Дифференциация звуков [Ш] – [Ж] в устной и письменной речи

конспект логопедического занятияСегодняшнее занятие посвящено дифференциации звуков [Ш] – [Ж] в устной и  письменной речи.

Что это такое? Недостаточно просто поставить каждый звук отдельно. Сначала его надо автоматизировать в слогах словах и фразах. А затем требуется дифференциация звуков, сходных по звучанию и произношению. Чтобы у ребенка не было путаницы.

Данное занятие прислала учитель-логопед Муниципального автономного

дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №103»

Дзержинского района г. Перми и автор логопедической компьютерной программы «Играем и учимся» Котова Елена Анатольевна.

Как всегда этот конспект Вы можете использовать, занимаясь с ребенком дома.

Коррекционные задачи:

–      учить различать звуки [Ш] и [Ж] в слогах, словах, предложениях по артикуляции и акустическим признакам;

–      развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику;

–      развивать фонематический слух и восприятие;

–      развивать слуховое внимание.

Образовательные задачи:

–      учить вписывать пропущенные буквы Ш и Ж в начало, середину, конец слова;

–      закрепить понятия «звонкий», «глухой» согласный звук, способы их различения;

–      упражнять в чтении слогов, слов, предложений;

–      упражнять в  звуковом анализе слов.

Воспитательные задачи:

–      воспитывать желание говорить красиво и правильно, писать без ошибок;

–      воспитывать психологическую готовность и желание работать с компьютером.

Оборудование: настольное зеркало, карандаши, наборное полотно, предметные картинки, компьютер, логопедическая компьютерная программа «Играем и учимся» (Котова, Е.А. Играем и учимся [Электронный ресурс] / Е.А. Котова. – Режим доступа: www.logopedgame.ru), слайдовая презентация для пальчиковой разминки «Кот Яшка и кошка Машка».

Демонстрационный материал: картинки слов со звуками [Ш] и [Ж], схемы произношения звуков [Ш] и [Ж], графический материал (слоги, предложения), модели для звукового анализа, «бархатные буквы» и сундучок, медаль «Знаток букв Ш и Ж».

Ход:

1.      Организационный момент и пальчиковая разминка.

Логопед: (дети выполняют пальчиковую разминку в сопровождении слайдовой презентации «Кот Яшка и кошка Машка»).

Отправимся на прогулку. Жили-были кот Яшка и кошка Машка. Однажды они отправились погулять и увидели большое дерево. На дереве в гнезде ждали маму птенчики и тихо пищали «пи-пи-пи». Захотелось Яшке и Машке съесть птенчиков, выпустили они когти и стали карабкаться на дерево. Птенчики в гнезде еще громче запищали. Мама-птичка уже возвращалась домой, когда услышала писк своих детей, замахала быстрее крылышками и подлетела к гнезду. Увидела Яшку, начала его клевать, а потом заметила Машку, и ей попало. С тех пор Яшка и Машка за птенчиками больше не охотятся»

Логопед: В детский сад пришло письмо из лесной школы от Медвежонка, он пишет: «Даша, помоги мне подрушиться с мыжонком и ешонком, они часто дразнят меня и обишают. Мижа.» Почему медвежонок просит о помощи и чем можно ему помочь?

Ребенок: Он не знает, когда надо писать в словах буквы Ш и Ж.

Логопед: Мы на сегодняшнем занятии тоже будем учиться красиво и правильно говорить, писать без ошибок, а потом отправим видеозапись занятия в лесную школу, чтобы медвежонок научился различать звуки и буквы Ш и Ж.

2.      Артикуляционная гимнастика.

Повторим наше правило красивой речи:

Говорим всегда красиво, четко и неторопливо.

Звуки произносим внятно, чтобы было всем понятно!

Придвинь зеркало, сделаем разминку для язычка.

«Лопатка» – Мышцы языка мы расслабляем и лопатку получаем,

Молча до 5 считаем: 1 – 5,

Язык можно убирать.

«Чашечка» – Язык широкий положи, его ты в чашку преврати,

Молча до 5 считай: 1 – 5

Язык можно убирать.

Снова чашку подержи и спокойно в рот внеси.

«Лопатка – чашечка – лопатка» – 3 раза.

3.      Сопоставительный анализ артикуляционных укладов

Логопед: сравним звуки [Ш] и [Ж]. Чем они похожи при произношении?  (сравнение с опорой на схему)

Ребенок: губы округлены,  зубы закрыты,  язык принимает форму чашечки, воздушная струя теплая.

Логопед: Чем они ещё похожи по их характеру?

Ребенок: они согласные, всегда твердые, шипящие.

Логопед: Чем эти звуки отличаются?

Ребенок: [Ш] – глухой, [Ж] – звонкий.

Логопед: Как отличить звонкий звук от глухого?

Ребенок: Нужно приложить руку к горлу, произнести звук и послушать дрожат  ли  голосовые связки.

4.      Сравнение букв Ш и Ж.

Логопед: Какими буквами обозначаются эти звуки?

Ребенок: буквами Ш и Ж.

Логопед: В таинственный сундучок я спрятала несколько букв, среди них есть  Ш, Ж. Найди на ощупь букву Ш, чтобы было легче искать, вспомним стишок про неё.

Посмотри на букву Ша, буква очень хороша,

Потому что из неё можно сделать Е и Ё.

А теперь поищем букву Ж.

Эта буква широка и похожа на жука

И при этом точно жук издает жужжащий звук: ж-ж-ж.

Ты достал из сундучка буквы печатные, а какие ещё бывают буквы?

Ребенок: Еще бывают письменные буквы.

5.         Чтение слогов по карточкам.

Логопед: А теперь поиграем в «эхо». Читай слоги на карточках и повторяй их. (Предлагаются слоговые дорожки типа: шма – жма – шма, жду – ждо – шдо и т.д.)

6.       Дидактическая игра «Назови лишнее словечко»

Логопед: ежонок – медвежонок – лягушонок – жеребёнок, кто лишний? Почему?

кошка – мошка – мышка – шишка – чижик;

жадный – важный – нежный – пушистый – нужный.

Выбери на наборном полотне лишнюю картинку.

Шорты – ширма – желуди – шахматы;

Мешок – петушок – кошка – ежик;

Жёлудь- живот- жираф- шарф почему шкаф лишний?

Ребенок:  В слове шарф  есть звук [Ш], а в остальных словах [Ж]

7.       Дидактическая игра «Так бывает или нет»

Логопед: Прочитаем предложения на карточках и решим, так бывает или нет.

Поезд ждет пассажиров. Лягушка боится мошки. Кошка боится мышки. Этажерка лежит на журналах.

8.       Физ. минутка «Веселые лягушки» (упражнение выполняется в максимально быстром темпе)

На полянке вдоль опушки (ритмичные перекрестные хлопки по коленям).

Ква-ква-ква (3 хлопка в ладоши),

Ква-ква-ква (3 хлопка в ладоши партнера)

Шли веселые лягушки (ритмичные перекрестные хлопки по коленям).

Ква-ква-ква (3 хлопка в ладоши),

Ква-ква-ква (3 хлопка в ладоши партнера)

Громко песни распевали (раскрывать ладошки, как лягушиные рты)

Ква-ква-ква (3 хлопка в ладоши),

Ква-ква-ква (3 хлопка в ладоши партнера),

И спокойно спать мешали (погрозить пальцем лягушкам),

Ква! (топнуть ногой).

9.     Работа с логопедической компьютерной программой «Играем и учимся».                                               

Задание 1. Раздел «Звуки и буквы для дошкольников», игра «Различаем согласные», раздел «Работа с буквами Ш и Ж», подразделы:  в начале, в середине, в конце слова.

 Работа с логопедической компьютерной программой «Играем и учимся».                                                            	Задание 1. Раздел «Звуки и буквы для дошкольников», игра «Различаем соглас-ные», раздел «Работа с буквами Ш и Ж», подразделы:  в начале, в середине, в конце слова.

Логопед: Компьютер предлагает тебе «вписать» пропущенные буквы Ш и Ж в начало слов.

Задание 1. Раздел «Звуки и буквы для дошкольников», игра «Различаем согласные», раздел «Работа с буквами Ш и Ж», подразделы:  в начале слова.

Логопед:  Буквы Ш и Ж  пропущены в середине, их надо правильно «вписать».

Работа с логопедической компьютерной программой «Играем и учимся». Задание 1. Раздел «Звуки и буквы для дошкольников», игра «Различаем согласные», раздел «Работа с буквами Ш и Ж», подразделы:  в середине слова.

Логопед: Теперь нужно будет вписать буквы в конец слов. В этом  задании надо быть очень внимательными, чтобы не сделать ошибку. Почему можно ошибиться?

Ребенок: Потому что в конце слова звонкие согласные звучат так же как глухие.

Логопед: Как надо проверять написание слов? Есть нож, но нет ножа! Ясно слышится звук [Ж], значит надо написать букву Ж.

Работа с логопедической компьютерной программой «Играем и учимся». Задание 1. Раздел «Звуки и буквы для дошкольников», игра «Различаем согласные», раздел «Работа с буквами Ш и Ж», подразделы:  в конце слова.

Задание 2. Раздел «Звуки и буквы для дошкольников», игра «Найди лишнее слово».

Логопед: проанализируй звуковой состав слов и найди лишнее слово, его  звуковая схема отличается от предложенной.

Выполняем 2 варианта заданий «СКСК» урок № 3 и № 4.

Задание 2. Раздел «Звуки и буквы для дошкольников», игра «Найди лишнее слово».

10.     Итог занятия.

Логопед: Чему сегодня научились на занятии?

Какое задание понравилось выполнять?

Какое задание показалось самым сложным?

Отправляем видеозапись занятия в лесную школу.

 Дорогой, Друг! Если Вам понравилась статья. Появился интерес к тому, как грамотно заниматься с ребенком, пожалуйста, нажми на кнопку “+1″ и “Ретвит”, поделись ссылками со своими друзьями в соц. сетях, оставь комментарий.

Вы хотите знать, как грамотно заниматься дома с вашим ребенком? Подпишитесь на обновление сайта, и Вы всегда будете знать, когда появилась новая статья:
Ваш e-mail: *
Ваше имя*

Сделайте доброе дело, нажмите кнопку :

Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal

Эта запись была опубликована в рубрике Звукопроизношение, Конспекты занятий, Логопедические компьютерные игры и отмечена метками , , . Добавить в закладки ссылку.

9 в ответ на Дифференциация звуков [Ш] – [Ж] в устной и письменной речи:

  1. Виктория пишет:

    Замечательно занятие. Спасибо за таблички, в которых нужно писать звуки и буквы. Очень понравилось видео, выписала себе про Яшку и Машку текст, будем с сыночком разучивать.

  2. Елена пишет:

    Виктория, здравствуйте! Это не просто таблички для вписывания букв. Это скриншоты некоторых игр из логопедической компьютерной игры “Играем и учимся”, если Вам интересна игра, то информацию о ней можно посмотреть на сайте http://www.logopedgame.ru. Там же можно бесплатно скачать демоверсию этой игры, написать сообщение авторам игры.

  3. Спасибо – я тоже взяла не вооружение для занятий с внуком.

  4. Олег пишет:

    Таблички надо взять на вооружение:)

  5. Виктория пишет:

    Еще раз хочу сказать огромное спасибо за пальчиковую разминку про Яшку и Машку, сын очень полюбил эту историю и каждый вечер просит рассказывать ее вместо сказки.

  6. Светлана пишет:

    Прекрасное занятие. Сейчас скачаю демоверсию игры.

  7. Людмила пишет:

    Была у внука и заметила, что он стал говорить букву “Р”, а с буквой”Ш” не справляется. Урок Ваш кстати. Спасибо за науку.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>