Подростковый период: характеристика развития

ПОДРОСТКОВЫЙ ПЕРИОД: ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗВИТИЯТематика сайта такова, что особое внимание уделяется дошколятам и ребятам из начальной школы. Ребенок растет, и у каждого родителя появляются новые причины  для беспокойства, и возникает масса вопросов. Для того чтобы яснее представить общую картину, рассмотрим подростковый период. Характеристика развития даст определенное понимание того, какие изменения происходят с Вашим ребенком.
Возраст от 11 до 18 лет является этапом интенсивного развития, переходным периодом от ребенка к взрослому, от зависимости к автономии.  Он также называется пубертатным или периодом полового созревания.

Что в действительности представляет собой подростковый период?

Какие трудности и проблемы возникают перед мальчишками и девчонками?

Есть определенные характерные признаки происходящих изменений в подростковом периоде. Это психо-сексуальное развитие и его эмоциональное влияние, социализация с одноклассниками и познавательное развитие (проявляющееся в индивидуальном абстрактном мышлении). Происходит движение к автономии, неконформистскому поведению, бунтарству и проверке общественных нравов и стандартов.
Эти характерные черты не взяты по отдельности, а соединены в юной личности таким образом, что их порой трудно вычленить, как отдельные объекты.

Существует множество теорий развития в психологии, которые на свой лад пытаются объяснить обеспокоенному подростку и его родителям, что с ним происходит. Можно рассматривать подростковый период в рамках психодинамической теории, которой часто пользуются школьные психологи-консультанты. Она представляет данные о конкретных эмоциях, настроении и поведении.

На этом этапе происходят определенные эмоциональные изменения: личность становится более уязвимой, как в любой другой кризисный период развития. Это вполне объяснимо, ведь человек активно познает мир, становится восприимчивым ко всему новому.

Индивидуация

ПОДРОСТКОВЫЙ ПЕРИОД: ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗВИТИЯЖизненный процесс становления цельной и уникальной личности психолог Юнг назвал индивидуацией. Проявляется она в том, что подросток начинает разрывать сильные эмоциональные связи со своими родителями. В поиске «самости» идет отделение. Это в некотором роде становление самодостаточного человека, способного самостоятельно принимать решения и заботиться о себе.

Меняющаяся личность при всей своей хрупкости и чувствительности выдерживает неимоверные эмоциональные перегрузки. Подросток учиться справляться со своими эмоциями, используя защитные механизмы, бессознательные приемы, которые в основном спонтанны и не способствуют адаптации.

Неадекватные реакции возникают из-за отсутствия достаточного опыта и несовершенства способов психологической защиты. Происходит процесс, схожий с тем, который появляется в конце третьего года жизни, когда уверенный в своих силах ребенок начинает все изучать. Нередко появляется регрессивное поведение  (инфантильная обида, приступы гнева и т.д.). Можно сказать, что ребенок «впадает в детство», не найдя другого варианта решения возникающих проблем.

С чего все начинается?

Первый опыт индивидуации происходит еще в раннем детстве, когда ребенок научается видеть себя физически и психологически отделенным от матери. Малыш полностью зависит от нее, но понимает, что не является с матерью одним целым. В трехлетнем возрасте у многих детей появляется фраза: «Я сам!» Действительно, ребенок уже может многое делать без помощи взрослых, но по-прежнему нуждается в их заботе.

Что влияет на индивидуацию?

Взаимоотношениям матери и ребенка всегда уделялось огромное значение.
Было установлено, что безоговорочная привязанность имеет
огромные последствия для подростков в процессе отделения и автономии.

ПОДРОСТКОВЫЙ ПЕРИОД: ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗВИТИЯТип отношений можно проследить на простом примере. Как реагирует малыш на расставание с мамой и ее возвращение?

1. Ребенок совсем немного расстроен уходом  мамы, почти не реагирует на ее возвращение (продолжает играть, как ни в чем не бывало). Значит мать способна сформировать только непрочную привязанность. Такой тип отношений называется гипоопека, связь непрочная.

2. Ребенок очень расстроен расставанием, он долго плачет, может даже подняться температура. Когда мама вернется, малыш проявляет неуемную радость, демонстративно обижается или плачет и не отходит от матери ни на шаг. Это говорит об очень сильной привязанности и гиперопеке. Связь очень крепка.

3. У ребенка наблюдается непродолжительное душевное страдание при расставании. По возвращению матери оно переходит в спокойное состояние, когда ребенок воссоединяется с матерью. Принято называть этот тип отношений безоговорочной привязанностью. Это идеальный вариант в подготовке ребенка
к автономности и успешным взаимоотношениям во взрослой жизни.

Во время полового созревания появляются противоречивые сильные чувства, такие как депрессия, эмоциональная нестабильность в отношениях, несогласованность в мыслях и чувствах, нелогичные перескоки между любовью и ненавистью к одному человеку, принятие и отвержение любимого человека, участие и безучастность в отношениях с друзьями и родителями.

С активным стремлением к свободе подростки могут быть самыми любимыми и в то же время самыми нежеланными из всех людей. Инстинкт самоизучения и желание познать этот мир во всех его проявлениях наталкивается на родительский контроль. Тревоги взрослых обычно объясняются беспокойством за жизнь и здоровье ребенка. И хотя свобода будоражит и волнует, является целью, к которой стремится каждый подросток, она служит причиной огромных сомнений и неуверенности в себе самом. Мысль о том, чтобы уйти из дома и бороться с собственными неприятностями самостоятельно – устрашающая перспектива.

ПОДРОСТКОВЫЙ ПЕРИОД: ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗВИТИЯЧем более старомодны и несовременны взгляды родителей, тем легче ребенку разорвать эмоциональные узлы с ними. Возникает конфликт поколений (отцов и детей, если хотите). Подросток сближается со своими сверстниками, благодаря чему отрыв от семьи становится менее травмирующим. Важно учесть влияние социальных и культурных обстоятельств. Если происходит отделение от родителей и переход в группу ровесников, то имеет значение, какой окажется эта группа, как она повлияет на подростка.

Тинейджер в этот период должен принимать важные решения практически в любой области своей жизни.
Четыре хорошо распознаваемые черты это четко описывают:
ПОДРОСТКОВЫЙ ПЕРИОД: ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗВИТИЯ1. Страх близости или полного вовлечения в близкие личные отношения.
Это чревато потерей собственной личности. Кому хочется быть «белой вороной» и быть осмеянным сверстниками? В стремлении слиться с коллективом есть угроза отказа от своих увлечений, изменение образа мыслей и поведения. Потребуется много времени, чтобы разобраться во взаимоотношениях с окружающими. Идет не только познание других людей, но самого себя.  Обилие впечатлений, чувств и эмоций, которыми богат этот период, вводят школьников в замешательство. Дети доверяют окружающим. Подростки же полны сомнений и склоняются к формированию формальных или своеобразных деловых взаимоотношений. Они могут уклоняться от проблем, пряча свои переживания, тем самым отдалятся от близких и друзей, забывая о возможностях получения поддержки и любви от них.

Помогалочка для взролых
Иногда достаточно просто сказать ребенку, что он может придти к вам в любое время и рассказать о том, что его беспокоит. Именно умение выслушать (не обязательно даже давать советы или высказывать свое мнение) важно показать сейчас. Это так называемая безусловная поддержка, когда подросток может быть уверен, что его примут и поймут. Зачастую страх того, что если он расскажет вам что-то, а вы начнете ругаться,  накажете его или наложите запреты и ограничения, останавливает подростка от откровенности. При всей сложности безоценочного слушания этому стоит научится. Поверьте, ребенок это оценит. Действительно опасные и трудные случаи, о которых часто молчат дети, станут вам известны от них самих при такой политике. И уже вместе вы сможете найти выход из сложившейся ситуации.

ПОДРОСТКОВЫЙ ПЕРИОД: ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗВИТИЯ2. Приоритеты и цели.
Подростку трудно планировать что-либо, определить цели на несколько лет вперед. Многих взрослых расстраивает,  что их ребенок живет одним днем и не думает о будущем (учеба, спорт, контакты). На самом деле впечатление обманчиво. Для подростков характерны противоречия: жажда многообещающих перемен и перспектив сменяется неверием в то, что время принесет с собой эти перемены. При этом подросток испытывает волнение, что изменение может на самом деле произойти. Проще отодвинуть все эти мысли и чаяния, что и видят родители.

Помогалочка для взрослых

Любое увлечение (спорт, танцы, рисование, шахматы и т.д.) позволяет не только занять свободное время, определить круг своих интересов, но и научит ставить цели и планировать свою жизнь день за днем. Согласитесь, что тренировки, соревнования требуют организованности, самодисциплины. В определенной мере подростки сохраняют детские черты, а наглядный пример (цель и путь к ней, допустим, от белого пояса к черному в карате) гораздо очевидней.

3. Несобранность. Подросток не умеет планировать свое время и распределять силы и старания. Это касается учебы, работы и личной жизни. Иногда возникает состояние апатии или чрезмерной активности, ему сложно сконцентрироваться или заняться каким-то одним видом деятельности при исключении всех других.

Помогалочка для взрослых

Иногда достаточно просто научить подростка приемам тайм-менеджмента, оговорить время, которое школьник посвятит отдыху, домашним делам, урокам, прогулкам и встречам с друзьями. Не забывайте о чередовании физических и умственных нагрузок. Сначала Вы поможете своему ребенку в планировании, а потом он сам выберет для себя подходящий распорядок дня.

4. Негативный образ. Своего рода стремление к формированию отрицательной личности, противоположной предпочтениям и ожиданиям родителей или других значимых взрослых. Это противопоставление – ни что иное, как процесс поиска себя.  Он выражается в виде пренебрежения или отрицания роли, которая считается приемлемой и правильной для семьи и общества.
Подросток находит возможность примерить на себя разные роли, выбрать, кем  он или она хочет быть. Родители хватаются за голову, когда их послушная девочка вдруг начинает дерзить, одеваться вульгарно и вести себя вызывающе. Или мальчик, который никогда особо не интересовался спортом вдруг набрал журналов по силовым видам спорта, начал тренироваться, напускает на себя суровый вид и молчит почти постоянно. Это своего рода социальная игра, вполне здоровая экспериментальная ситуация. Окончательное решение при выборе социального образа можно отложить на более поздний срок, а пока подросток пробует себя снова и снова.

ПОДРОСТКОВЫЙ ПЕРИОД: ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗВИТИЯПричем влияние со стороны друзей и одноклассников гораздо сильнее, нежели со стороны семьи. Группа сверстников поддерживает индивидуальность ее членов, формируя взаимоотношения близости и приверженности, и диктует свои законы. «Чтобы оставаться едиными, они на время чрезмерно сливаются с другими участниками группы, при этом происходит очевидная потеря индивидуальности» (Эриксон). Подростковые компании могут оказаться радикально настроенными, весьма специфическими, по мнению родителей.

Помогалочка для родителей

Напоминает театр, не находите? Что же, запаситесь терпением, ведь Ваш ребенок  ищет себя. Главное, о чем стоит помнить: при всей колючести и видимой независимости подросток по-прежнему нуждается в вашей любви и заботе. Прежде чем ужасаться тому, что ваши сын или дочь  называют себя готами или эмо, попробуйте узнать об этой субкультуре больше. Причем лучше узнавать информацию из первых уст, то есть от своего ребенка. Поверьте, многим подросткам нравится, что взрослые проявляют интерес к их увлечениям и стараются понять их (это касается и стиля одежды и образа мыслей).

Если рассматривать этот возрастной этап, как серию стадий, во время которых человек пытается стать гармоничной личностью, то ему предстоит пройти несколько ступеней за подростковый период. Характеристика развития рассматривает такие аспекты, как преодоление внутреннего конфликта подростка (на почве половой зрелости), влияние социализации и познавательное развитие.

Влияние полового созревания будет рассмотрено в следующей статье.

P.S. Приходилось ли Вам самим или Вашим детям сталкиваться с такими трудностями?

Было ли описание понятным, необычным?

Если у Вас появились вопросы по статье – напишите в комментариях, пожалуйста.

Детский психолог

Анна Зубарева

Вы хотите знать, как грамотно заниматься дома с вашим ребенком? Подпишитесь на обновление сайта, и Вы всегда будете знать, когда появилась новая статья:
Ваш e-mail: *
Ваше имя*

Сделайте доброе дело, нажмите кнопку :

Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal

Эта запись была опубликована в рубрике Вопросы и ответы, Для специалистов, Подростковый период, Помоги ребенку., Советы детского психолога и отмечена метками , , . Добавить в закладки ссылку.

13 в ответ на Подростковый период: характеристика развития:

  1. Светлана пишет:

    Какие ценные помогалочки для родителей, отличный материал про подростковый период, Анна :)

    • психолог Анна пишет:

      Спасибо, Светлана! Надеюсь, они помогут взрослым найти общий язык с взрослеющими детьми.

  2. Анатолий пишет:

    Детский подростковый период требует большого терпения у родителей.

  3. Диана пишет:

    Умение выслушать – это редкая способность!

    • психолог Анна пишет:

      Верно. Так пусть этим умением овладеют родители, чтобы именно с ними подросток мог поделиться всем, что с ним происходит и важно для него. Иначе он просто найдет благодарного слушателя на стороне. Что не всегда безопасно. Повезет, если это будет опытный психолог или просто порядочный человек.

  4. Владимир пишет:

    Большое спасибо за интересную и содержательную статью! Желаю удачи!

  5. Дмитрий пишет:

    Спасибо за ценные ваши советы. Будем теперь правильно воспитывать своих детей. Вот не думал, что всё так просто.

    • психолог Анна пишет:

      Люди склонны многое усложнять. Иногда очевидный вывод или вариант просто выпадает из поля зрения именно из-за своей элементарности. Если у Вас возникают вопросы и Вам сложно понять, как отреагирует человек, то проще всего обратиться к нему с прямым вопросом. Это касается не только подростков. К сожалению, над многими довлеют предположения, которые мало имеют общего с реальностью. Говорите со своими детьми и близкими, тогда многих проблем удастся избежать.

  6. Лана пишет:

    спасибо за советы, у меня дочь в таком возрасте, буду иметь ввиду

  7. Римма пишет:

    Хорошая статья, много полезного, хотелось бы добавить, детей надо любить, многое прощать, в то же время быть для них самым лучшим другом, терпимо разбирать каждую ситуацию, проживать совместно радости и трудности, вовремя подставить свое плечо, немного отойти в сторону наблюдая, как он сам справляется с проблемой, давать возможность почувствовать себя взрослым.

    • психолог Анна пишет:

      Да, очень ценное примечание! Мы еще не раз поговорим об этом. Каждому человеку вне зависимости от возраста нужны любовь и поддержка. Но есть такие периоды, когда в них нуждаются особенно. Во многом пример благожелательного (пусть подчас и строгого) общения перенимается детьми. Вероятность получить обратный отклик повышается. Подростки более порывисты в своих чувствах и реакциях и с ними порой ужиться и общаться очень сложно. Тем важнее не скатиться в критику и запреты. Терпения и взаимопонимания!

  8. Елена пишет:

    Спасибо, подчерпнула много интересного.

  9. Пинг: Подростковый период. Серьезные проблемы | Логопед и дети

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>