Дифференциация звуков [Ц] – [Ч] в словах, предложениях

рассказать друзьям и получить подарок

презентация занятия, слайд 1

Продолжаю печатать занятия по звукопроизношению. Сегодня это будет “Дифференциация звуков  [Ц] – [Ч] в словах, предложениях”

Недостаточно поставить ребенку только звуков. Очень часто дети вроде правильно произносят тот или иной звук, но в обыденной речи путают его с другим, близко стоящим.

Данное занятие как раз направлено на то, чтобы показать отличия произношения звуков и потренироваться в правильном произношении.  Занятие прислала учитель – логопед КОУ ОО Петропавловской (специальной) коррекционной общеобразовательной школы – интерната VIII вида c. Муромцево Омской области Кухмистрова Галина Михайловна. Занятие для детей 5 класса коррекционной школы. Но если ваш ребенок уже умеет читать, то можете смело его использовать в домашних занятиях. К конспекту прилагается слайдовая презентация.

Однако и дома, Вы можете использовать это занятие, чтобы по практиковать детей в правильном произношении звука “Ш”.    

Тема:  Дифференциация  звуков  [Ц] – [Ч]   в словах, предложениях.

Цель:Вырабатывать четкую дифференциацию звуков Ч-Ц, опираясь на зрительные, слуховые, оральные ощущения.

Задачи:

  1. Добиваться правильного произношения  звуков [Ц] и [Ч]  в  словах, предложениях;
  2. Формировать умение соотносить данные звуки с буквами Ч и Ц;
  3. Развивать слуховое и речевое внимание, фонематический анализ, речеслуховую память;
  4. Воспитывать у детей самоконтроль за речью; аккуратность при написании слов;
  5. Корригировать слуховое внимание путем выполнения заданий.
  6. Воспитывать положительную учебную мотивацию.

Оборудование: предметные картинки со звуками [Ц] – [Ч],   мультимедийная презентация.

Речевой материал: Квочка – курица, жонглировать.

Ход занятия.

1. Организационный момент. (Слайд 1)

презентация занятия, слайд 1

2. Актуализация знаний. Дыхательная гимнастика.

- Здравствуйте, ребята и наши гости. В начале нашего логопедического  занятия  проведем дыхательную гимнастику. Сделайте глубокий вдох через нос. Представьте, что вы вдыхаете в себя свежесть, доброту и красоту сегодняшнего дня!  И еще раз – вдох и выдох. Молодцы.  С хорошим настроением приступаем к нашему занятию

- Какие картинки вы видите на экране? (Слайд 3)

презентация занятия, слайд 3

- Поднимите  руки, те у кого –  картинка цепь, поднимите руки у кого –  картинка часы.

- Какой звук вы слышите в начале слова цепь? Какой звук слышите в начале слова часы?

II. Основная часть.

1.Целевая установка.

- Сегодня на занятии мы будем различать звуки  [Ц] – [Ч]  в словах,  предложениях.  Повторим артикуляцию этих звуков. Будем добиваться правильного произношения этих звуков в словах, предложениях.  И, в дальнейшем будем стараться правильно произносить эти звуки в словах. (Слайд 4)

презентация занятия, слайд 4

2. Артикуляция звуков [Ц] – [Ч]  

ü Сравнение звуков  ] и [Ч] по артикуляции с уточнением звукового состава: [ц] = [т] + [с], [ч] = [т'] + [ш']; (Слайд 5)

презентация занятия, слайд 5

По таблице  рассказать различие в артикуляции  звуков. (Слайд 6)

презентация занятия, слайд 6

- Назвать буквами эти звуки: [Ц] – буква цэ, [Ч] – буква че. Звуки – согласные.

3. Отгадать загадки. (Слайд 7)

презентация занятия, слайд 7

Нарядные сестренки

Весь день гостей встречают

Медом  угощают. (Цветы)

Вырос молодец на грядке

Зеленый, длинный, сладкий. (Огурец)

На дереве, в лукошке

Подрастают крошки. (Птенцы)

Желтые комочки

Ходят возле квочки.

- Как вы понимаете слово – квочка?

( Цыплята)

Мы, когда идем, стоим

А стоять умеем лежа.

Даже, если убежим.

Мы не двигаемся тоже. (Часы)

Кто за печкой поет

Спать мне ночью не дает? (Сверчок)

Если я захочу,

В нем водичку вскипячу. (Чайник)

         Круглый, гладкий, без углов

Целый день скакать готов. (Мяч)

 

3. Работа  с зашифрованными  скороговорками.

- В конвертах разрезанные карточки, нужно последовательно сложить скороговорку.

- Прочитать скороговорки со звуком [Ц], затем скороговорки со звуком [Ч], изменяя темп речи,  сначала тихо, затем громче.

Жил-был царь, у царя был двор, на дворе был кол.

Рано утром пели птицы для царя и для царицы

Цыпленок и курица пьют воду на улице.

У царя и у царицы жили во дворце жар—птицы.

У четырех черепах по четыре черепашонка.

У девочки было колечко,  упало в речку колечко.

Есть у овечки колечки, колечки не падают в речку.

- Прочитать скороговорки со звуком [Ц], затем скороговорки со звуком [Ч], изменяя темп речи,  сначала тихо, затем громче. (Слайд 8)

презентация занятия, слайд 8

4. Веселые задания

- Каким словом жонглирует клоун?

- Как объясните значение слова жонглирует?

(Подбрасывать и ловить на лету одновременно несколько предметов).

- Какой шарик принадлежит цыпленку, а какой цапле?

(Слайд 9)презентация занятия, слайд 9

  • Зачеркни буквы, встречающиеся два раза. Из оставшихся  составь слово. И тогда узнаешь, что пьет заяц.
  • Реши примеры.

(Слайд 10)презентация занятия, слайд 10

5. Работа со стихотворением. (Слайд 11)

презентация занятия, слайд 11

- Прочитать стихотворение.

Листьям – время опадать,

Пти-ам – время улетать.

Солн-у – стынуть,

Ту-ам   - литься,

Нам с тобой   – идти у-иться.

- О каком времени года говорится в этом стихотворении?

(Об осени)

- Списать, вставляя  пропущенные буквы Ц или  Ч в стихотворения, подчеркнуть Ц одной чертой, а Ч- двумя чертами.

- Проверь себя.

(Слайд 12)

6. Динамическая пауза. (Слайд 13)

презентация занятия, слайд 13

Листочки (координация речи с движением, работа над темпом и ритмом речи)

Дует, дует ветер, дует, задувает.

Покачивание поднятыми вверх руками из стороны в стороны.

Желтые листочки с дерева  срывает.

Дети кружатся на месте.

И летят листочки,

Кружат по дорожке.

На носочках бегут по кругу.

Падают листочки

Прямо нам под ножки.

Дети, повернувшись вокруг себя, приседают

7. Работа в парах. Чтение слов с буквами Ч и Ц.

Задание: учащиеся, сидящие за первой партой находят и подчеркивают слова с буквой Ч  одной чертой, учащиеся, сидящие за второй партой – с буквой Ц, подчеркивают  двумя чертами.

Бочка,  печка, цапля, царевна, дочка, чайка, цветок,  улица.

 (Слайд 14)презентация занятия, слайд 14

8.  Проверь себя.

 (Слайд 15)

9. Зрительная гимнастика

(Слайды 16,17,18,19, 20,21)презентация занятия, слайд 15

9. Договаривание слов: (Слайд 22)

презентация занятия, слайд 22

10. Отгадать загадку

Солнышко не хочет землю согревать. Листья пожелтели, стали опадать. Часто дождик льется, птицы улетают. Урожай в саду и в поле убирают. Кто из вас ребята, знает, когда это бывает? (Осенью)

(Слайд 23)презентация занятия, слайд 23

11. Рассказать стихотворения  на тему «Осень»

(Слайд 24, 25,26,27,28)

презентация занятия, слайд 24презентация занятия, слайд 25презентация занятия, слайд 26презентация занятия, слайд 27презентация занятия, слайд 28

III. Заключительная часть

1. Подведение итогов занятия.

  1. Какие звуки учились различать?
  2. Какие буквы?
  3. Кому еще трудно, кто еще допускает ошибки?
  4. Какое задание было вам наиболее интересным?

(Слайд 29)презентация занятия, слайд 29

2. Сегодня на занятии вы хорошо работали, правильно выговаривали звуки и, хочется надеяться, что вы всегда будете стараться правильно произносить звуки в речи

 (Слайд 30)презентация занятия, слайд 30

 Дорогой, Друг! Если Вам понравилась статья. Появился интерес к тому, как грамотно заниматься с ребенком, пожалуйста, нажми на кнопку “+1″ и “Ретвит”, поделись ссылками со своими друзьями в соц. сетях, оставь комментарий.

Вы хотите знать, как грамотно заниматься дома с вашим ребенком? Подпишитесь на обновление сайта, и Вы всегда будете знать, когда появилась новая статья:
Ваш e-mail: *
Ваше имя*

Сделайте доброе дело, нажмите кнопку :

Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal

Эта запись была опубликована в рубрике Звукопроизношение, Конспекты занятий, Обмен опытом логопедов и отмечена метками , . Добавить в закладки ссылку.

4 в ответ на Дифференциация звуков [Ц] – [Ч] в словах, предложениях:

  1. Людмила пишет:

    Сложная работа логопеда. Но мамочка разберется с малышом . Порой люди живут там, где и логопеда нет. Так эти уроки помогут справиться с их проблемой. Спасибо за подробный урок.

  2. Ольга пишет:

    вк. Ирина, урок по произношению звуков Ц и Ч в словах, очень интересный и полезный для родителей и детей. Спасибо за подробный и замечательный урок.

  3. Татьяна пишет:

    У нас как раз с сыном проблемы с произношением, ваш сайт – просто находка!

  4. У нас есть ребенок с такой проблемой. Он говорит вместо “ч”- ц и поэтому так и пишет.
    Он учится в 7 классе.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

*

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>