«Животные северных и жарких стран»

Конспект подгруппового занятия с использованием современной педагогической технологией исследовательской деятельности составила воспитатель логопедической группы ГБДОУ №22 г. Санкт-Петербурга Росицкая Галина Евгеньевна.

Тема: «Животные северных и жарких стран». 

Цели: Сформировать у детей основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.

 Неречевые: развитие общей моторики, ручной пальчиковой моторики, воспитание произвольного внимания, активности, творческой инициативы, зрительной ориентировки на говорящего, вербальное мышление.

Речевые:  развитие просодической стороны речи, обогащение словаря по теме занятия.

 Коррекционно-обучающие:

Закреплять навык мышечной релаксации; отрабатывать навык правильного речевого дыхания (силу, продолжительность, постепенность, целенаправленность); учить на одном выдохе произносить слитное сочетание  гласных слогов, слитно, на одном выдохе, произносить фразу из 4 слов.

Работать над фразой,  просодическим компонентом речи: дыханием, голосом, разнообразить голосовые модуляции слитностью, темпом, и ритмом речи, интонационной выразительностью.

Обучение элементам творческой игры.

Активизация  словаря существительными, глаголами, прилагательными на материале лексической темы. Уточнить знания детей о животных разных климатических зон, учить дифференцировать животных по месту их обитания, способом добывания пищи.

Развивать грамматический строй речи: упражнять в образовании притяжательных прилагательных от существительного; совершенствовать навык слогового анализа слов; понимание и употребление предложно-падежных конструкций. Обучать составлению сложных предложений со значением противопоставления по двум опорным картинкам.

Закрепление навыка воспроизведения ритмического рисунка слова; воспитание слухового  и зрительного внимания; зрительных представлений; ритма речевого дыхания, звукоподражания, паузации.

Обучение диалогической речи. Работа над фразой и ее удлинением.

Коррекционно-развивающие:

Развивать слуховое и зрительное внимание, речеслуховую память; развивать творческое воображение; развивать общую и мелкую моторику, пальцев рук, упражнять в координации слова с движением, развивать подвижность мышц артикуляционного аппарата; мимики.

Совершенствовать фонематический анализ и синтез.

Развивать словесно-логическое мышление.

Коррекционно-воспитательные: 

Слушать внимательно собеседника, отвечать на вопросы только после заданного вопроса, играть дружно

Оборудование:  рюкзак, игрушки олень, верблюд; нарисованные схемы слогов с указательной стрелкой повышения и понижения голоса; шапочка обезьянки; картинка большого формата «Животные Африки»; наборы игрушек северных животных; коробка; предметные картинки с изображением животных Севера и  жарких стран; картинка-схема к составлению предложений, ведению диалога.

 План занятия:

1.Организационный момент.  Сообщение темы занятия.

2. Релаксация. «Волшебный сон»

3.Дыхательные упражнения.

4. Координации речи с движением «Вы видали?»

5.Психогимнастика.
6.Упражнение на развитие звукоподражания, смены темпа и ритма.

7.Обучение вопросно-ответной речи. Рассматривание картинки.

8.Развитие грамматического строя речи

9.Упражнение на развитие фонематического анализа и синтеза.

10.Игры на развитие лексического строя речи

11. Развитие диалогической речи

12. Итог занятия

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуйте, Галина Евгеньевна!

Воспитатель:  Ребята, перед началом занятия давайте вспомним с вами очень важное необходимое правило:

«Внимательно слушай!

Другим не мешай!

Подумай!

Потом на  и вопрос отвечай!»

 Сообщение темы занятия.

Воспитатель: Ребята, посмотрите вокруг!

(Приготовлений для игры не видно, только что-то лежит на ковре. Все подходят к этому предмету.)

Воспитатель: – Что это?
Дети: - Это рюкзак.

Воспитатель: Путешественники складывают в него все, что пригодится им в дороге. А нам, скорее всего, предстоит дальний путь. А куда мы отправимся? Чтобы это нам узнать, загадку нужно разгадать!

воспитатель

дети

Бродят за горой гора,
Не волнует их жара.
 Это верблюд.
В тишине раздался хруст —
И из чащи вышел куст.
А на ветках у куста. Ни иголки, ни листа!
Это олень.

Воспитатель: Заглянем в рюкзак.  Правильно ли мы разгадали загадки?

(достает из  рюкзака  игрушки верблюда и оленя).

Воспитатель: О ком была первая загадка?

Дети: Первая загадка была о верблюде.

Воспитатель: О ком была вторая загадка?

Дети: Вторая загадка была об олене.
Воспитатель: Теперь стало понятно, к кому в гости мы отправимся? Осталось догадаться, куда идти. Где живет верблюд?

Дети: Верблюд живет в Африке.

Воспитатель: Где живет олень?

Дети: Олень живет на севере.

2. Релаксация. «Волшебный сон»

(Дети сидят в позе покоя.)

Воспитатель:  Закройте глаза. С закрытыми глазами вы внимательно слушаете и про себя повторяете  мои слова. Шептать не надо. Нельзя открывать глаза и двигаться, пока я васоб этом не попрошу. Спокойно отдыхайте, закрыв глаза. «Волшебный сон» закончится тогда, когда я громко скажу: «Открыть глаза! Встать!»

Реснички опускаются…

Глазки, закрываются…

Мы спокойно отдыхаем…(два раза)

Сном волшебным засыпаем,…

Дышится легко…ровно…глубоко.

Наши руки отдыхают,…

Ноги тоже отдыхают,…

Отдыхают,…засыпают…(два раза)

Шея не напряжена

И расслаблена…

Губы чуть приоткрываются,…

Всё чудесно расслабляется. (два раза) 

(Длительная пауза. Дети выводятся из «Волшебного сна».)

Мы спокойно отдыхали,

Сном волшебным засыпали…

(Громче, быстрее, энергичнее): 

Хорошо нам отдыхать!

Но пора уже вставать!

Крепче кулачки сжимаем,

Их повыше поднимаем.…

Потянуться! Улыбнуться!..

Всем открыть глаза и встать!

Напряженье улетело…

И расслаблено всё тело…

Губы чуть приоткрываются…

Всё чудесно расслабляется…

И послушный наш язык

Быть расслабленным привык!

(Чуть громче):

Мы спокойны всегда! (два раза)

Говорим всегда красиво,

Смело и неторопливо!

Вспоминаем обязательно,

Что учили на занятиях!

Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Ясно, чётко говорим,

Потому, что не спешим! (два раза)

Паузы мы соблюдаем! (два раза)

Звук ударный выделяем! (два раза)

И легко нам говорить!

И не хочется спешить!

Так спокойно, так приятно

Говорим – и всем понятно!

(Длительная пауза. Более тихим голосом.)

Хорошо нам отдыхать,…

Но пора уже вставать!

(Громче): 

Веселы, бодры мы снова.

И к занятиям готовы!

 3. Дыхательные упражнения.

1)«Трубочка» – произносим – О, «улыбка» – произносим И.
В динамике произносим вместе оба звука ОИ, ИО.
2)«Форсированный выдох» – вдохнув носом, сделать быстрый, резкий
выдох через рот (мысленно произносить сочетание «ху»).
3) «Тёплый выдох» – сделать вдох через нос, поднести руки ко рту, медленно выдохнуть через открытый рот. Затем, вдохнув через нос, продолжить выдох.
4)После вдоха на плавном выдохе тянуть по две гласных – ааааааоооооо,
аааааааууууууу, и т.д. По три – аааоооууу в разных сочетаниях.
5) На одном плавном выдохе тянуть по два гласных по два раза –
аааоооаааооо, уууааауууааа и т.д.

Развитие тонального диапазона голоса:

Упражнение «Северный ветер»

Воспитатель: Белые медведи живут на Севере, где дует ледяной ветер. Сделайте вдох, на выдохе длительно произнесите слог ВУ с постепенным повышением голоса. Еще раз вдохните и на длительном выдохе произнесите слог ВУ с постепенным понижением голоса. Следите за моей рукой и стрелочкой.

 

В-У-У-У-У-У-У                              В-У-У-У-У-У-У

«Слон, морж, тюлень»

Воспитатель: Стоим прямо. Вдох, руки, скрещенные перед собой «хобот» поднимаем вверх. Выдох – руки опускаем перед собой вниз и говорим на одном выдохе

Головой качает слон.

Вдох – руки вверх. Выдох – руки опускаем вниз и говорим на одном выдохе

Он слонихе шлет поклон.

Вдох – руки вверх. Выдох – наклоняемся и на выдохе говорим.

У моржа клыки.

Вдох – руки вверх. Выдох – наклоняемся и на одном выдохе произносим

У тюленя плавники.

 4. Координации речи с движением «Вы видали?»

воспитатель Дети выполняют движения  и проговаривают вместе с воспитателем различной интонацией.
Вы видали верблюда,который летит, Удивленно пожимают плечами
Не касаясь землини одним из копыт? Взмахивают руками, как крыльями, одновременно шагают на месте
В нашем городе  вылеопарда видали, Удивленно пожимают плечами.
Что привык ночевать под скамьей на вокзале? Приседают, руки под щеку.
Ну а льва вы видали, владыку зверей, Удивленно пожимают плечами.
Как легко он играет на скрипке своей? Имитируют игру на скрипке
Вы видали, как громко горланит в саванне Удивленно пожимают плечами.
Кенгуру, ни гроша не имея в кармане? Руки складывают вместе высоко на груди и подпрыгивают
Вы видали, что в луже сидит бегемот, Удивленно пожимают плечами.
Как девчонка  кривляется день напролет? Строят рожицы
Вы видали у нас во дворе попугая, Удивленно пожимают плечами.
Что летает под окнами, в мячик играя? Руки сгибают в локтях и прижимают к туловищу, делают частые махи ладонями
А цыпленка вы видали, который сумел Удивленно пожимают плечами.
Из бульона удрать, не ощипан и цел? Бегут на месте на носочках
А меня-то, меня вы видали, друзья? Удивленно пожимают плечами.
И чего сочиняют, что выдумщик я? Разводят руки перед собой.

5.Психогимнастика.
Воспитатель: Покажите жестами и мимикой, что в Африке  жарко, хорошо, весело. А теперь представьте север: снег, холод, ветер.

Дети изображают жестами и мимикой состояние, соответствующее заданному условию.

Воспитатель: А теперь мы покажем с вами озорных обезьян. Они кривляются и повторяют все друг за другом. Сейчас считалкой выберем обезьянку. Вставайте в круг.

В джунглях качели – это лианы,

Любят качаться на них обезьяны.

(ребенок, выбранный водящим, надевает шапочку обезьяны встает в круг)

Воспитатель: Я ведущему-обезьянке буду давать команды, он их вам покажет, а вы все за ним повторяйте.

Команды, подаваемые воспитателем

Дети выполняют движения.

Мы, ребята, – обезьяны,И живем мы в жарких странах Изображают обезьян
Любим мы жевать бананы, Имитируют жевание, кривляясь.
Бросать кокосы, Имитируют бросок
Качать лианы. Поднимают и опускают руки
Открывать пошире рот Открывают широко рот
И дразнить честной народ. Поворачиваются друг к другу, соединяют мизинец правой руки с большим пальцем левой, прикладывают к носу «дразнят».
Показать руками ушки Тянут руками себя за уши
И пошлепать по макушке, Ладонью легко стучат себя по макушке.
На носочках прыгнуть вверх, Прыгают на месте
Что-то крикнуть громче всех. Громко выкрикивают любую гласную.
А теперь остановились Опускают руки
И на место опустились Садятся на ковер.
А еще обезьянка увидела в зоопарке северных зверей и передразнивает их.Белого медвежонка, который доволен купанием. Он весело отряхивает воду со спины.
Моржонок выполз из воды на льдину и играет: поднимает вверх и опускает вниз голову.

6.Упражнение на развитие звукоподражания, смены темпа и ритма.

Воспитатель: Резвятся морж и тюлень, морской котик в океане, весело ластами хлюпают по воде.

Послушайте звуки, которые издают эти животные во время игры и повторите.

            Морж

Речь: Хлюп  – хлюп-хлюп, Хлюп  -хлюп-хлюп.

Ритм: /  – -,  /- –

        Тюлень

Речь: Хлип- хлип –хлип-хлип, Хлип-   хлип – хлип-хлип.

Ритм: /-  – -, /-  – –

       Морской котик

Речь: хлип-хлюп  –  Хлип, хлип-хлюп  –  Хлип

Ритм: – –  /, – –  /.

7.Обучение вопросно-ответной речи. Рассматривание картинки.

Воспитатель: Посмотрите ребята на картинку и ответьте мне на вопросы:

Вопросы воспитатель

Ответы детей

На картинке нарисована Африка или Антарктида? На картинке нарисована Африка.
В какую игру играют животные? Животные играют в прятки.
Какого животного ты увидел  на картинке? (вопрос  задается каждому ребенку) Я увидел на картинке жирафа.(дети полным предложением отвечают на вопросы, перечисляя найденных на картинке животных)

8.Развитие грамматического строя речи

Воспитатель: В Африке животные играют в прятки, а во что любят играть животные в Антарктиде? Они любят играть игру « Угадай-ка! Чей это?  Чья это? Чьи это?»

Воспитатель дети
У медведя уши (чьи уши?) Медвежьи уши
У медведя хвост (чей хвост?) Медвежий хвост
У тюленя голова (чья голова?) Тюленья голова
У песца лапы (чьи лапы?) Песцовые лапы
У тюленя ласты (чьи ласты?) Тюленьи ласты
У оленя рога (чьи рога?) Оленьи рога
У   песца хвост (чей хвост?) Песцовый хвост

Воспитатель: И эти звери решили поиграть  с нами в прятки. Поищем их?

(воспитатель расставляет игрушки животных севера в разных местах: на шкаф, под столом, в коробке и т.д)

Задает вопрос каждому ребенку

Вопросы воспитателя

Ответы детей

Куда спрятался белый медведь? Белый медведь залез на шкаф.
Куда спрятался морж? Морж спрятался под столом.
Куда залез тюлень? Тюлень залез в коробку.
Куда спрятался песец? Песец спрятался за коробкой.
А где прячется олень? Олень прячется за стулом.
Откуда выглядывает морской котик? Морской котик выглядывает из-за коробки.

9.Упражнение на развитие фонематического анализа и синтеза.

Воспитатель: А вы любите играть в игру «Угадай-ка!».

Задания воспитателя

Ответы детей

Назовите животное, название которого начинается со звука [Т] и заканчивается звуком [Н`] Это тюлень
 Назовите животное, в названии которого [О] в середине слова Это морж
 Назовите животное, в названии которого заканчивается на [Д`] Это медведь
Назовите животное, в названии которого 5 звуков Это песец
Назовите животное, в названии которого 2 слога. Это олень, песец, котик, тюлень.

10.Игры на развитие лексического строя речи

«Подбери слово».

Воспитатель: Выберите картинку любого животного и подберите к ним слова, которыми можно о них рассказать.

Подбор прилагательных к слову животные: южные, северные, дикие, хищные, травоядные, злые, опасные, пугливые, беззащитные, сильные, слабые, красивые, гордые, спокойные.

«Составь предложение»

Составление сложных предложений со значением противопоставления по двум опорным картинкам.

Воспитатель:  Сравните этих животных, какие они?

(раздает детям картинку с изображением пары животных – хищника и травоядного)

Тигр — это хищное животное, а жираф — травоядное.

Пары слов: лев — кенгуру, белый медведь — зебра, антилопа — пантера, леопард — слон, морж — обезьяна.

11. Развитие диалогической речи

Воспитатель: Послушайте рассказ.

( Чтение рассказа-сравнения «Белый медведь и жираф»):

«Белый медведь — это северное животное, а жираф — южное. Медведь — животное хищное, а жираф — травоядное. Медведь питается рыбой и тюленями, а жираф — травой и листьями. Медведь белый, а жираф рыжий с темными пятнышками. У медведя толстая шкура, а у жирафа тонкая. У медведя короткая шея, а у жирафа длинная. У медведя на ногах когти, а у жирафа копыта».

Игра «Разговор зверей»

Воспитаель: У вас на стульчиках лежат медальки с изображением животных. Повесьте их себе на грудь. Выберите  пару и расскажите друг другу о себе.

Поможет вам схема-рисунок:

Назвать себя.

Где это животное живет.

Как оно выглядит.

Что оно умеет делать.

Чем питается.

Примеры диалогов детей:

Ребенок

ребенок

Я – жираф. Я – морж.
Я живу в Африке. Я живу на Севере.
У меня длинная шея. У меня есть большие бивни.
У меня сильные длинные ноги. У меня сильные  широкие ласты.
Я умею быстро бегать. Я умею нырять и плавать.
Я травоядное животное. Я хищное животное.
Я люблю, есть сочную листву. Я люблю ловить и есть рыбу.

12. Итог занятия

Воспитатель: Понравилось вам путешествие?
Что больше всего запомнилось?

Какая игра вам понравилась больше всего?

С какими животными мы с вами сегодня повстречались?

Какое животное нравится каждому из вас больше всего?

«Животные северных и жарких стран» презентация к занятию.

 

Вы хотите знать, как грамотно заниматься дома с вашим ребенком? Подпишитесь на обновление сайта, и Вы всегда будете знать, когда появилась новая статья:
Ваш e-mail: *
Ваше имя*

Сделайте доброе дело, нажмите кнопку :

Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal

Эта запись была опубликована в рубрике Конспекты занятий, Обмен опытом воспитателей и отмечена метками , , , . Добавить в закладки ссылку.

1 в ответ на «Животные северных и жарких стран»:

  1. Вероника пишет:

    Спасибо за интересную программку, для моей дочке очень понравилось.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>