Поздние проявления родовой травмы (ММД).

дети бегают ММДБывают и такие случаи, когда при рождении у ребенка были минимальные нарушения, либо вообще никто их не заметил, но спустя время, иногда годы, под влиянием тех или иных нагрузок: физических, умственных, эмоциональных — эти неврологические нарушения проявляются с разной степенью выраженности. Это так называемые поздние, или отсроченные, проявления родовой травмы. Детские неврологи в повседневной практике имеют дело чаще всего с такими больными, с «минимальными мозговыми дисфункциями» (ММД).
В настоящее время ММД рассматривают, как последствия ранних повреждений головного мозга, выражены в возрастной незрелости, задержке тех систем мозга, которые обеспечивают формирование таких сложных процессов и функций нервной системы, как стереотипы сложных движений, поведение, речь, внимание, память, восприятие и другие формы высшей психической деятельности. По общему интеллектуальному развитию дети с ММД находятся на уровне нормы, но при этом испытывают большие трудности в школьном обучении и социальной адаптации. Из-за очагового поражения, недоразвития или дисфункция тех или иных отделов коры больших полушарий мозга, у детей нарушается двигательное и речевое развитие, формирование навыков письма (дисграфия), чтения (дислексия), счёта (дискалькулия).
Самым частым проявлением является синдром дефицита активного внимания с гиперактивностью (СДВГ) и синдром гиперактивного поведения. Такие дети чрезвычайно активны, расторможены, неуправляемы, у них отсутствует внимание, они ни на чем не могут сосредоточиться, постоянно отвлекаются, не могут усидеть на месте несколько минут. Очень часто у детей идёт сочетание симптомов ММД.

Как проявляется ММД в зависимости от возраста?

Ранний возраст. В первые месяцы жизни, а в 20% случаев в 6-8 месяцев обнаруживается синдром гипервозбудимости. Несмотря на правильный режим и уход, достаточное количество пищи, дети беспокойны, беспричинно кричат. Крик сопровождается избыточной двигательной активностью, вегетативными реакциями в виде покраснения, мраморности или синюшной окраской кожи, усиленной потливости, тахикардии (увеличения сердечных сокращений), учащения дыхания. Так же повышается мышечный тонус, дрожание подбородка, рук, мышечные подёргивания стоп и голеней, поднимание разогнутых ног и таза над постелью. Нарушен сон (затруднённое длительное засыпание, частое спонтанное пробуждение, раннее пробуждение, вздрагивания), трудности с кормлением и желудочно-кишечные нарушения. Дети плохо берут грудь, беспокойны во время кормления, срыгивают или даже бывает рвота. Поносы нередко чередуются с запорами.

От 1 до 3 лет. Повышенная возбудимость, двигательное беспокойство, нарушение сна и аппетита, слабая прибавка в весе, некоторое отставание в психоречевом и двигательном развитии.

3 года. Моторная неловкость, повышенная утомляемость, отвлекаемость, двигательная гиперактивность, импульсивность, упрямство и негативизм. Могут быть задержки в формировании навыков опрятности (энурез – недержание мочи, энкопрез – недержание кала)

4 – 6 лет. Преобладают гипервозбудимость, двигательная расторможенность или, наоборот, медлительность, моторная неловкость (плохая координация движений, трудности мелкой моторики – плохо застёгивает пуговицы, завязывает шнурки на ботинках, плохо рисует), рассеянность, отвлекаемость, особенности поведения (незрелость, инфантилизм –ведёт себя, как маленький, импульсивность). Нарушения внимания (трудности концентрации во время игры, не дослушивают вопросы до конца, отвечают на них, не задумываясь, часто теряют вещи в детском саду). Нарушения поведения (дразнится, паясничает, бывает неряшливым, шумным, непослушен дома и в детском саду, хулиганит, обманывает взрослых).

7 – 9 лет. Сочетание гиперактивности и нарушение внимания ( трудности концентрации внимания при выполнении домашних заданий, быстрой отвлекаемости, невозможность выполнять задания самостоятельно, доводить дело до конца), дислексия и дисграфия, школьная дезадаптация (нарушение приспособления личности школьника к условиям обучения в школе). В школе у таких детей возникает много проблем и трудностей в обучении из-за неумения сосредоточиться, организоваться, импульсивности поведения. Ввиду низкой работоспособности ребенок делает уроки до вечера, поздно ложится спать и как следствие — не высыпается. Движения таких детей неловкие, неуклюжие, часто отмечается плохой почерк. Для них характерны расстройства слухоречевой памяти, дети плохо усваивают материал со слуха, тогда как нарушение зрительной памяти встречаются реже. У них часто встречаются плохое настроение, задумчивость, заторможенность. Их трудно вовлекать в педагогический процесс. Следствием всего этого является негативное отношение к учебе. Неуверенность в себе, заниженная самооценка. Простые и социальные фобии (боязнь оставаться одному, боязнь незнакомых людей, новых ситуаций, отказ посещать школу из-за опасения неудач в обучении и общении). Навязчивые действия (сосёт пальцы, грызёт ногти, кусает губы, ковыряет в носу пальцем, теребит волосы, одежду и т.д.) и тики. Задиристость, оппозиционное и агрессивное поведение (вспыльчив, поведение непредсказуемо, ссорится с детьми, угрожает им, дерётся, дерзит и открыто не подчиняется взрослым, отказывается выполнять их просьбы, намеренно совершает поступки, которые раздражают других людей, сознательно портит вещи, жестоко обращается с домашними животными). Такой ребенок труден как для родителей, так и для учителей. Поведенческие и школьные проблемы нарастают как снежный ком

10 – 12 лет. Преобладание нарушений внимания.
В подростковом периоде у детей значительно возрастает риск формирования стойких нарушений поведения, агрессивности, трудностей во взаимоотношениях в семье и школе, ухудшение школьной успеваемости, тяга к употреблению алкоголя и наркотиков.

Воспитание ребёнка с ММД – тяжёлый труд. И лечить ММД надо у психоневролога (психотерапевта, психиатра). Лекарственная терапия назначается по индивидуальным показаниям в тех случаях, когда ММД выражена настолько, что не могут быть преодолены только с помощью психолого-педагогических мер.

Вы хотите знать, как грамотно заниматься дома с вашим ребенком? Подпишитесь на обновление сайта, и Вы всегда будете знать, когда появилась новая статья:
Ваш e-mail: *
Ваше имя*

Сделайте доброе дело, нажмите кнопку :

Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal

Эта запись была опубликована в рубрике Вам поставили диагноз. Что это? и отмечена метками , , . Добавить в закладки ссылку.

12 в ответ на Поздние проявления родовой травмы (ММД).:

  1. Сергей пишет:

    Очень интересно и познавательно.Спасибо.

  2. Светлана пишет:

    Статьи очень интересные и познавательные, много полезной информации…
    Отдельное спасибо за статью “Поздние проявления родовой травмы (ММД)”.
    У меня ребенок с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью и мне интересна любая информация по этой теме.

  3. Ирина пишет:

    Да, жалко таких детишек, хочется, чтобы им оказали помощь и все в их жизни поправилось, чем Вы, собственно, и занимаетесь. Здорово!

  4. Надежда пишет:

    Да, обидно, все 9 месяцев вынашивают здорового ребенка, а рождается больным! Но, надеюсь, в дальнейшим это можно будет быстро диагностировать и вылечить!

  5. Нина пишет:

    Когда читаешь, о больных детях, сердце сжимается.

  6. Юрий пишет:

    Симптоматика очень тонкая. Такое впечатление что таких детей достаточно много

  7. Владимир пишет:

    Большое спасибо Вам за интересную и содержательную статью! Желаю успехов и удачи во всем!

  8. Рустем пишет:

    Спасибо Вам за интересную, а главное за полезную и нужную для людей информацию.
    Удачи Вам и всех благ и побольше таких же отличных статей!!!

  9. Елена пишет:

    Люблю заходить на Ваш сайт. Всегда много познавательного и интересного. Спасибо!

  10. Елена пишет:

    интересный сайт, удачи вам

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>