Автоматизация звука С в слогах и словах

снеговик игрушкаПредлагаю занятие для закрепления (автоматизации) звука С в слогах и словах. В настоящее время большой процент нарушений звукопроизношения составляют свистящие звуки [С], [C’], [З], [З’], [Ц]. Конечно, если у вас еще не поставлен звук, то лучше обратиться к логопеду. Но если звуки есть, но они еще не стабильны, часто заменяют друг друга, то можно в домашних условиях использовать данный конспект занятия. Разработала его учитель-логопед высшей категории МС(к)ОУ «Школа-интернат № 6 Vвида» г. Перми Худеньких Светлана Николаевна

Цель:  Автоматизация звука С в слогах и словах.

Задачи:

коррекционно-образовательные:

  • формировать у детей умение выделять звук С в слоге, слове;
  • учить детей давать акустико-артикуляционную характеристику звука;
  • совершенствовать умения выделять звук С в начале, середине и конце слова;
  • упражнять в восстановлении порядка слов в предложении;

коррекционно-развивающие:

  • развивать фонематический слух и восприятие;
  • развивать у детей навыки звукового анализа;
  • развивать ориентировку на листе бумаги;
  • развивать мелкую и артикуляционную моторику;
  • развивать память, мышление, внимание;

коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать уважение к ответам товарища.

Оборудование:

  1. Индивидуальные зеркала на столах.
  2. Листы бумаги, карандаши.
  3. Образец рисунка.
  4. Игрушка «Снеговик»
  5. Считалка из книги Лопухиной И.С. «Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи» Пособие для логопедов и родителей. М. Аквариум. 1995
  6. Закладки «Снеговик»
  7. Записка.

Ход занятия.

I. Орг.момент.

1. Сядет тот, кто лучше всех улыбнётся (Упр. Для губ «Улыбка»).

На улице зима, за окном сугробы. Все вы любите кататься с горки. Покажите языком горку (Упр. для языка «Горка». Дети смотрят в зеркало).

«С-с-с», – подул ветер. Подуйте так же. Проверьте рукой, какой ветер. Холодный!

2. Объявление темы занятия.

Сегодня мы будем продолжать учиться произносить звук С в слогах и словах.

Основная часть.

1. Дайте характеристику звука.(Согласный, твёрдый, глухой)

Улыбнитесь, уприте язык в нижние зубы, ещё подуйте: «С-с-с».

массаж со звуком с2. Бр-р-р! Совсем замёрзли. Давайте согреем лицо и споём. Массаж лица с одновременным произнесением слогов. (Лёгкое похлопывание подушечками пальцев по направлению стрелок. По шее – тыльной стороной)

А теперь погреем руки. (Ритмичные хлопки с одновременным произнесением слогов. Выделенный слог -ударный)

СА-СЭ-СЫ

СА-СЭ-СЫ

СА-СЭ-СЫ

3. А сейчас возьмём карандаши, лист бумаги и нарисуем картинку. Картинку не простую! Вы рисуете только то, что я скажу. Слушайте внимательно.

рисунок со словами со звуком СВ левом нижнем углу – куст.

В правом нижнем – высокая сосна.

Слева от сосны – санки.

Справа от куста – сугроб.

Справа от сугроба снеговик со старой кастрюлей на голове.

А по всему листу – падающий снег.

Скажите, что общего во всех словах-названиях предметов на рисунке?

(Во всех словах есть звук С).

Назовите слова, в которых есть звук С в начале слова.

(Снег, сугроб, снеговик, санки, сосна)

Назовите слова, в которых есть звук С в середине слова

(Кастрюля, куст, сосна)

Назовите слова, в которых есть звук С в конце слова (нос)

4. Проверка того, что нарисовали дети с помощью вопросов.

(Что у тебя, Ваня, в левом нижнем углу? А вы, ребята, согласны с Ваней? Петя, что у тебя нарисовано справа от снеговика? Отвечайте полным предложением. И т.д.)

Из снега можно слепить снеговика. С чего начинают его лепить?

(Скатать ком)

Покажи, Ваня, как ты будешь катать ком. (Имитация движения)

Хватит ли одного кома? Скатайте столько комков, сколько нужно для лепки снеговика. Расскажи, Петя, что ты сделал? (Я скатал три снежных кома.) Расскажи и покажи, Оля, что теперь нужно сделать, чтобы получился снеговик. (Добиваться полного, развёрнутого ответа типа «Я поставлю вниз самый большой снежный ком, потом ком поменьше. Сверху поставлю самый маленький ком»)

5. А теперь закройте глаза и скажите: «Снеговик, снеговик, оживи скорее!»

снеговик игрушка(Появление игрушки «Снеговик»)

Снеговик:

-Привет, ребята! Какие красивые рисунки я вижу на ваших столах! И моих братьев снеговичков! Как вы думаете, кто слепил этого снеговика со старой кастрюлей на голове и оставил под сосной? Логопед:

– Я знаю, имя этого мальчика оканчивается на звук С  (Денис, Борис).  (Дети отвечают полным предложением)

Денис убежал домой за красками и кисточкой, чтобы нарисовать снеговику красные щёки и рот.

Снеговик:

-Что? Что? Я не слышу, мне снег попал в уши. Повторите.  (Дети повторяют выделенное предложение.)

6. Снеговик:

Вот спасибо, дети! Давайте поиграем. Вставайте в круг.

Вот со звуком С считалка.

Сани, сок, сова, скакалка.

Выходи на слово «стук»,

Назови в нём первый звук.

( Логопед со снеговиком идут по кругу.  Указывают на ребёнка во время произнесения каждого слога. При повторе считалки  дети повторяют все слова за логопедом до слова «стук»)

Назову слова я быстро,

Вы произносите чисто:

Сахар, сад, салат, сапог.

(Дети повторяют строчку)

Назовите первый слог!

(Дети хором называют)

Слушай и запоминай,

И красиво называй

Все слова со слогом «са»:

Полоса, коса, оса.

(Дети повторяют строчку)

Все слова со слогом «со»:

Соня, сода, колесо.

(Дети повторяют строчку)

Все слова со слогом «сы»:

Косы, бусы и весы.

(Дети повторяют строчку)

Быстро, чисто называй:

Сало, сам, салют, сарай

(Дети повторяют строчку)

Санки, сайка, сажа.

(Дети повторяют строчку)

Снова повтори всё слово в слово.

(Дети повторяют две строки)

6.  Замечательно! Садитесь, поиграем в слова. Каждый, кто получит снеговика в руки, должен придумать слово со звуком С. Долго держать нельзя, а то руки замёрзнут.

Игра по кругу. «Замороженный» должен будет определить количество слогов в слове «снеговик» и назвать ударный слог.

7. Ребята, посмотрите, какая-то записка. Давайте поможем снеговику её прочитать.

Записка.

(Деформированные предложения)

Снегурочке. срочно поспеши к Снеговик,

По сосулек. побольше собери пути

Сорока.

(Снеговик,  срочно  поспеши к Снегурочке. По пути собери побольше сосулек. Сорока.)

Логопед:

-Как вы думаете, что случилось со Снегурочкой? Может быть, перегрелась на Новогодних ёлках, заболела?

(Предположения детей.)

снеговик закладкаДавайте отпустим Снеговика и пожелаем Снегурочке здоровья!

8. Снеговик:

– До свидания, дети, спасибо! Мне было очень весело и интересно с вами. Примите от меня закладки. Читайте больше книжек о зиме!

Итог:

– Кто вспомнит, в произнесении какого звука помог нам поупражняться Снеговик?

 

PS: Данное занятие рассчитано на подгруппу детей, но с легкостью преобразовывается в индивидуальное, только для Вашего ребенка.

Успехов в проведении занятия. Напишите в комментариях, что получилось? Что больше всего понравилось вашему малышу.

Если вам понравилась статья. Появился интерес к тому, как грамотно заниматься с детьми.

Вы хотите знать, как грамотно заниматься дома с вашим ребенком? Подпишитесь на обновление сайта, и Вы всегда будете знать, когда появилась новая статья:
Ваш e-mail: *
Ваше имя*

Сделайте доброе дело, нажмите кнопку :

Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal

Эта запись была опубликована в рубрике Звукопроизношение, Конспекты занятий и отмечена метками , , . Добавить в закладки ссылку.

11 в ответ на Автоматизация звука С в слогах и словах:

  1. светлана пишет:

    Понравились ваши уроки у меня у внука проблемы с произношением попробую с ним поиграть

  2. Елена пишет:

    Интересная статья, хорошо бы поиграть с детьми в снежки ,но снега пока нет.

  3. Эдуард пишет:

    Спасибо за советы

  4. Владимир пишет:

    Благодарю Вас за интересную статью! Желаю Вам удачи и успехов в Новом Году!

  5. Николай пишет:

    Интересное, а главное полезное занятие

  6. Всеволод пишет:

    Оригинальный подход. Спасибо за статью!

  7. Сразу видно, что это писал профессионал. Спасибо за советы!

  8. Диана пишет:

    Интересные и профессиональные советы!

  9. Поздравляю, вы награждены переходящим кубком Start UP http://peoplelifepassion.com/. Заходите и получите ваш заслуженный приз.
    Пускай Ваш сайт развивается, а Вам желаю новых побед!

  10. Александра пишет:

    спасибо, племяннице пригодится

  11. Анна пишет:

    Мы в педучилище учили логопедию. И там уже будучи хорошенькими тетеньками, практиковали упражнения для детей по логопедии. То некоторые упражнения даже не могли сделать. Но эти упражнения действительно помогают поставить правильное произношение для детей, у кого есть проблемы с произношением. И профессия логопед, очень важна особенно в детской сфере, так как если не избавиться от дефектов речи в детстве, то они остануться на всю жизнь, или далее их будет сложнее устранить.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>