Гласные звуки и буквы

Логопедический букварь КрыловаДорогие родители, чьи дети имеют выраженное общее недоразвитие речи, которое сопровождается заиканием, дизартрией, алалией, детской афазией, ринолалией. Ваши дети нуждаются в особом подходе и внимании  в детском саду и в школе. Обучение русскому языку для таких детей носит коррекционный характер. Если у Вас нет возможности посещать специальную коррекционную школу по каким-либо причинам, то данное занятие – «Гласные звуки и буквы» – для первоклассников можно использовать как образец для домашнего обучения.

Конспект урока  составлен учителем-логопедом высшей категории МС(к)ОУ «Школа-интернат № 6 Vвида» г. Перми Худеньких Светланой Николаевной

Конспект занятия в 1 классе по обучению грамоте

Учитель-логопед высшей категории МС(к)ОУ «Школа-интернат № 6 Vвида»

г. Перми Худеньких Светлана Николаевна

«Гласные звуки и буквы»

Цель:

Закрепить акустико-артикуляционные образы гласных звуков, графо-моторные образы гласных букв и их соотнесенность друг с другом.

Задачи:

коррекционно-образовательные:

  • формировать у детей умение различать гласные звуки;
  • учить детей давать акустико-артикуляционную характеристику звука;
  • совершенствовать умения выделять  гласные звуки в начале, середине и конце слова;
  • закрепить знания о слогообразующей роли гласных звуков и букв;
  • упражнять в словоизменении;
  • упражнять в написании прописных и строчных гласных букв.

коррекционно-развивающие:

  • развивать у детей навыки звукового анализа;
  • развивать дыхание и голос;
  • развивать фонематический слух и восприятие;
  • закреплять понятия: «гласный звук», «гласная буква»;
  • развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
  • развивать память, мышление, внимание;

коррекционно-воспитательная:

  • воспитывать уважение к ответам товарища.

Материалы и оборудование:

  • Логопедический букварь. Н.Л.Крылова (стр. 49)
  • Карточки на каждого ребенка.

«Отремонтируй» гласные. Допиши недостающие элементы.

  • Схемы гласных звуков рисуются мелом на доске.

схема гласных звуков

Ход урока.

I. Орг. момент.

Чему будет посвящено сегодняшнее наше занятие, вы узнаете, если правильно ответите на вопрос.

Рот открыт, и звук поётся,

Нет преграды на пути.

Скажет кто, как он зовётся?…

Верно, гласный! Молодцы!

II. Основная часть.

1. Тема нашего урока: «Гласные звуки и буквы»

Что такое – звуки? Буквы? Чем они отличаются друг от друга?

  • Узнавание детьми гласных звуков по беззвучной артикуляции и схеме(Рисуются на доске).
  • Характеристика гласных звуков.
  • Различение звучаний гласных и согласных звуков на слух.

Акцент на характерных признаках. (Буквы видим и пишем, звуки слышим и произносим. При произнесении гласных звуков воздух проходит через рот свободно, никакой преграды (губы, зубы, язык) нет. При артикуляции гласных наиболее ярким видимым признаком является положение губ.

2. Упр.1 «Будь внимателен» (Развитие фонематического восприятия).

Учитель предлагает детям  прослушать внимательно звуки, которые он будет произносить, и поднять вверх большие пальцы рук, услышав гласный звук.

Педагог отчетливо произносит каждый из звуков: м, с, а, и, р, ы, п, у, ш, э, к, ы

3. Упр.2 «Повтори и место звука назови» (Развитие навыков звукового анализа).

Учитель отчетливо произносит сочетания звуков, последовательно усложняя задание. Дети воспринимают их только на слух и называют количество, порядок звуков в сочетании: ау, уа, эы, иэы.

4. Упр.3 «Ладошки» (Развитие просодической стороны речи. Каждому ребёнку задаётся своя интонация логопедом или другими детьми).

Проговаривание с разной интонацией, со сменой ударения и ритмичным отхлопыванием с выделением ударного звука более громким хлопком.

Ау, аУ, Уа, уА, Эы, эЫ, Иэы, иэЫ, иЭы

5.  Как обозначаются звуки на письме? Какие бывают буквы? (Печатные и письменные. Прописные и строчные)

Упр.4 «Напиши букву» (Закрепление графо-моторного, зрительного образа букв путем использования различных анализаторов, логики).

Письмо  разных гласных букв на доске мелом, мокрой тряпкой; на спине товарища пальцем; выкладывание из карандашей, конструирование пальцами.

6. Упр.5 «Ремонт сломанных букв»

Допиши недостающие элементыОтремонтируй» гласные.

 


6. Упр.6  «Один – много» (Упражнение в словоизменении, выделении последнего звука в слове).

Шла коза,

Навстречу – … (козы).

Здесь – берёза,

Там – … (берёзы),

Рядом дуб,

А с ним – … (дубы)

Нету слов на букву … (ы)

Бывает ли буква, обозначающая этот звук, прописной?

7. Динамическая пауза.

8. Игра: «Гласные звуки» (Развитие артикуляционной  и крупной моторики).

Дети повторяют движения и текст за учителем:

Рот откроем широко,

(широко открываем рот и рисуем в воздухе большой круг руками)

А пропеть совсем легко!

А-А-А

Губы тянем хоботком,

(открытые губы вытягиваются вперёд, руки складываются «рупором» и двигаются вперёд)

У мы вместе пропоём.

У-У-У

Словно «дынька» рот сейчас,

( рот округляется широким овалом, руки сцепляются в «замок» на уровне талии)

Э кричим мы на весь класс!

Э-Э-Э

Рот «сосискою» открылся,

(рот – узким овалом, руки с широко растопыренными пальцами от середины на уровне рта растягиваются в стороны)

Ы запел и вдруг смутился.

(закрыть ладонями глаза)

Ы-Ы-Ы

О «огурчик» тянет вверх,

(рот – вытянутый вверх овал, руки поднимаются медленно снизу вверх)

Видно, ждёт его успех!

О-О-О

И красиво улыбнулся,

(рот в улыбке, движение руками от центра в стороны на уровне нижней челюсти ладонями вниз)

К ушкам мило потянулся.

Гласных звуков шесть всего:

А,У,Э, Ы, И,О!

(на каждый называемый звук – подъем пальца на руке)

9. Работа в тетрадях (Звукобуквенный анализ. Письмо).

Письмо заданной буквы в слове.

Первая – в слове  осы,

последняя – слоны,

средняя –лук.

10. Работа с Букварём стр.49 (Актуализация знаний о слогообразующей роли гласного).

Что такое слог? Сколько в нём может быть гласных? Согласных? На какой звук всегда падает ударение?

Составление и запись слов из слогов.

Списывание слов и предложений с рукописного текста, подчёркивание гласных. (Закрепление образа гласных букв).

11. Придумывание слов на заданный гласный. (Активизация словаря).

Игра – соревнование «Кто больше»

III. Итог.

Чем мы сегодня на уроке занимались? Сколько гласных звуков? Как их произносят? Как они обозначаются на письме?

PS: Из занятия видно, что использовано много игровых приемов для удержания интереса у детей. Данное занятие можно использовать и с детьми – дошкольниками, у которых нет грубых нарушений речи.

Если вам понравилась статья. Появился интерес к тому, как можно легко заниматься с детьми.

Вы хотите знать, как грамотно заниматься дома с вашим ребенком? Подпишитесь на обновление сайта, и Вы всегда будете знать, когда появилась новая статья:
Ваш e-mail: *
Ваше имя*

Сделайте доброе дело, нажмите кнопку :

Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal

Эта запись была опубликована в рубрике Конспекты занятий, Учимся читать и отмечена метками , . Добавить в закладки ссылку.

22 в ответ на Гласные звуки и буквы:

  1. Ильнур пишет:

    Отличная статья, думаю будет очень полезна всем родителям.

  2. Natabul пишет:

    Отличный урок. Здорово!

  3. Надежда пишет:

    Замечательная статья. Для всех родителей то, что надо.

  4. ssw57 пишет:

    Где ж Вы раньше были? У меня с меньшим была подобная проблема. Очень полезный сайт.

  5. Михаил пишет:

    Интересная система знаков

  6. Евгений пишет:

    Спасибо, очень полезная статья.

  7. Валентнина пишет:

    Большую и полезную работу проделали. Обязательно нужна будем молодым родителям. Завидую просто, знаете точно о чем писать, у меня с темами статей туго!

  8. Алла пишет:

    Это вам! удачи в новом голу!

  9. Оксана пишет:

    Полезная статья…мне бы ее прочитать лет 15 назад, когда у малого были проблемы с выговариванием некоторых букв…

  10. Ирина пишет:

    спасибо, очень полезная статья.

  11. Замечательная статья много ценных советов для родителей.

  12. Игорь пишет:

    Думаю ваша информация поможет многим. Спасибо за статью.

  13. Великолепная статья и полезные упражнения, и взрослым с проблемами речи пригодятся!

  14. Татьяна пишет:

    Полезный материал,у вас есть большой опыт, пишите книгу.

  15. Ирина пишет:

    Ирина, спасибо, очень полезный материал.

  16. Елена пишет:

    Огромное спасибо за статью!На выходных буду с внучкой заниматься по вашим рекомендациям!

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>