Тема: «Автоматизация звука [Р]»
Цель: Формировать произносительные умения и навыки
Задачи:
Образовательные:
- Уточнить представление ребенка об артикуляционном укладе [Р]
- Уточнить представление о гласных, согласных звуков через звуковой анализ слова
- Упражнять в различении и четком произношении звука «Р» в слогах, словах, фразах
- Активизировать словарь по лексической теме «Транспорт»
Коррекционные:
- Упражнять в различении и автоматизации звука «Р» в слогах, словах, тексте
- Упражнять в произношении слов сложной слоговой структуры
- Отрабатывать умение проводить звуковой – слоговой анализ слов
Развивающие:
- Развивать длительность речевого выдоха
- Развивать темпоритмическую организацию речи
- Развивать фонематическое восприятие и слух в процессе повторения чистоговорки и звукового анализа слова
- Развивать мелкую моторику через выкладывание схемы слова
- Развивать внимание и память через коррекционные упражнения
- Развивать зрительное восприятие через упражнение для глаз и коррекционные компьютерные игры
- Развивать мыслительные операции: обобщение, классификация, анализ
- Развивать произвольное внимание и самоконтроль
Воспитательные:
- Воспитывать желание правильно произносить звуки
- Воспитывать самостоятельность и активность на занятии
Оборудование: компьютерные «Игры для Тигры», звуковые человечки, сюжетная картинка «Морской порт»
Ход занятия.
Орг. момент. Назови, какой звук мы с тобой учимся правильно говорить?
Основная часть.1. Уточнение артикуляции поставленного звука. Характеристика звука [Р]
2. Гимнастика для глаз: Потереть ладошки, чтобы стали теплыми.
Плывет, плывет кораблик ладошки на закрытых глазах
На запад, на восток движения глаз влево – вправо
Канаты – паутинки движения глаз сверху вниз
А парус – лепесток движения глаз по кругу.
3. Компьютерная игра “Игры для Тигры”, раздел «Просодика» – дыхание. Игра«Кораблики» 1й вариант (изолированное произношение «Р»)
4. Компьютерная игра “Игры для Тигры”раздел «Просодика» – дыхание. Игра «Кораблики» 2й вариант (произношение «Р» в прямых слогах с использованием звуковых человечков)
5. Компьютерная игра “Игры для Тигры” раздел «Просодика» – слитность. Игра «Облака» (проговаривание стих. «Самолет»)
Самолет построим сами,
понесемся над лесами,
понесемся над лесами,
а потом вернемся к маме.
6.Компьютерная игра “Игры для Тигры” раздел «Просодика» – ритм. Игра «Машина» (проговаривание стихотворения «Шофер»)
Качу, лечу во весь опор
Я сам мотор
И сам шофер
Нажимаю на педаль
И машина мчится вдаль.
Повторить игру, как подвижную.
7. Компьютерная игра “Игры для Тигры” раздел «Лексика». Игра «4й лишний» Как только увидишь 4 картинки с транспортом, останови меня. (по виду пассажирский – специальный, наземный – водный, без «Р»)
8. Компьютерная игра “Игры для Тигры” раздел «Фонематика». Игра «Поезд» - звук «Р» (место звука в слове)
9. Игра «Зашифруй слово» руль звуковыми человечками
10. Беседа по картинке «Морской порт» по вопросам:
- Что это?
- Что стоит в порту?
- Что они перевозят?
- Что делают портовые рабочие в порту?
11. Повторение новой чистоговорки:
ай-ай-ай – грохочет в городе трамвай
ар-ар-ар – троллейбус вышел на бульвар
ара-ара-ара – тормозит у тротуара
ро-ро-ро – нам проехать не хитро
ро-ро-ро – через город на метро
орт-орт-орт – едем мы в аэропорт
лет-лет-лет – вот готовится в полет
винтокрылый вертолет
орт-орт-отр – прилетели в морской порт
сами-сами-сами – вот корабль с парусами
ой-ой-ой – у штурвала рулевой
ой-ой-ой – сядем мы в корабль с тобой
вокруг Света и домой.
Итог занятия. Анализ речи ребенка