Заикание

Первоначально понимание и активное пользование речью у заикающихся детей чаще всего происходит так же, как и у нормально говорящих сверстников.

В большинстве случаев заикание наступает, начинаясь с легкой прерывистости речи.  В благоприятных условиях прерывистость речи быстро исчезает. В неблагоприятных условиях она усиливается, переходя в заикание.

Причиной заикания является:

  • усиленное развитие речи
  • наследственный фактор. В генетическом коде малыша могут быть заложены патологические особенности, которые при неблагоприятных условиях приводят к заиканию.
  • родители, которые рассчитывают вырастить из своего чада гения. Они заставляют ребенка произносить и заучивать наизусть трудные слова и предложения, пересказывать не по годам сложный речевой материал, ранние выступления при посторонних, воспитание детей без учета особенностей их нервной системы.
  • недостаток информации на фоне недоразвития речи. Ему элементарно не хватает словарного запаса.
  • чрезмерно быстрая речь. Такой ребенок торопится, подражая кому-то из окружающих, или пытается быстрее выразить свою мысль (особенно если взрослый сердится и подгоняет), «наталкивается» на трудный звук, «спотыкается» и повторяет его несколько раз.
  • простое подражание
  • неправильные методы воспитания (например, физические наказания) или сильный испуг. Например, малыш боится спать один в комнате, пугается темноты и просит не выключать свет.
  • недостаток любви, тепла и положительных эмоциональных контактов в семье.
  • при попытке переучить леворукого ребенка. Нужно учитывать, что леворукие малыши очень эмоциональны, у них повышенная тревожность и боязливость.

Однако перечисленные причины не у всех детей вызывают заикание. Большую роль играют предрасполагающие факторы: болезненное состояние нервной системы ребенка, его уязвимость, неуверенность в себе.

Заикание обычно усиливается в ситуации общения и ослабе­вает в условиях речи, обращенной к себе, а не к другим. По-разному протекает общение ребенка со взрослыми и детьми, с близкими и незнакомыми, с детьми старше и мо­ложе себя, в коллективе или с единичным собеседником. Вне общения ребенок полностью освобождается от преры­вистой речи. Он не заикается в речи без видимого собесед­ника или с мнимым собеседником, как это бывает в игре.

Заикающиеся дети 4х лет поль­зуются краткими ответами. Чаще всего на вопросы они от­вечают одним словом, что характерно для естественнойразговорной речи в форме диалога. Они длительное время не понимают и не принимают требования отве­чать развернуто.

У них не сформиро­вана способность заниматься одновременно двумя видами деятельности, например: рисовать и слушать речь взрос­лых. Это связано с особенностями объема, распределения и переключения внимания детей данного возраста. Поэтому они не могут одновременно слушать вопросы и выполнять начатое действие, а также отвечать на вопросы в момент действия, как это доступно старшим детям. В та­ких случаях вместо ответа на вопрос дети говорят: «Подо­ждите, я рисую».Или: «Подождите, я сейчас». Некото­рые, наоборот, пытаются отвечать на заданный вопрос, но при этом они оставляют свою деятельность.

Эти дети  воспринимают не­живые предметы как живые и наделяют их речью. Чаще всего это проявляется в сюжетных играх с образными иг­рушками.

Для детей данного возраста характерна склонность к под­ражанию. В старших группах эта способность несколько осла­бевает. Дети подражают взрослым во всем: в манере стоять, садиться, выполнять действия с предметами и говорить. Копи­руя взрослых, они могут дословно повторить не только некото­рые их реплики, но и их интонацию, жесты, мимику.

Заикание проявляется так же в том, что дети начинают затрудняться в построении речи, не всегда могут быстро и точно подобрать нужные слова, иногда создается впечатле­ние, что в момент высказывания, они не могут вспомнить на­звания некоторых предметов, действий, качеств, хотя имеютдостаточный по возрасту запас знаний и представлений. Са­мостоятельные высказывания детей начинают сопровождать­ся повтором слов, слогов, звуков, паузами при поиске слов.

В речи дошкольников много вставных слов и звуков: ну, вот, как его, и, ж др, В самостоятельных развернутых выска­зываниях часто встречаются незаконченные предложения, не­точные, приближенные по смыслу ответы на вопросы, часто их рассказы бывают непоследовательными. Подробно описы­вая малозначащие детали, дети упускают главное содержание мысли. Некоторые заикающиеся говорят в более быстром тем­пе по сравнению со своими не заикающимися сверстниками. Довольно часто заикание сопровождается подергиванием век, мор­ганием, постукиванием пальцами, притопыванием и т. д.

У заикающихся детей отмечаются специфические особенности общего и речевого поведения: повышенная импульсивность высказывания и в связи с этим недоучет точ­ного содержания речи собеседника, слабость волевого напряжения, замедленное или опережающее включение в деятельность, неустойчивость внимания, несобранность, неумение вовремя переключиться с одного объекта на дру­гой. Все это проявляется на фоне быстрой утомляемости, повышенной истощаемости и ведет к различного рода ошибкам при выполнении заданий.

Если заикание сохраняется в течении  6 месяцев, оно считается хроническим.

Постепенно дети с заиканием часто становятся стеснительными, страдают болезненной мнительностью и выраженным страхом перед высказыванием. Формируется логофобия

Различают два типа заикания: невротическое и неврозоподобное.

Невротическое заикание (логоневроз) появляется после психической травмы(чаще в 3-7 лет). Иногда ему может предшествовать немота (мутизм). Это заикание часто бывает ситуативным, то исчезает, то появляется (например: при смене привычной обстановки, начале обучения в школе, в подростковый период)

Неврозоподобное заикание появляется в 3-4 года, без видимых причин, постепенно. Оно может проявляется даже тогда, когда ребёнок разговаривает наедине с собой. Причина – органическое поражение различных отделов головного мозга на ранних этапах развития.

Необходимо медикаментозное лечение и коррекционно-развивающая работа для нормализации речи.

Покажите ребёнка неврологу

Запишитесь на консультацию к логопеду

Начните посещать логопедические занятия

Предназначение логопеда – помочь Вашему ребенку,научить его правильно слышать звуки и видеть буквы, читать слова, красиво и грамотно говорить.

Вы хотите знать, как грамотно заниматься дома с вашим ребенком? Подпишитесь на обновление сайта, и Вы всегда будете знать, когда появилась новая статья:
Ваш e-mail: *
Ваше имя*

Сделайте доброе дело, нажмите кнопку :

Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal

Эта запись была опубликована в рубрике Вам поставили диагноз. Что это? и отмечена метками , . Добавить в закладки ссылку.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>