Формирование основ здорового образа жизни

Вручение сертификатовСегодня статья посвящена формирование основ здорового образа жизни у дошкольников. В последнее время здоровых дошкольников стало в 5 раз меньше. Это составляет лишь 10% от всех  детей, поступающих в школу.

Поэтому, детское здоровье в наше время является особенно актуальным.

На сегодняшний день  укрепление и сохранение здоровья детей является главной стратегической задачей развития страны. Существуют даже специальные нормативно – правовые документы. Это Закон РФ “Об образовании” (ст.51), “О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения”, а также Указами Президента России “О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации”, “Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации” и др.

И наверняка уже всем понятно, следить за своим здоровьем надо учить с детства.

Ведь именно в дошкольном возрасте  интенсивно развиваются  органы и устанавливаются функциональные системы организма, закладываются основные черты личности и идет формирование характера. Поэтому так важно на этот период сформировать у ребят базу знаний и практических навыков здорового образа жизни.

Понятие «здоровье» имеет множество определений. Но наиболее емким является определение, которое дано всемирной организацией здравоохранения: «здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».

Взрослые обязаны научить ребенка правильному выбору только полезного для здоровья в любой ситуации и отказа от всего вредного. Привить малышу  правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него.

Как же формировать такое отношение? Конечно же, необходимо дать основу представлений о самом себе, своих физических и личностных возможностях, о том, что для здоровья вредно, а что полезно. Например, вредно: не заниматься гимнастикой, не чистить зубы, не мыть руки, не стричь ногти. Эти знания дети приобретают на занятиях в  детском саду и конечно должные поддерживаться дома.

Сегодня, я предлагаю интересное занятие, которое мне прислали из МБДОУ «Детский сад № 373» г. Перми. Это так комплексное занятие, где участвуют практически все специалисты. Данный конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию основ здорового образа жизни “Будь здоров!” для старшей логопедической группе разработали: учитель-логопед Маджара Марина Владимировна, педагог-психолог Андрусяк Яна Владимировна и музыкальный  руководитель Бурунова Ольга Викторовна.

Используйте предложенный материал в ваших домашних занятиях. Детям наверняка будет интересно узнать, как быть здоровым.

ЦЕЛЬ: Формирование основ здорового образа жизни через организацию активной познавательно-игровой деятельности детей.

ЗАДАЧИ:

– расширять и активизировать словарный запас на тему «ЗОЖ», совершенствовать грамматический строй и навыки связной речи; совершенствовать коммуникативные навыки;

– учить различать эмоциональные состояния (радость, удивление, и т.д.), выражать их, формировать положительные эмоции;

– развивать общую и мелкую моторику;

– уточнить представления детей о работе специалистов детского сада по укреплению здоровья (учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, врач д/сада);

– воспитывать устойчивый интерес к сохранению собственного здоровья.

ОБОРУДОВАНИЕ: интерактивный экран; подборка картинок по ЗОЖ (в электронном варианте), подборка логопедических упражнений (в электронном варианте); аудиозапись «Шум моря», пособие для дыхательной гимнастики «Тучка», голубые ленты, сертификаты (по количеству детей).

http://youtu.be/dZVnEl0FoDQ

ХОД:

Магистр: Добрый день, мои друзья,

Как ваше настроение?

Я сегодня к вам пришел

С дружбой и весельем.

Я магистр валеологических наук из страны Здоровья.

Я желаю вам, ребята,

Быть здоровыми всегда,

Но добиться результата

Невозможно без труда.

Вместе мы должны найти

В чем секрет здоровья,

Как болезни победить,

Жить в мире и с любовью.

В нашей стране Здоровья каждый знает, что нужно делать, чтобы быть здоровым. А вы знаете? Как вы бережете свое здоровье? Что делаете, чтобы не болеть? (ответы детей).

А я сейчас я Вас проверю, как вы знаете, что нам помогает соблюдать правила личной гигиены. (Загадки на интерактивном экране)

Магистр: Чтобы вы никогда и ничем не болели,

Чтобы щеки здоровым румянцем горели,

Чтобы было здоровье в отличном порядке,

Вы всегда по утрам выполняйте зарядку.

«Парная гимнастика»«Парная гимнастика»

Логопед: Чтобы с нами все было в порядке

Скажем дружно

Все:  Спасибо зарядке!

Логопед: Посмотрите на небо (интерактивный экран с изображением тучи)тучка.

 

 

 

 

 

Налетели тучи. Давайте все тучи разгоним.

дождикДыхательная гимнастика «Разгони тучки»

(дети дуют на дождевые капли)

Носиком вдыхаем,

  Медленно выдыхаем;

 И тучки с дождиком

От нас отгоняем.

 

Раздул наш ветерок-помощник тучи. Скоро и солнышко выглянет. Давайте солнышко позовем, в гости к нам приведем.

Все: Солнышко, солнышко выходи,

Солнышко, солнышко нам посвети! (на интерактивном экране – изображение солнца)

солнышко

Артикуляционная гимнастика «Солнечные лучики»

(артикуляционное упражнение появляется на экране в каждом лучике (по клику компьютерной мыши)

 

 

 

 

Логопед: Погода хорошая. Теперь  можно и на велосипеде прокатиться, здоровьем зарядиться. Чтобы на велосипеде ехать, нужно колеса подкачать. Нам понадобится насос.насос

Накачиваем шины:  с – с – с – с – с – с (дети выполняют упражнение).

Едем, песенки дорожные поем:

Са – са – са  –  красота,

Со – со – со  –  колесо,

Су – су – су –  увидели осу,

Сы – сы – сы  –  на дороге полосы.

Подвижная игра «Велосипед» (речь с движением)

Вот педали я кручу                     /сидя, ногами имитируют езду на велосипеде/

И вперед стрелой лечу,               /руки вытянуты перед собой, сомкнуты/

Ух, блестят вращаясь спицы,     /вращение прямыми руками вперед/

Руль на солнце серебрится        /руки перед грудью, кулаки сжаты/

На песке оставил след               / бегут по кругу друг за другом/

Быстрый мой велосипед          /машут рукой/

Подвижная игра «Велосипед» (речь с движением)

Подвижная игра «Велосипед» (речь с движением)

Психолог: Молодцы, ребята! У вас очень послушные и веселые язычки. А у вас хорошее настроение? (ответы детей). Ведь от настроения зависит здоровье человека. Чем лучше настроение, тем комфортнее чувствует себя человек.

Давайте и мы поднимем себе настроение, поможем своему здоровью.

Приготовьте пальчики, поиграем с ними.

(психолог говорит слова и показывает детям действия, они повторяют за взрослым)

«Самомассаж пальцев»

«Самомассаж пальцев»

– Большой палец мы массируем, чтобы не болела наша голова;

– Указательный палец – чтобы дыхание было ровным;

– Средний палец массируем для того, чтобы хорошо работал желудок;

– Безымянный палец – чтобы хорошо работали все наши внутренние органы;

– Мизинец – чтобы лучше работало сердце.

А сейчас мы с вами немного отдохнем. Ложитесь поудобнее на ковер, расслабьтесь и послушайте красивую музыку.

«Релаксация под музыку «Шум моря»

Психолог: Представьте, что вы оказались на берегу моря: «Волны, одна за другой, набегают на берег, касаются ваших ног. Волны шепчутся друг с другом. И если бы мы понимали их язык, мы могли бы узнать, о чем они говорят… Наверное у них так же, как у людей, бывает разное настроение. Давайте попробуем догадаться, какое оно, и покажем это настроение».

(дети встают, берут голубые ленты и «превращаются» в морские волны; под музыку в танце показывают с помощью лент разное настроение: радость, грусть, страх, удивление, беспокойство и т.д.)

Игра "Волна"

Упражнение «Волны»

Муз.рук.:  Без музыки, без песни

Нельзя на свете жить,

Давайте вместе с музыкой

И с песенкой дружить!

Магистр: Да, музыка поднимает настроение, улучшает здоровье. Люди становятся веселыми, бодрыми, жизнерадостными.

Муз. рук.: Уважаемый Магистр, послушайте, как поют наши дети и у вас тоже поднимется настроение.

 Песенка «Добрый день» (муз. Я. Дубравин, сл. В. Суслов)

Песенка «Добрый день» (муз. Я. Дубравин, сл. В. Суслов)

Магистр: Да, действительно, вы зарядили меня положительными эмоциями. Спасибо!

А теперь внимание на экран. Правильно ли ведут себя дети? (вопросы по ЗОЖ на экране)

Правильно ли ведут себя дети?

Магистр: Молодцы, вы правильно отвечали на мои вопросы. Но я думаю, что у вас есть вопросы, на которые может ответить правильно только врач. Давайте зададим вопросы нашему врачу.

(вопросы детей):

1 реб.: Я играл на улице и порезал палец. Сильно пошла кровь. Я вытирал ее грязными руками. Потом мама промыла мне рану, повела к врачу. Но все равно палец распух и долго болел.

Врач: Ты неверно сделал. Если ты поранился, нельзя касаться раны грязными руками. Нужно ее промыть и обратиться к врачу. А вот твоя мама поступила правильно. В следующий раз помни о правилах первой помощи.

2 реб.: Летом я отдыхала на даче. Там есть речка. Я купалась, загорала долго. Вдруг у меня закружилась голова. Я побежала к маме, по дороге упала. Потом меня тошнило, мне было очень плохо.

Врач: Долго загорать на солнце нельзя. А если тебе стало плохо, нужно уйти в тень и позвать взрослых.

3 реб.: Зимой я гулял и обморозил лицо. Я стал тереть щеки снегом. А потом на лице у меня стали болячки и я долго лечился.

Врач: В морозную, ветреную погоду гулять нельзя. Но если вы все же долго были на улице и обморозили лицо, нужно приложить к щеке варежку, а не снег, он ведь грязный; не растирать лицо, а только согреть. И срочно пойти домой. Берегите свое здоровье.

4 реб: Весной я гулял по лужам, промочил ноги. А потом долго болел.

Врач: А вот если бы ты закалялся, ноги прохладной водой поливал, ел овощи и фрукты, то скорей всего ты бы не заболел.

профилактические беседы врача

Кто знает, кто таи микробы? (работа с интерактивным экраном)

Чтобы быть здоровым, надо соблюдать правила личной гигиены.

Магистр:   Если хочешь быть здоров,

Купайся, загорай и закаляйся.

Прохладной водой начинай обливаться,

И будут тебя все микробы бояться.

 Муз. рук.: А мы с ребятами умеем танцевать веселую физкультурную польку, где есть такие слова: Солнце, воздух и вода -

Все:               Наши лучшие друзья!

Танец «Физкультурная полечка»

(беларусская народная мелодия «Левонская полечка»)

Магистр: Ученые, врачи, педагоги, родители –

Все знают, что здоровье надо беречь. Теперь и вы знаете об этом.

Дорогие ребята! Позвольте вам вручить сертификат, подтверждающий прохождение курса ознакомления с технологиями здорового образа жизни, Академии наук страны Здоровья.

(Вручение сертификатов детям)

Вручение сертификатов

Магистр: Каждый твердо должен знать,

Здоровье надо сохранять.

Врач:      Нужно правильно питаться,

Нужно спортом заниматься,

Зубы чистить, закаляться.

Муз. рук.: Руки мыть перед едой

И всегда дружить с водой.

Логопед:  Вот тогда все люди в мире

Будут долго, долго жить.

Психолог: И запомните – здоровье

В магазине не купить!

PS. Напишите в комментариях:

  1. Понравилось ли Вам занятие?
  2. Пробовали ли Вы играть со своими малышами в такие игры?

Дорогой, Друг! Если Вам понравилась статья. Появился интерес к тому, как грамотно заниматься с ребенком, пожалуйста, нажми на кнопку “+1″ и “Ретвит”, поделись ссылками со своими друзьями в соц. сетях, оставь комментарий.

Вы хотите знать, как грамотно заниматься дома с вашим ребенком? Подпишитесь на обновление сайта, и Вы всегда будете знать, когда появилась новая статья:
Ваш e-mail: *
Ваше имя*

Сделайте доброе дело, нажмите кнопку :

Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal

Эта запись была опубликована в рубрике Дети играют, Конспекты занятий, Помоги ребенку. и отмечена метками , , . Добавить в закладки ссылку.

9 в ответ на Формирование основ здорового образа жизни:

  1. Светлана пишет:

    Пусть будет этот День Весны
    Для Вас особенно чудесным
    И полным ясной глубины
    И пряных запахов древесных.
    Пусть алый цвет и бирюза
    Рождают праздничность и песни,
    Пусть будут яркими глаза,
    И будут радостными вести.

    Пусть тепло этого прекрасного весеннего праздника согревает Ваше сердце, а мужчины исполняют все Ваши сокровенные желания! Крепкого здоровья, благополучия, радости Вам и Вашим близким!
    С ПРАЗДНИКОМ!!!

  2. svet1aya пишет:

    Отличное занятие для малышни о здоровье. Конечно, вести здоровый образ жизни нужно с самого раннего возраста.

  3. Какое великолепное занятие! Охвачен большой объем знаний, и все в игровой форме. Частично можно и дома с малышами позаниматься. Спасибо за такую информацию!

  4. Искандер пишет:

    Серьезный подход к формированию навыка заботы о здоровье. В нашем детстве нам только “Доктор Айболит” читали :)

  5. Сейчас время другое

  6. Ирина, спасибо за подробный план! Тем, кто вам это прислал, отдельная благодарность!
    Ваш сайт – первый на очереди, материалы которого я буду использовать в школе при работе с детьми!

  7. Эльвира пишет:

    Спасибо за подробнейшую инструкцию с заботой о здоровье наших детей!

  8. Виктория пишет:

    Замечательное занятие! Отличный сценарий, все продумано до мелочей. Мне очень понравилось упражнение с тучками, думаю, что такое можно смело делать в домашний условиях, переписала стишок про велосипед и песенку про звук С, будем сегодня гулять на улице и разучивать вместе. Спасибо, Ирина за ваши уроки, всегда узнаю что-то новое и интересное для себя.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>