Двигательные упражнения при СДВГ

Двигательные упражнения при СДВГСегодняшняя статья и видеоролик посвящены двигательным упражнениям при СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью), попробуем для начала составить общее представление об этой проблеме. Потребность в движении ребенка-дошкольника весьма велика и это естественно. Однако, есть категория детей, которых часто называют сверхподвижными, импульсивными, неуправляемыми и гиперактивными. Для малышей характерны высокая чувствительность к внешним раздражителям, крайняя непоседливость, постоянное двигательное беспокойство, высокий мышечный тонус, проблемы со сном. Эти шустрики все хватают, везде залезают, бегают, кричат и т.д.

Ребенок-юла, как его иногда называют, сразу приметен в группе своих сверстников. Он умудряется устроить где угодно суету и неразбериху, не может спокойно играть с другими детьми. Особенно явственно это проявляется при начале школьного обучения. Беспокойному, расторможенному ребенку намного сложнее усваивать новые знания, следовать режиму, включатся в продуктивное взаимодействие с окружающими.

Здесь важно установить истинные причины чрезмерной подвижности и трудностей сосредоточения. Многим может показаться, что это огрехи воспитания, капризность  или позерство со стороны малыша.  Конечно, такое возможно, но все чаще причиной вышеперечисленных проблем у детей становится синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).

Двигательные упражнения при СДВГСДВГ – это симптомокоплекс с различными проявлениями. В США и Европе обычно используют другое название ММД (минимальная мозговая дисфункция) или ADHD. За последние годы число таких ребят выросло до 10-15% от общего числа первоклашек. Гиперактивность у мальчиков проявляется чаще, нежели у девочек. Кроме основных (очевидных) нарушений внимания, самоконтроля, такие дети часто говорят быстро и неразборчиво (торопливо, проглатывая куски слов и фраз), страдают нарушением счета (дискалькулией), письма и чтения (дисграфией и дислексией). При всей своей подвижности у детей слабо развита моторика. Им бывает сложно выполнять некоторые основные движения (стоять и прыгать на 1 ноге, ловить мяч, повторять по подражанию действия, соблюдать ритм при ходьбе).

Итак, становится понятно, что СДВГ имеет целый комплекс основных и сопутствующих явлений. К счастью, вопросами изучения и коррекции синдрома занимаются достаточно активно, поэтому есть все шансы получить благоприятный результат, своевременно обратившись за помощью. Терапия проводится в тесной взаимосвязи различных специалистов: врачом (невролог, психотерапевт), психологом, педагогом,  логопедом. Именно сочетание медикаментозного лечения с приемами психотерапии и педагогики позволяет нормализовать поведение ребенка (чего чаще всего желают родители) и поддержать развивающийся организм, минимизируя негативное влияние СДВГ.

Чаще всего на практике применяют следующие приемы и технологии:

  • Саморегуляция.  Релаксация и визуализация.
  • Самомассаж.
  • Игры на быстроту реакции, координацию движений.
  • Игры на развитие тактильного взаимодействия.
  • Пальчиковые игры.
  • Подвижные игры со сдерживающими моментами.
  • Психогимнастические этюды.
  • Работа с глиной, водой, песком.

Наверняка вы заметили, что большинство упражнений затрагивает именно активные движения. Тому есть четкое научное обоснование, многократно проверенное опытным путем. Все движения, умения и навыки, сложные двигательные действия называются моторикой. Постепенное развитие моторики (элементарные движения, их совершенствование до сложнейших навыков) происходит с самого раннего возраста. Ее можно развивать и улучшать в течение всей жизни.

Нарушения моторики часто являются дополнительным звеном  в цепи симптомов (при ЗПР, дизартрии, СДВГ). Раньше этому важному звену в развитии всего организма и психики в целом уделялось незаслуженно мало внимания. Теперь установлена тесная взаимосвязь моторики со многими важнейшими физиологическими и познавательными процессами. Малозначительные проблемы в двигательной сфере оказывают отрицательное влияние на развитие ребенка, но весьма эффективно преодолеваются. И это замечательно, ведь благодаря механизму обратной связи, воздействуя на двигательную систему, активизируют не только зоны, отвечающие за эти движения. Дело в том, что при активной работе одних отделов мозга, активизация распространяется и на соседние зоны (ведь у многих из них общие проводящие пути). Многие не раз слышали о том, что при развитии мелкой моторики улучшается речь ребенка. Здесь действует тот же механизм.

На сегодняшний день все большее число специалистов (кинезитерапевты, физиотерапевты, психологи, коррекционные педагоги, логопеды) внедряют в практику различные двигательные упражнения. Благодаря активным движениям улучшаются показатели речевого, эмоционального, психического развития.

В работе с гиперактивными детьми очень важны задания на самоконтроль, концентрацию внимания, межполушарное взаимодействие, предупреждение гиподинамии, для снятия психического и мышечного напряжения.

Поскольку у детей с СДВГ затруднены контроль и программирование своих действий (за эти сложные процессы отвечают лобные отделы мозга), то их тренировка крайне необходима. Причем именно благодаря слаженной работе обоих полушарий головного мозга это становится возможным, потому необходимы упражнения на развитие межполушарного взаимодействия. Данный блок заданий способствует активизации связей (своеобразных мостиков) между правым и левым полушариями. Дефицит внимания и сложность сосредоточения  физиологи связывают с преобладанием активности правого полушария мозга, для нормализации необходима поддержка левого полушария, которое отвечает за концентрацию.

Рассмотрим несколько упражнений подробнее (все они представлены в видеоролике).

1. Упражнение с мячом. Ребенок бросает и ловит мяч одной рукой, потом другой, затем чередует руки.

Польза: Активно действуют пальцы и кисти рук, стимулируется контроль (нужно глазами уследить за мячом и не ошибиться в выборе руки, которой на этот раз нужно его поймать). Если с мячом ребенку справится трудновато (он отскакивает, не захватывается кистью – многие ловят в локтевой сгиб – это ошибка), то предложите ему ловить небольшую мягкую игрушку или мешочек, на 2/3 заполненный гречневой крупой или рисом. Пальцы станут более цепкими и движения рук – уверенными.

2. Ходьба вдоль стены с синхронным чередованием рук и ног.

Польза: Ребенок упражняется в самоконтроле. Для маленького “вечного двигателя” получается своеобразный сдерживающий прием, который требует напряжения внимания (какой ногой и рукой совершить действие?). Необходимо придерживаться определенного ритма движений. Многие физиологические процессы строго ритмизированы при нормальном протекании. Например, сердце стучит, с постоянной частотой бьется пульс, дыхание циклично и т.д. Поскольку у детей с СДВГ мыслительная деятельность и активность весьма хаотичны, то именно ритмичные движения поспособствуют выравниванию естественных процессов, а ребенок станет более спокойным и уравновешенным.

3. Ползание на четвереньках вперед и назад.

Польза: Во время такого перемещения используются перекрестные движения рук, ног, глаз, активизируются межполушарные пути (мозолистое тело). Это задание тем более необходимо, если этап ползания был пропущен. Ученые отмечают, что задержка в становлении фразовой речи часто бывает у детей, которые практически не ползали.

4. Перекрестные движения. В положении лежа на полу поднимание сначала правой руки и левой ноги, потом наоборот. Потом добавляются движения языком, который отклоняется в том же направлении, что и рука.

Польза: Медленное выполнение упражнений тренирует вестибюлярный аппарат (он отвечает за сохранение равновесия, баланс тела в пространстве). Поскольку это достаточно сложное упражнение, то его выполняют именно лежа.

http://youtu.be/P44zWuX2O_o

Кроме всех вышеописанных преимуществ эти упражнения учат ребенка напрягать или расслаблять произвольно свои мышцы, способствуют развитию ориентировки в пространстве, произвольности действий.

Овладение двигательными упражнениями при СДВГ требует времени, но результат оправдывает ожидания. Детям с СДВГ требуется особое внимание, участие и терпеливое принятие взрослыми. Единство требований в образовательном учреждении и в семье помогут адаптироваться таким детям и быть успешными.

Дорогой, Друг! Если Вам понравилась статья. Появился интерес к тому, как грамотно заниматься с ребенком, пожалуйста, нажми на кнопку “+1″ и “Ретвит”, поделись ссылками со своими друзьями в соц. сетях, оставь комментарий.

Вы хотите знать, как грамотно заниматься дома с вашим ребенком? Подпишитесь на обновление сайта, и Вы всегда будете знать, когда появилась новая статья:
Ваш e-mail: *
Ваше имя*

Сделайте доброе дело, нажмите кнопку :

Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal

Эта запись была опубликована в рубрике Вам поставили диагноз. Что это?, Помоги ребенку., Проблемы первоклассников и отмечена метками , , , , , , , , . Добавить в закладки ссылку.

15 в ответ на Двигательные упражнения при СДВГ:

  1. Елена пишет:

    Я тоже постоянно использую на занятиях с детьми (не только с СДВГ) и рекомендую родителям для домашней работы упражнения на развитие межполушарного взаимодействия. Считаю эти упражнения очень полезными для развития речи, памяти, внимания, координации. Упражнения достаточно сложные, требуют терпения и настойчивости! Обязательно добавлю в свои комплексы упражнения с мячом, спасибо за подсказку!

    • Верно, Елена. Данные упражнения можно использовать и для детей не только с СДВГ, но и даже для взрослых. А в следующей статье мы расскажем и покажем какие еще упражнения можно использовать для синхронной работы полушарий мозга.

  2. Наталья пишет:

    Наверно хорошо, что гиперактивность детей подвели под научную основу и стали этим заниматься с медицинской точки зрения. А то ведь как раньше- таких детей никто не любил: учителя, одноклассники. У ребенка итак проблемы, а ему еще и ярлык повесили. А уж что говорить о родителях такого малыша.

    • К сожалению таких детей и сейчас не особо любят. Не все педагоги знают об этом. И порой неумелое руководство детьми в классе, делает жизнь ребят с СДВГ просто невыносимой. Дети оказываются изгоями, постоянным посмешищем среди одноклассников, отказываются ходить в школу, у них резко падает самооценка. И это еще больше усугубляет проблему. Знаю это на реальных примерах.

  3. ну да, сейчас через одного пишут диагноз: гиперактивность.

  4. Светлана пишет:

    Прекрасные упражнения, они хорошо помогают развивать речь, память, внимание, мышление и координацию движений ребенка

  5. Искандер пишет:

    Помню, как то еще в начальной школе делал уроки с приятелем, который постоянно отвлекался. Потратили полдня на задания, которые я обычно выполнял за пару часов. Учителя моего приятеля не жаловали, а ведь у него просто был СДВГ.

    • Раньше детей с СДВГ было не так много. И научного объяснения еще как такового не было. Сейчас процент таких детей увеличился (10-15% в школе). Поэтому надо стало грамотно с ними заниматься. Стала развиваться наука. Но часто все равно списывают такое поведение на издержки воспитания. Либо совершенно нормальному ребенку наоборот ставят СДВГ.

  6. Отличные упражнения, как правило дети с таким диагнозом умные и непосредственные, им надо просто терпеливо помогать.

  7. Виктория пишет:

    спасибо за упражнения и за видео, посмотрела, как мальчик выполняет упражнения с мячом, возле стены, на полу и поняла, что кое-какие мы тоже делать можем так, для общего развития.

  8. Дмитрий пишет:

    В последнее время жуткая картина. В начальных классах школ до 50% детей с СДВГ!!!! Это видимо последствия родов в тяжелое время

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>