Автоматизация звуков Р, РЬ. Логопедическое занятие «Лесные забавы»

 Автоматизацию звуков Р, РЬ. Логопедическое занятие «Лесные забавы»И снова занятие на лесную тематику. На этот раз займемся автоматизацией звуков Р иРь. Логопедическое занятие «Лесные забавы» для детей подготовительной группы прислала  Светлана Владиславовна Проскурина, учитель-логопед  МАДОУ Детский сад №370 г. Пермь.

 Занятие проводится в форме конкурса между двумя командами на этапе автоматизации звука в предложениях и связной речи. Но Вы можете провести его и дома со своим ребенком.

Думаю вы догадаетесь, как разбиться на 2 команды?смайлик

Тема: «Лесные забавы»

Цель: Автоматизация звуков  Р,  РЬ в словах, предложениях, связной речи.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

1. Закрепить  слуховой и моторный образ звука  Р, РЬ;

2. Закрепление правильного произношения звуков   Р, РЬ изолированно, в словах, слогах, предложениях и связной речи;

3.  Учить анализировать артикуляцию звука и давать ему характеристику.

Коррекционно-развивающие:

  1. Развивать артикуляционную моторику, используя артикуляционную гимнастику;
  2. Развивать фонематический слух и восприятие;
  3. Развивать мелкую и общую моторику;
  4. Совершенствовать  процессы внимания, памяти, мышления;
  5. Развивать творческое воображение;
  6. Развивать зрительное восприятие.

Воспитательные:

  1. Воспитывать желание говорить правильно и красиво;
  2. Воспитывать у детей активность и внимание на занятиях;
  3. Воспитывать произвольность поведения, уметь выслушивать своих товарищей.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, звукоусилительные колонки, экран, логопедическая компьютерная программа «Играем и учимся», мультимедийная презентация к артикуляционной гимнастике, профиль артикуляции [Р], цветные маркеры, «волшебный сундучок» с подарками, листочки с написанными слогами, рисунки тигра и жирафа, игрушечная белка, 2 корзинки, грибочки по числу участников .

Используемые ресурсы:

  1. Логопедическая компьютерная программа «Играем и учимся» (Котова, Е.А. Играем и учимся [Электронный ресурс])
  2. Диск Е. Железновой.

Ход занятия:

1. Организационный  момент (2 мин.)

Звучит бодрая музыка, наполненная звуками леса, дети входят в зал.

Логопед: Дети, сегодня мы отправимся в гости в осенний лес.  Жизнь зверей в лесу полна забот, все вокруг трудятся, готовятся к зиме. Но и мы с вами зря время не теряли: учились правильно и красиво говорить. Сегодня у нас состоится конкурс « Лесные забавы», где будет много интересных заданий для ребят, умеющих красиво говорить звуки Р и РЬ. Победит сильнейший. Вы готовы?

Дети: Да!

Логопед: 1-2-3! Чудо лес наш сотвори! Пред тобою не ребята, а весёлые зверята!

Дети громко и чётко произносят девиз и название своих команд.

1 Команда: «Муравьи»

Девиз: «Муравей, не робей, не бросай своих друзей!»

2 Команда « Бобры».

Девиз: « Бобры добры для своих бобрят!».

2. Артикуляционная гимнастика в сопровождении слайдовой презентации (2 мин.) Дети выполняют специальные артикуляционные упражнения для звука Р без использования зеркал, на основе кинестетических ощущений.

 В лес с тобою мы пойдём,

Там друзей себе найдём!

Нас встречают две лягушки

Тянем губы прямо к ушкам!

( упражнение « Лягушка» на 10 счётов).

Солнце стало слабо греть

Нам бы язычок согреть!

(Упражнение «Блинчик» до 10 счётов)

Без воды в пути нам тяжко,

Есть во рту большая чашка!

(Упражнение « Чашечка» до 20 счётов).

Сядем быстро мы в седло

И ускачем далеко!

(Упражнение «Лошадка», 20 раз).

Вот не низок, не высок

Под сосной стоит грибок.  (Упражнение « Гриб» до 10 счётов).

Пестрый  дятел на суку не даёт поспать жуку.  Получилось «ДЖ-ДЖ-ДЖ!».

Ты моторчик заводи,

В лес скорее попади!

«ДР-Р-Р-Р»

3. Эстафета «Помоги белке подготовиться к зиме» (3 мин.)

Логопед напоминает детям правильную артикуляцию звука с помощью схемы артикуляции звука Р и объясняет задание:  «У каждого из вас в руках грибочек, вы должны донести его до корзинки белочки, сопровождая бег громким правильным произношением звука Р»

Дети бегут  эстафету, сопровождая свои действия громким и длительным произношением звука Р, перенося грибы в корзинку.

4. Игровое упражнение «Листопад» (3 мин.)

Логопед раскладывает перед детьми осенние листья, на которых написаны различные слоги и даёт задание детям: «Дети, вы должны выбрать только те слоги, которые  содержат звук Р, прочитать этот слог и придумать  слова, начинающиеся на этот слог.

Дети выбирают слоги  со звуком Р (РА, РУ, РЫ, РО, РИ, РЕ) и придумывают слова на заданный слог.

5. Игровое задание  «Что лишнее?» с использованием КИ «Играем и учимся» (3 мин.)

Игровое задание «Что лишнее?» с использованием КИ «Играем и учимся»

Игровое задание «Что лишнее?» с использованием КИ «Играем и учимся»Игровое задание «Что лишнее?» с использованием КИ «Играем и учимся»

 

 

 

 

 

 

 

Логопед называет детям группу слов со звуком Р и просит назвать лишнее, объяснив, почему он так считает:

помидор, картофель, мандарин, огурец;

редис, морковь, персик, репа;

ворона, воробей, комар, сорока;

Редис, груша, виноград, гранат;

таракан, стрекоза, воробей, комар.

6. Конкурс «Забывчивый художник» (5 мин.)

Логопед предлагает детям рассмотреть изображение двух животных «Жирафа» и «Тигра», обратив внимание детей на то, что художник не нарисовал некоторые детали.  Задание командам: «Исправьте  ошибки художника, дорисуйте недостающие элементы и расскажите о своей работе».

Дети по очереди подходят к рисунку и добавляют недостающие детали изображения (глаза, уши, хвост, полоски). Затем они рассказывают о своей работе, используя  выражение: «Я дорисовал…»

7. Минута поэзии (2 мин.)

Чтение стихотворения О.И.Крупенчук «Два румяных червяка»

Два румяных червяка

Поцарапали бока,

Вылезая спозаранку

Из пустой консервной банки.

Третий друг в траве лежал-

Двух румяных поджидал.

И отправились втроём

Через речку  в водоём.

Там в пруду бока отмыли

Прямо к рыбам угодили!

8. Конкурс «Балаболки» (2 мин.)

Логопед предлагает детям по очереди быстро и чётко произнести текст скороговорки: «Проворонила ворона воронёнка».

9. Минута поэзии (2 мин.)

Чтение стихотворения  В.Орлова «Кража»

-Кра!

-Кричит ворона,-

-Кража!

-Караул!

-Грабёж! Пропажа!

-Вор прокрался утром рано!

-Грош украл он из кармана!

-Карандаш!

-Картонку!

-Пробку!

И красивую коробку!

-Стой, ворона, не кричи ты!

Помолчи!

-Жить не можешь без обмана

У тебя ведь нет кармана.

-Как? -Подпрыгнула ворона

И моргнула удивлённо.

-Что ж вы раньше не сказали!

Кар-р-раул!

Кар-р-рман украли!

10. Игровое упражнение «Подарки» (5 мин.)

Логопед просит детей выбрать из сундука любой предмет, который ему нравится: « Сейчас выберите подарок в сундучке, назовите,  кому из другой команды вы подарите эту вещь, а также расскажите, чем она ему будет полезна». Игра проводится в форме диалога.

Дети по очереди приносят различные предметы со звуком Р,  которые они достают из сундука и отправляются в гости:

-Тук-тук!

-Кто там?

-Это я,……,_принёс  тебе в  подарок кружку!

-А чем она полезна?

-Из этой кружки ты будешь пить горячий чай и согреваться зимой!

-Спасибо за кружку!

11. Музыкально-ритмическая пауза под музыку Е.Железновой «Два таракана» (3 мин.)

(Пальцы сжаты в кулак, указательные выпрямлены (два таракана)

Два рыжих таракана пришли ко мне домой (2 раза)

Вращаем кистями рук (показываем тараканов)

Уселись тараканы, уселись тараканы на полочке одной

( кулаки прижаты друг к другу, сгибаем-разгибаем пальцы)

Четыре таракана попили киселя (2 раза)

Весь вечер баловались, весь вечер баловались и пели: «Тра-ля-ля!»

(Движения соответствуют предыдущему куплету, только теперь выпрямлены указательные и средние пальцы обеих рук).

И вшестером на кухню поесть они пошли (2 раза)

(Перебираем по ногам указательным, средним и  безымянными пальцами)

Шесть ловких тараканов, шесть ловких тараканов под дверью проползли

(Проводим пальцами по ногам вниз к носкам)

Там восемь тараканов конфеточку нашли (2 раза)

(Согнутыми остаются только большие пальцы.  Остальными пальцами стараемся обхватить носочки или большие пальцы ног.)

А съесть её все восемь, а съесть её все восемь, конечно, не смогли

(Скользим вытянутыми четырьмя пальцами по ногам вверх)

Когда они наелись, пустились дружно в пляс (2 раза)

( Все пальцы выпрямлены, выполняем движение «фонарики»)

Плясали вместе десять, плясали вместе десять на кухне целый час

( Сжимаем, разжимаем кулачки)

Поспать они решили, но мимо мышь прошла (2 раза)

И хвостиком всех сразу  (2 раза) куда-то подмела!

12. Подведение итогов занятия. Вручение призов по итогам  конкурса (2 мин.) Вместе с детьми логопед даёт характеристику звука: « Р»  – согласный, бывает твёрдый и мягкий, звонкий.

Даёт оценку работе детей: «Ребята, вы молодцы! Вы все красиво научились говорить звук Р. Сегодня у нас победили трудолюбие и дружба! Осталось найти сладкий сюрприз в волшебной коробочке.

Слушайте внимательно инструкцию: «10 шагов прямо пойдёшь, 10 шагов направо пройдёшь, затем налево повернёшь и коробочку найдёшь!                 (коробочка лежит за пеньком, на котором сидит белка). Затем по инструкции логопеда находят коробку с сюрпризом.

До свидания,  ребята,  не забывайте говорить всегда красиво и правильно!

Вместе с логопедом хором говорят:

Кто хочет разговаривать,

Тот будет выговаривать,

Мы будем всем пример,

Давайте скажем дружно любимый звук наш: «Р»!

Дорогой, Друг! Если Вам понравилась статья. Появился интерес к тому, как грамотно заниматься с ребенком, пожалуйста, нажми на кнопку “+1″ и “Ретвит”, поделись ссылками со своими друзьями в соц. сетях, оставь комментарий.

Вы хотите знать, как грамотно заниматься дома с вашим ребенком? Подпишитесь на обновление сайта, и Вы всегда будете знать, когда появилась новая статья:
Ваш e-mail: *
Ваше имя*

Сделайте доброе дело, нажмите кнопку :

Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal

Эта запись была опубликована в рубрике артикуляционная гимнастика, Звукопроизношение, Конспекты занятий, Логопедические компьютерные игры, Обмен опытом логопедов, Учим стихи и отмечена метками , . Добавить в закладки ссылку.

4 в ответ на Автоматизация звуков Р, РЬ. Логопедическое занятие «Лесные забавы»:

  1. Любовь пишет:

    Самый сложный звук и буква в русском языке, которую многие дети тяжело выговаривают, спасибо за советы.
    С удовольствием вступила в вашу группу, буду рада видеть вас в рядах моих групп:
    http://vk.com/tvoyai_izuminka
    и
    http://vk.com/vkysnayakyxnya
    С наступающим Новым годом!!!

  2. Аня Тарская пишет:

    Ирина, огромное спасибо за пост, я давно искала материалы по артикуляции, добавлю в закладки!

  3. Татьяна пишет:

    У меня сын тоже до сих пор не говорит Л, даже Р уже поставлен, а вот Л – больше поход на В. Занимаемся, спасибо за полезные советы

  4. Виктория пишет:

    Спасибо за урок. Мы с сыном с удовольствием прочли все стихи и посмотрели презентацию, аж 5 раз (очень понравились лягушки!)

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>