Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях

рассказать друзьям и получить подарок

Автоматизация звука [ш]  в слогах, словахпредложениях.

Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложенияхСегодня вас ждет логопедическая сказка -презентация “Приключения зайчонка Кузи”.

Разработала его учитель – логопед Петропавловской (специальной) коррекционной общеобразовательной школы – интерната VIII вида c.Муромцево Кухмистрова Галина Михайловна. Однако и дома, Вы можете использовать это занятие, чтобы по практиковать детей в правильном произношении звука “Ш”.

Тема: Автоматизация звука [ш]  в слогах, словах, предложениях.

Цель: Учить детей правильно произносить звук [ш]  на материале слогов, слов, предложений.

Задачи:

- Добиваться правильного произношения  звука [ш]  в слогах, словах, предложениях.

- Развивать фонематические процессы;

- Работать над развитием дыхания и голоса;

- Воспитывать у детей самоконтроль за речью;

- Воспитывать бережное отношение друг к другу, трудолюбие.

- Корригировать слуховое внимание.

Оборудование: предметные картинки со звуком [ш],  профиль звука, игрушка, презентация.

Речевой материал: Столовая.

Ход занятия

I.Организационный момент.

1. Знакомство с гостями.

-Меня зовут Галина Михайловна, дети называют свое имя.

Вспомним, чем мы будем заниматься на занятии?

Раз,  два, три, четыре,

пять –

Будем мы сейчас опять:

Смотреть, слушать,

размышлять,

Но друг другу

не мешать.

Внятно, четко

говорить,

Не вертеться,

не шалить.

2. Целевая установка.

- Сегодня у нас необычное логопедическое занятие, я вам буду рассказывать логопедическую сказку, а вы правильно будете выполнять каждое задание и при этом будем стараться правильно произносить звук [ш]  в слогах, словах и предложениях.

3. Рассказ учителя –  логопеда.

Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях

- Жил-был зайчонок Кузя. Это был очень славный зайчонок: умный, добрый и внимательный. Но вот беда, Кузя очень плохо говорил звук Ш в слогах, словах.

Узнала о беде Кузи тетушка Сова. Прилетела она к зайчонку и говорит:

Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях

- Не расстраивайся, малыш. Я тебе обязательно помогу.

- Правда? – обрадовался зайчонок. -  А как?

- Каждый день, – объяснила тетушка Сова, – мы с тобой будем делать волшебную зарядку для язычка, и очень скоро ты научишься шипеть, как настоящая змея.

Зайчонок Кузя очень обрадовался.

- Спасибо Вам большое, тетушка Сова. Я буду очень-очень стараться, потому что хочу научиться хорошо,  говорить.

Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях

На следующее утро тетушка Сова вместе с зайчонком пошли гулять и вдруг увидели кораблик, плывущий по реке.

- А вот и первая игра, – сказала Сова, -   посмотри, какой красивый парус у этого кораблика. Давай превратим наш язычок в парус?

- Ура! Давай! – обрадовался зайчонок. – А как?

- Слушай внимательно.

4. Артикуляционная гимнастика.                                 

Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложенияхИгра  «Парус»

Улыбнуться.

Приоткрыть рот.

Прижать кончик языка к небу.

Идут дальше, видят; индюк гордо шагает по дороге.

- Вот и вторая игра, – говорит Сова.

Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложенияхИгра «Индюк».

Приоткрыть рот.

Поднять язык, кончик языка стоит за верхними зубами.

Язычок «бегает» вперед-назад, при этом получается: бл, бл, бл.

Дальше идут, видят: лошадка скачет: цок-цок, цок-цок.

- А теперь наш  язычок в лошадку превратится, – сказала тетушка Сова.

Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложенияхИгра «Лошадка»

Открыть рот и  поцокать языком.

Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

Нижняя челюсть не двигается, работает только язык.

Кончик языка надо поднимать прямо, не поворачивая, и цокать за верхними зубами.

Вдруг Сова заметила, что Кузя стал какой – то грустный.

- Что случилось, зайка? – удивилась Сова. – Ты устал?

Нет, – ответил Кузя, – только очень кушать хочется.

- Ой, проголодался, маленький! -  воскликнула Сова. Пойдем скорее, тебе нужно пообедать.

Пришли друзья в столовую, а там еды видимо-невидимо.

 Словарное слово:

Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложенияхСтоловая – комната, где едят и пьют.

Поел зайчик капусту, выпил морковный сок и сказал:

- Сова, а какие еще игры для язычка есть?

- А вот какие.

Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложенияхИгра «Чашечка»

Широко открыть рот.

Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу.

Приподнять край языка, не касаясь верхних зубов.

Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложенияхИгра «Вкусное варенье»

Слегка открыть рот.

Широким передним краем языка «слизать варенье» с верхней губы сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Спрятать язык.

Губы и нижняя челюсть не двигаются.

Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложенияхИгра «Маляр»

Открыть рот.

Широким кончиком языка, как кисточкой, водить по нёбу вперед-назад, не отрываясь.

Нижняя челюсть не двигается.

Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях5. Дыхательная гимнастика.

 А теперь поработаем над дыханием:

Вдох через нос, выдох через рот,

Вдох  через рот, выдох через нос.

 

6.  Пальчиковая  гимнастика.

Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложенияхВышли мыши как – то раз  (закрыли глаза)

Поглядеть, который час,

Раз – два — три-четыре-пять,  (пальцы разогнули).

Мыши дернули за гири   (в кулак и вниз)

Вдруг раздался страшный звон (хлопок)

Убежали мышки вон  (двумя пальцами по столу).

7. Артикуляция звука [ш]  

Каждый день играл зайчонок Кузя вместе с Совой в эти игры и очень скоро научился шипеть. Для того, чтобы правильно произносить звук [ш], нужно хорошо знать артикуляцию звука [ш].

Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях- Сейчас мы расскажем артикуляцию звука [ш].

- При произнесении звука [ш] губы вытянуты вперед;

- Кончик языка упирается в верхние зубы;

- Голосовые связки не дрожат;

- Струя воздуха теплая.

II. Основная часть.

1. Упражнения на произношение звука  [ш].

Тетушка Сова сказала зайчонку, что нужно научиться говорить этот звук во всех слогах, словах, где он есть.

- Мы сегодня на занятии тоже будем закреплять звук [ш] в слогах, словах, предложениях, будем правильно произносить этот звук.

Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях- Послушайте, как шипит змея и повтори за ней.

[ш], [ш], [ш].

Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях- Послушай, как дует ветер и повтори: [ш], [ш], [ш].

 

 

 

 

Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях- Повтори, как шуршат листочки: [ш], [ш], [ш].     

 

 

 

 

2. Работа со слогами.

Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложенияхА теперь,сказала Сова, – мы будем надувать воздушные шарики.

-Ура! – воскликнул зайчонок.

И Сова с Кузей начали тренироваться.

- Кузя, – сказала Сова, чтобы наши шарики не лопнули, надо обязательно прочитать, что на них написано.

- Давайте вместе с Кузей будем читать и повторять слоги: ша, шо, иш, уш, аши,  аша, аш, ашу ,  аши.

- Молодцы, не забывайте язычок наверх поднимать.

3. Игра «Придумать к каждой картинке чистоговорки»

Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях

Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложенияхАвтоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях

Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложенияхАвтоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях

Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях

Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложенияхАвтоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях

Динамическая пауза

Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложенияхВсе ребята дружно встали

И на месте зашагали.

На носочках потянулись.

Как пружинки мы присели,

А потом тихонько сели.

4. Изображение пальцами буквы Ш.

Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях

(Дети сжимают левую руку в кулачок,  между средним и безымянным пальцами зажимают карандаш, затем выпрямляют указательный палец и мизинец, повторить несколько раз, меняя руку).

 

5. Скороговорки.

–Молодцы, – сказала Сова, а теперь такое задание: попробуйте правильно произнести скороговорки, сначала будете проговаривать медленно, а потом темп слегка увеличите. Очень быстро говорить не надо.

Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложенияхАвтоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях

Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях

- Давайте попробуем вместе с Кузей произносить скороговорки.

(Логопед произносит скороговорку, а учащийся ее повторяет сначала медленно, затем увеличивая темп).

  • Шишки на сосне, шашки на столе.
  • В шалаше шесть шалунов. 
  • Шапка да шубка – вот и весь Мишутка.

6. Игра «На картинку посмотри, ее верно назови».

Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях- Назвать правильно картинки со словами, где есть звук  [ш]  (по карточкам вместе с Кузей называют  картинки).

7. Работа в тетрадях.

Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях- Рассмотрите картинки, закрасьте квадратик, соответствующий месту звука Ш в слове – названии картинки:

Мышка, шар, шишка, шалаш

 

 

8.Логопедическая рифмовка

Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях

III. Заключительная часть.

- Какой звук был сегодня у нас в гостях?

- Какое задание понравилось больше всего?

- Что было трудным?

2. Подведение итогов занятия. Мотивированное оценивание работы учащихся.

Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях- А теперь мы попрощаемся с Кузей и Совой, в следующий раз мы с ними отправимся в новое приключение,  и будем учить наш язычок другим звукам.

Дорогой, Друг! Если Вам понравилась статья. Появился интерес к тому, как грамотно заниматься с ребенком, пожалуйста, нажми на кнопку “+1″ и “Ретвит”, поделись ссылками со своими друзьями в соц. сетях, оставь комментарий.

Вы хотите знать, как грамотно заниматься дома с вашим ребенком? Подпишитесь на обновление сайта, и Вы всегда будете знать, когда появилась новая статья:
Ваш e-mail: *
Ваше имя*

Сделайте доброе дело, нажмите кнопку :

Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal

Эта запись была опубликована в рубрике Звукопроизношение, Конспекты занятий и отмечена метками , . Добавить в закладки ссылку.

14 в ответ на Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях:

  1. Сказка чудесная! Читала и выполняла все задания! Деткам очень понравится! Так увлекательно! Это вам не просто над звуком мучиться – это еще и получать удовольствие от процесса. Положила в закладки это сокровище! Спасибо!

  2. Искандер пишет:

    Насколько комплексный подход к автоматизации звука ш – и логопедические сказки, и многочисленные упражнения в игровой форме. Любой поневоле зашипит :)

  3. Татьяна пишет:

    Отличный материал!!! Сама часто использую в работе при постановке звука Ш. дети с удовольствием выполняют все задания вместе с Кузей.

  4. Александр пишет:

    Очень интересный материл, увлекательный, безусловно детям будет нравиться. Спасибо!

  5. Александр пишет:

    Сайт в закладки!Задания для меня актуальнае, дочка “ш” говорит через раз. Твит

  6. Олег пишет:

    Как много упражнений:)Только у вас адрес слишком длинный получается для твита

  7. Да, теперь все здорово!

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

*

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>