СДВГ. Рекомендации родителям

СДВГ. Рекомендации родителямПродолжаем рассказывать о детях с СДВГ. Рекомендации родителям, которые Вы читаете, составлялись на основе практического опыта и общения с родителями гиперактивных деток. Прежде, чем перейти к конкретным советам и пожеланиям, уточним некоторые важные особенности, присущие девочкам и мальчикам данной категории.Проявления СДВГ

О факторах, влияющих на возникновение гиперактивности, и некоторых моментах, оказывающих влияние на детей с СДВГ упоминалось в предыдущих статьях. На рисунке представлены основные из них. СДВГ. Рекомендации родителямВоздействия на психику могут происходить на любом этапе жизни, но внутриутробный период, роды и раннее детство являются ключевыми, поэтому и более уязвимыми. Следует сказать, что перечисленные факторы могут привести к возникновению различных нарушений развития. Все индивидуально, сегодня мы остановимся именно на малышах с СДВГ. Некоторые специалисты привыкли пользоваться другими терминами: ММД (минимальная мозговая дисфункция) или ADHD.

У детей с гиперактивностью и дефицитом внимания представления об окружающем мозаичны, отрывочны, потому что ребенок не дослушивает взрослых, перескакивает с одного действия или темы на другое. При сохранном интеллекте для детей с СДВГ характерны повышенная утомляемость, нарушение памяти и низкая работоспособность.  Если здоровые дошкольник может работать в течение 25-30 минут, то ребенок с СДВГ лишь 5-15 минут и меньше, после чего требуется «отдых мозга» (3-7 минут).  Может создаться впечатление, что малыш продолжает деятельность, но на самом деле он выключен из процесса и занят восстановлением сил.

Настроение гиперактивных детей неустойчивое. Сверстники могут отказаться от общения с ним, объясняя это драчливостью, неумением играть. Мнимая бесчувственность такого ребенка, иногда жестокость объясняется сниженным болевым порогом (утверждают нейрофизиологи). Дети просто не понимают, что те действия, которые они совершают, действительно болезненны и неприятны другим.  Моторная неловкость вкупе с неспособностью прогнозировать последствия своих поступков приводит к конфликтам со сверстниками и взрослыми.

Большинство взрослых считают детей невоспитанными, с дурным характером, упрямыми и капризными,  но эти проявления СДВГ обусловлены физиологическими причинами (нарушение деятельности отдельных структур мозга) и психосоциальными факторами (неадекватный стиль воспитания, психотравмы, нежеланный ребенок).

Малыш становится заложником своего поведения, ему не справится без помощи взрослых. В большинстве случаев родители не знают причин неконтролируемого поведения и винят ребенка в непослушании и расторможенности. Они полагают, что строгость и обычные  педагогические приемы приведут к желаемому результату. Взрослым необходимо понять, что дисциплинаные меры воздействия на ребенка неэффективны. Важно пересмотреть модели собственного поведения, способы взаимодействия с ребенком, изменить восприятие его в целом и свое отношение к его особенностям.

Советы и рекомендации родителям детей с СДВГ для удобства приведены по разделам.

СДВГ. Рекомендации родителямОтношение к ребенку:

  • Любой родитель волей-неволей сравнивает своего малыша с другими. Есть странности в поведении? Постарайтесь как можно быстрее обратится к специалисту. Ранняя диагностика СДВГ позволяет эффективнее скорректировать проявления, пока не появились вторичные (наслоившиеся) проблемы.
  • Малыш не виноват в том, что нарушает множество правил поведения, в данном случае его нелепо винить и осуждать. Это все равно, как если бы глухому человеку сказали что-то, повернувшись к нему спиной. Никому не придет в голову обвинять его в невнимательности и неуважении, если причина заключается именно в отсутствии возможности услышать обращенную речь. Конечно, ребенку с СДВГ нужно усваивать нормы общения и поведения, но поскольку это гораздо труднее, чем здоровым сверстникам, не ругайте его, а помогайте и сочувствуйте.
  • Постарайтесь учесть, что при гиперактивности и дефиците внимания мнимое упрямство объясняется невозможностью обуздать себя. В этом случае непослушание – результат ослабления самоконтроля со стороны ребенка.
  • Ищите наиболее эффективный подход: у многих детей существуют  дополнительные проблемы. Речь идет о сложных нарушениях (задержка в развитии речи, моторики, психическом развитии и др.).

СДВГ. Рекомендации родителям

Потребность в движении:

  • Избыток подвижности, неконтролируемой энергии нужно постараться направить в созидательное русло. Устроить малыша в спортивную секцию, например. Помимо дисциплины и четкого расписания занятий ребенок сможет реализовать свою потребность в активном движении.
  • Делайте упор на положительное: успехи и достижения малыша всячески поощряйте, ищите вместе новые виды деятельности. Дети этой группы не избалованы похвалой. Ведь их подвижность и невнимательность обращает на себя внимание, негативные фразы слышать приходится часто. Подарите малышу радость одобрения, поощрения и свою доброжелательную улыбку.
  • Движение само по себе не является чем-то негативным, о чем стоит вспоминать при общении с таким ребенком. Например, ритмика дает возможность детям выразить свое понимание образа, явления или понятия через различные движения. Походы, спортивные игры и соревнования, танцы также подходят шустрикам.
  • Нервное возбуждение и подвижность могут услиливаться от некоторых продуктов (шоколад, остроые блюда, добавки в напитках и сладостях), избытка впечатлений и переутомления (посещение культмассовых мероприятий, концертов, многочисленные гости дома).
  • Существуют некотрые мультфильмы и детские передачи (!), которые соблазняют детей повторять за героями невероятные прыжки, кульбиты, быстрые и резкие движения. Чересчур пестрые и мелькающие кадры, громкие возгласы и музыка тоже действуют возбуждающе на нервную систему. Будьте внимательны при выборе видеоряда для своего чада.
  • Иногда кажется, что спокойную тихую речь ребенок в СДВГ абсолютно не воспринимает. Это не повод повышать голос. есть несколько приемов, которые позволят привлеч внимание малыша. Это может быть колокольчик, несколько хлопков в ладоши, звучащая игрушка. Сохраняйте терпение. Вы приучите ребенка к звуку, на который он должен откликаться. Потом гуляя с ним на детской площадке или в другом общественном месте сможете привлечь его внимание цивилизованным способом. Таким образом Вы благополучно избежите образа кричащего родителя, который, исерпав все аргументы, тащит ребенка  за рукав домой, а тот упирается изо всех сил и тоже оглашает окрестности воплями. 

Общение с ребенком:

СДВГ. Рекомендации родителям

  • Спокойное доброжелательное общение необходимо каждому малышу, постарайтесь настроиться на позитив. Важно не перехваливать ребенка за успехи и не отвергать из-за неудач.
  • Если просите ребенка выполнить поручение, то ваша просьба не должна содержать более 10 слов. Не старайтесь высказать сразу несколько просьб, все равно ребенок их не запомнит. Лучше давать новые задания по завершению предыдущего.
  • Пусть сам ребенок пробует оценить собственную работу, не делайте это за него. У таких детей снижен самоконтроль, но если его не тренировать, то результата не будет вовсе.
  • Болезненно реагируя на запреты,  ребенок не должен быть перегружен ими. Это отобьет у него всякое желание что-либо делать.
  • Четко определите список запретов и систему наказаний. Если Вы говорите, что за нарушение какого-либо правила он будет лишен похода в зоопарк, то ни при каких условиях не меняйте своего решения, иначе ребенок научится манипулировать Вами.

СДВГ. Рекомендации родителямЗанятия дома:

  • Для детей с СДВГ необходим распорядок дня, это приучает малыша к дисциплине и дает ощущение стабильности и постоянства. Сама среда родного дома тоже по возможности должна оставаться неизменной. Порядок и привычка сглаживают дисбаланс.
  • Занятия нужно проводить в форме игры, с паузами и физкультминутками, частой сменой деятельности. Начинать можно с небольшого времени «сидячих» упражнений, постепенно увеличивая его.
  • Составьте компанию своему ребенку, подбадривайте его. Можно, конечно, дать ему тетрадь и велеть заниматься, но он при всем желании не сможет сделать это в одиночку.
  • Пусть условия, в которых проходят занятия, необычны (диван в гостиной, ванная комната или детская площадка во дворе), весь процесс чуть не на бегу, но что-то малыш ухватит точно.
  • Даже две минуты, в течение которых он сидит и рисует – уже плюс в копилочку его навыков усидчивости. Таких мини-занятий за день можно устроить несколько, а потом чуть-чуть увеличить время. Вначале это будут прибавки по полминуты, но постепенно Вы увидите, что ребенок способен заниматься дольше.
  • Многие малыши воспринимают даже домашние занятия как некую принудительную и скучную обязанность, что уж говорить о шустриках. О том, что вместе Вы играете, а не учитесь, уже говорилось не раз. А теперь подумайте сами: кому придет в голову сбежать, если его ждет увлекательная, новая или полюбившаяся забава?
  • СДВГ. Рекомендации родителямЗаранее придумайте, чем Вы сегодня займетесь с ребенком. Все игрушки, книжки, карандаши и другие необходимые предметы должны быть у Вас под рукой.
  • С упражнениями и занятиями лучше поступать так же, как при соблюдении плана дробного питания: понемногу, но часто. А главное – ежедневно и хотя бы примерно в одно и то же время.
  • Обращайте внимание на самочувствие ребенка, иногда бывают периоды, когда нервная система несколько ослаблена (такие дети порой метеочувствительны). Малыш может капризничать, быть взвинченным и раздражительным. Тогда нужно просто переждать этот период, предлагая простые игры.
  • Если во время занятия дома ребенок вскакивает, то не нужно его силком усаживать обратно. Лучше сменить вид занятий и позволить малышу выполнять задание стоя, подпрыгивая или лежа. Проявите уважение к его особой организации.

СДВГ. Рекомендации родителямНачало обучения:

  • Не торопитесь отправлять ребенка с  СДВГ на занятия, где организация напоминает урок в школе. Жестких рамок, длительного сидения и разного рода ограничений малыш просто не выдержит. Поймите, что с таким крохой нужна гибкость и некая система послаблений. Зачем торопиться изучать английский и чтение, если чадо с трудом сосредотачивается на обычных занятиях в детском саду?
  • Иногда лучше отказаться от посещения школы развития или детского сада, если там поведение ребенка вызывает волну протестов и негатива со стороны педагогов и родителей. Выясните, в каких учреждениях оказывают психологическую и педагогическую помощь детям с СДВГ.

В заключение хочется описать вполне типичный случай, произошедший с мамой и ее гиперактивным чадом.  Мне нравится этот пример тем, что мама сохранила спокойствие в неприятной ситуации и смогла найти оригинальное решение проблемы.

СДВГ. Рекомендации родителямИз опыта мамы ребенка с СДВГ: 

Утром едем в автобусе, малыш начинает ерзать и болтать ногами. Женщине, сидящей напротив, испачкал пальто грязными башмаками. Мне стало стыдно. Услышала недовольные замечания со стороны. Но ведь ребенок не виноват в том, что ему сложно контролировать свое поведение, у нас СДВГ, это не капризы или невоспитанность. Всем окружающим это не объяснишь. Отвела сына в садик, а сама пошла на прием в женскую консультацию. Надела бахилы, и тут меня осенило – ведь ребенку можно тоже натянуть их на ноги в транспорте, тогда он никого не испачкает грязной обувью.  Вечером благополучно доехали в автобусе до дома. Сыну даже понравились смешные синие пакеты на ногах, и в следующий раз он сам попросил их надеть. Теперь всегда беру с собой упаковку бахил, если на улице грязно. А еще мы стали считать машины (например, только красные), теперь ребенок считает бойко и запомнил больше цветов.

Надеюсь, что разъяснение некоторых особенностей детей с СДВГ,  рекомендации родителям по их воспитанию окажутся полезными читателям сайта. Терпения Вам и взаимопонимания в общении со своими малышами. Иногда с детей стоит брать пример, а именно – любить родных и близких такими, какими они есть. И стараться им помогать и поддерживать.

СДВГ. Рекомендации родителямГде еще найти информацию о детях с СДВГ и их воспитании? Предлагаю небольшой список литературы:

Млодик И.Ю. Школа и как в ней выжить: взгляд гуманистического психолога,

Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребёнок, или всё о гиперактивных детях,

Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми,

Монина Г. Б., Лютова-Робертс Е. К., Чутко Л. С. Гиперактивные дети: психолого-педагогическая помощь,

Чутко Л.С., Пальчик А.Б., Кропотов Ю.Д. Синдром нарушения внимания у детей и подростков,

Мосина Е.С. Почему облака превращаются в тучи? Сказкотерапия для детей и их родителей,

Симоне Харланд Гиперактивный или сверходаренный? Как помочь нестандартным детям,

Сабина Досани 52 способа преодоления дефицита внимания и гиперактивности у детей.

P.S. Как Вы считаете, действительно ли существует проблема гиперактивности или просто взрослые пытаются всех детей поставить в жесткие рамки, лишая их подвижности и радостей детства?

Детский психолог

Анна Зубарева

Вы хотите знать, как грамотно заниматься дома с вашим ребенком? Подпишитесь на обновление сайта, и Вы всегда будете знать, когда появилась новая статья:
Ваш e-mail: *
Ваше имя*

Сделайте доброе дело, нажмите кнопку :

Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal

Эта запись была опубликована в рубрике Вам поставили диагноз. Что это?, Вопросы и ответы, Дети играют, Для специалистов, Наблюдаем за детьми, Полезная литература, Помоги ребенку., Проблемы первоклассников, Советы детского психолога и отмечена метками , , , , , , . Добавить в закладки ссылку.

17 в ответ на СДВГ. Рекомендации родителям:

  1. Искандер пишет:

    Хорошие рекомендации. На таких детишек положительно влияет музыка, например, Джеффри Томпсона.

    • Анна Зубарева пишет:

      Родители порой ищут любые пути для преодоления гиперактивности, в том числе нетрадиционные. Музыкотерапия – один из вариантов. Искандер, вы абсолютно правы, еще используют классическую музыку, чаще Шопена, Моцарта, Баха (подбор произведений тоже важен). Детки слушают записи звуков живой природы, воды (в городской черте многие лишены радости услышать все это многообразие чудесных естественных звуков). Еще применяют цветотерапию, в том числе через так называемые целебные картины. Был случай, когда мальчику подарили такую картину, родители повесили ее в комнате. Ежедневно воле-неволей ребенок разглядывал нечто сине-голубое, напоминающее волны. Примерно через месяц родители отмечали, что малыш стал спокойнее.
      Средств множество, главное их использовать в пределах разумного. И не терять веры в своего малыша.

      • Искандер пишет:

        Про Джеффри Томпсона со мной поделился один целитель. К нему на прием привели одного гиперактивного малыша. После прослушивания одной композиции этого автора малыш очень быстро успокоился.

  2. svet1aya пишет:

    У сына в классе мальчик с таким диагнозом. Бедной маме от других родителей достается.

    • Анна Зубарева пишет:

      Терпимее относится к таким шустрикам непросто. Как уже говорилось, эти детки с трудом находят друзей, часто становятся участниками конфликтов. И все же взрослые – заложники стереотипов, что усложняет и без того непростую жизнь семьям с ребенком с СДВГ. Кроме того сложно обывателю раграничить детей с недостатками в воспитании и тех, что страдают гиперактивностью.
      Скажу честно, самой приходилось привыкать к таким деткам на занятиях, но когда найдешь подход к малышу становится гораздо легче. Шустрики очень отзывчивые и благодарные ученики, если отнестись к ним с терпением и доброжелательностью.

  3. Здорово, когда с активными ребятами занимаются не менее активные взрослые!

  4. А я бы еще порекомендовала наладить правильное питание таких детей.

  5. Олег пишет:

    Очень хорошая статья, но надеюсь мне не пригодится:)

    • Конечно, Олег. Возможно у вас есть знакомые, которые столкнулись с такой проблемой. Теперь Вы можете с ними поделиться этими рекомендациями.

  6. очень нужный сайт у ВАс. для молодых родителей полезно почитать ваши статьи.

  7. Юрий пишет:

    Думаю в спорте таким детям просто не будет равных. Особенно в боевых искусствах всех видов. Низкий болевой порог здесь весьма кстати.

  8. Владимир пишет:

    Большое спасибо за информацию! Желаю удачи и процветания!

  9. Диана пишет:

    Есть у меня знакомые, для которых это очень актуально. Познакомлю их обязательно с Вашей статьей!

  10. Диагноз СДВГ – ложный!
    Вообще не существует такого заболевания.
    Диагноз СДВГ создан американскими психиатрами с целью организации более широкого потребления психиатрических препаратов в виде наркосодержащих средств.
    В России эта проблема только начинает активизироваться, а в Америке этот диагноз сопровождаемый “лечением” детей психотропными препаратами унес жизни многих детей.
    Диагноз СДВГ создан для продвижения потребления опасных психотропных препаратов, с чем вся мировая общественность борется возможными способами.
    Почитайте сводки преступлений, совершаемых детьми в Америке и вы увидите, что почти каждый ребенок, совершивший преступление или самоубийство, находился под наблюдением психиатра или психолога, а так же принимал психиатрические препараты, которые и были причиной всех несчастий.
    Значительной части этих детей был поставлен “диагноз” СДВГ – диагноз несуществующей болезни!

  11. Анна Зубарева пишет:

    Александр, весьма похвально, что вы интересуетесь данными статистики не только в нашей стране, но и зарубежом. Американская система здравоохранения избирает несколько иные методики, нежели отечественная. Не раз говорилось об обществе потребления. Не исключено, что вред детскому здоровью приносят именно препараты. К сожалению, это проблема всего современного общества. Есть неизлечимые недуги, ошибочные схемы лечнения, малоээфективные и даже опасные препараты.
    У большинства детей с СДВГ есть явная неврологическая симптоматика, которая выявляется при диагностике. Это уже явно не плод воображения психиатра, мечтающего о наживе. Вопросами ММД занимаются неврологи. Зачастую детям не назначают медикаментозного лечения, но рекомендуют обратиться к логопеду, психолгу, специальному педагогу. Мне не известно, приходилось ли Вам играть и общаться с гиперактивными детьми, но из собственного опыта скажу – они очень сильно отличаются от своих здоровых ровесников. Даже если не считать это заболеванием, как Вы предлагаете, то их особость признать нужно. Дошкольные психологи (не психиатры) работают, не назначая препаратов, а проводят с малышами в развивающие игры. Приемы психиатрии и гипноз тоже не применяют.
    Прошу вас заметить, что наш сайт имеет немедицинский профиль.
    Мы стараемся помочь детям с различными проблемами посредством педагогических приемов. Наши рекомендации вполне применимы и к нормально развивающимся ребятишкам. Хотелось подчеркнуть, что есть среди сверстников шустрики, с которыми на некоторые вопросы стоит обратить особое внимание. Наши статьи направлены на разъяснение родителям того, как общаться с малышом, имеющим проблемы в развитии.
    Да, стоит знать о проблемах заокеанского общества. Желательно чаще обращать внимание на непосредственное окружение и искать пути помощи детям, которые живут рядом. Любовь и заботу близких никто не заменит.

  12. Пинг: Метод коррекции атланта (первого шейного позвонка) | Логопед и дети

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>