | Удивленно пожимают плечами. |
Как легко он играет на скрипке своей? | Имитируют игру на скрипке |
Вы видали, как громко горланит в саванне | Удивленно пожимают плечами. |
Кенгуру, ни гроша не имея в кармане? | Руки складывают вместе высоко на груди и подпрыгивают |
Вы видали, что в луже сидит бегемот, | Удивленно пожимают плечами. |
Как девчонка кривляется день напролет? | Строят рожицы |
Вы видали у нас во дворе попугая, | Удивленно пожимают плечами. |
Что летает под окнами, в мячик играя? | Руки сгибают в локтях и прижимают к туловищу, делают частые махи ладонями |
А цыпленка вы видали, который сумел | Удивленно пожимают плечами. |
Из бульона удрать, не ощипан и цел? | Бегут на месте на носочках |
А меня-то, меня вы видали, друзья? | Удивленно пожимают плечами. |
И чего сочиняют, что выдумщик я? | Разводят руки перед собой. |
5.Психогимнастика.
Воспитатель: Покажите жестами и мимикой, что в Африке жарко, хорошо, весело. А теперь представьте север: снег, холод, ветер.
Дети изображают жестами и мимикой состояние, соответствующее заданному условию.
Воспитатель: А теперь мы покажем с вами озорных обезьян. Они кривляются и повторяют все друг за другом. Сейчас считалкой выберем обезьянку. Вставайте в круг.
В джунглях качели – это лианы,
Любят качаться на них обезьяны.
(ребенок, выбранный водящим, надевает шапочку обезьяны встает в круг)
Воспитатель: Я ведущему-обезьянке буду давать команды, он их вам покажет, а вы все за ним повторяйте.
Команды, подаваемые воспитателем |
Дети выполняют движения. |
Мы, ребята, – обезьяны,И живем мы в жарких странах | Изображают обезьян |
Любим мы жевать бананы, | Имитируют жевание, кривляясь. |
Бросать кокосы, | Имитируют бросок |
Качать лианы. | Поднимают и опускают руки |
Открывать пошире рот | Открывают широко рот |
И дразнить честной народ. | Поворачиваются друг к другу, соединяют мизинец правой руки с большим пальцем левой, прикладывают к носу «дразнят». |
Показать руками ушки | Тянут руками себя за уши |
И пошлепать по макушке, | Ладонью легко стучат себя по макушке. |
На носочках прыгнуть вверх, | Прыгают на месте |
Что-то крикнуть громче всех. | Громко выкрикивают любую гласную. |
А теперь остановились | Опускают руки |
И на место опустились | Садятся на ковер. |
А еще обезьянка увидела в зоопарке северных зверей и передразнивает их.Белого медвежонка, который доволен купанием. Он весело отряхивает воду со спины. | |
Моржонок выполз из воды на льдину и играет: поднимает вверх и опускает вниз голову. |
6.Упражнение на развитие звукоподражания, смены темпа и ритма.
Воспитатель: Резвятся морж и тюлень, морской котик в океане, весело ластами хлюпают по воде.
Послушайте звуки, которые издают эти животные во время игры и повторите.
Морж
Речь: Хлюп – хлюп-хлюп, Хлюп -хлюп-хлюп.
Ритм: / – -, /- –
Тюлень
Речь: Хлип- хлип –хлип-хлип, Хлип- хлип – хлип-хлип.
Ритм: /- – -, /- – –
Морской котик
Речь: хлип-хлюп – Хлип, хлип-хлюп – Хлип
Ритм: – – /, – – /.
7.Обучение вопросно-ответной речи. Рассматривание картинки.
Воспитатель: Посмотрите ребята на картинку и ответьте мне на вопросы:
Вопросы воспитатель |
Ответы детей |
На картинке нарисована Африка или Антарктида? | На картинке нарисована Африка. |
В какую игру играют животные? | Животные играют в прятки. |
Какого животного ты увидел на картинке? (вопрос задается каждому ребенку) | Я увидел на картинке жирафа.(дети полным предложением отвечают на вопросы, перечисляя найденных на картинке животных) |
8.Развитие грамматического строя речи
Воспитатель: В Африке животные играют в прятки, а во что любят играть животные в Антарктиде? Они любят играть игру « Угадай-ка! Чей это? Чья это? Чьи это?»
Воспитатель | дети |
У медведя уши (чьи уши?) | Медвежьи уши |
У медведя хвост (чей хвост?) | Медвежий хвост |
У тюленя голова (чья голова?) | Тюленья голова |
У песца лапы (чьи лапы?) | Песцовые лапы |
У тюленя ласты (чьи ласты?) | Тюленьи ласты |
У оленя рога (чьи рога?) | Оленьи рога |
У песца хвост (чей хвост?) | Песцовый хвост |
Воспитатель: И эти звери решили поиграть с нами в прятки. Поищем их?
(воспитатель расставляет игрушки животных севера в разных местах: на шкаф, под столом, в коробке и т.д)
Задает вопрос каждому ребенку
Вопросы воспитателя |
Ответы детей |
Куда спрятался белый медведь? | Белый медведь залез на шкаф. |
Куда спрятался морж? | Морж спрятался под столом. |
Куда залез тюлень? | Тюлень залез в коробку. |
Куда спрятался песец? | Песец спрятался за коробкой. |
А где прячется олень? | Олень прячется за стулом. |
Откуда выглядывает морской котик? | Морской котик выглядывает из-за коробки. |
9.Упражнение на развитие фонематического анализа и синтеза.
Воспитатель: А вы любите играть в игру «Угадай-ка!».
Задания воспитателя |
Ответы детей |
Назовите животное, название которого начинается со звука [Т] и заканчивается звуком [Н`] | Это тюлень |
Назовите животное, в названии которого [О] в середине слова | Это морж |
Назовите животное, в названии которого заканчивается на [Д`] | Это медведь |
Назовите животное, в названии которого 5 звуков | Это песец |
Назовите животное, в названии которого 2 слога. | Это олень, песец, котик, тюлень. |
10.Игры на развитие лексического строя речи
«Подбери слово».
Воспитатель: Выберите картинку любого животного и подберите к ним слова, которыми можно о них рассказать.
Подбор прилагательных к слову животные: южные, северные, дикие, хищные, травоядные, злые, опасные, пугливые, беззащитные, сильные, слабые, красивые, гордые, спокойные.
«Составь предложение»
Составление сложных предложений со значением противопоставления по двум опорным картинкам.
Воспитатель: Сравните этих животных, какие они?
(раздает детям картинку с изображением пары животных – хищника и травоядного)
Тигр — это хищное животное, а жираф — травоядное.
Пары слов: лев — кенгуру, белый медведь — зебра, антилопа — пантера, леопард — слон, морж — обезьяна.
11. Развитие диалогической речи
Воспитатель: Послушайте рассказ.
( Чтение рассказа-сравнения «Белый медведь и жираф»):
«Белый медведь — это северное животное, а жираф — южное. Медведь — животное хищное, а жираф — травоядное. Медведь питается рыбой и тюленями, а жираф — травой и листьями. Медведь белый, а жираф рыжий с темными пятнышками. У медведя толстая шкура, а у жирафа тонкая. У медведя короткая шея, а у жирафа длинная. У медведя на ногах когти, а у жирафа копыта».
Игра «Разговор зверей»
Воспитаель: У вас на стульчиках лежат медальки с изображением животных. Повесьте их себе на грудь. Выберите пару и расскажите друг другу о себе.
Поможет вам схема-рисунок:
Назвать себя.
Где это животное живет.
Как оно выглядит.
Что оно умеет делать.
Чем питается.
Примеры диалогов детей:
Ребенок |
ребенок |
Я – жираф. | Я – морж. |
Я живу в Африке. | Я живу на Севере. |
У меня длинная шея. | У меня есть большие бивни. |
У меня сильные длинные ноги. | У меня сильные широкие ласты. |
Я умею быстро бегать. | Я умею нырять и плавать. |
Я травоядное животное. | Я хищное животное. |
Я люблю, есть сочную листву. | Я люблю ловить и есть рыбу. |
12. Итог занятия
Воспитатель: Понравилось вам путешествие?
Что больше всего запомнилось?
Какая игра вам понравилась больше всего?
С какими животными мы с вами сегодня повстречались?
Какое животное нравится каждому из вас больше всего?
«Животные северных и жарких стран» презентация к занятию.
Спасибо за интересную программку, для моей дочке очень понравилось.