Дислексия

Дислексия – стойкая избирательная неспособность овладеть чтением. Хотя интеллект и развитие речи достаточны, отсутствуют нарушения слуха и зрения, созданы оптимальные условия для обучения.

Примерно от 5-10 % до 15-20% детей школьного возраста имеют дислексию.

У половины детей с дислексией после 1-1,5 лет обуче­ния в школе навык чтения обычно отсутствует (алексия). Некоторые из них не знают букв, а остальные, выучив часть алфавита, читают только корот­кие знакомые слова, изображение которых они запомнили глобально, как картинку. 25% детей владеют медленным слоговым чтением (6—10 слов в минуту), допуская большое количество ошибок. Остальные читают побуквенно. Дислексия часто сопровождается дисграфией и дисорфографией.

Существуют разные формы дислексии.

Учёные выделяют следующие ошибки при чтении:

1.замены и смешения букв :

а) замены гласных (52% случаев) и у е, е а, ы о, например «галка — голка»; «столь­ко — сталько»; «выше — ваше». Гласные выполняют слогообразующую функцию в слове и при попытке угадать слог (из-за неспособности прочитать его слитно) заменяют­ся наиболее часто.

б) замены согласных, близ­ких по слухо-произносительным признакам т д, г к, ж ш и т. п., например «только — долько»; «галка — колка»; «хотела — ходела».

в) реже встречаются до­бавления гласных, преимущественно в слогах со сте­чением согласных: «умная — у маня»; «галка — галака»; «кувшин — кувашин». Перестановки звуков проис­ходят обычно в труднопроизносимых словах и в слогах со стечением согласных.

2. Одно и то же слово ребенок может прочесть и верно и неверно, а ошибочное прочтение с каждой попыткой вы­глядит по-новому: «хотела — ходела хотила ходила»; «только —долька долга; «щука — чтука щтука».

 

3. Многие дети пытаются обойти трудности чтения путем уга­дывания слов, опираясь при этом на начальную часть слова или на сходство звучания, но не на контекст «выше — вышла»; «хотела — ходила»; «дне — две».

 

4. Не формируются навыки слогослияния. Чтение побуквенное, т.е. по очереди называют буквы.

5. Послоговое чтение. Последовательно произносимые слоги не объединяются в значимое целое.

6. Чтение целыми словами. Слова воспринимаются изолированно, вне связи друг с другом.

7. Нарушение понимания фактического содержания прочитанного на уровне слова, предложения, текста и непонимание его смысла, хотя, вроде, ребёнок читает.

8. Аграмматизм при чтении (изменение падежных окончаний существительных, неправильное согласование в роде, числе, падеже прилагательных и существительных, изменение числа, родовых окончаний местоимений, изменение окончаний глаголов 3-го лица прошедшего времени, изменение формы, времени и вида глаголов).

9. У ребёнка затруднено образованеи связи между звуком и зрительным образом буквы. Ребёнок не запоминает название букв, смешивает их, заменяет при чтении на графически сходные буквы (х-ж, п-н, з-а и другие).

10. Иногда зеркальное чтение.

Дислексия часто проявляется у детей:

  • с нарушением звукопроизношения
  • ММД (минимальной мозговой дисфункцией)
  • ЗРР (задержкой речевого развития)
  • ЗПР (задержкой психического развития)
  • ДЦП (детский церебральный паралич).

К группе риска относятся:

  • леворукие дети
  • скрытые левши
  • амбидекстры, которые одинаково владеют правой и девой рукой
  • дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности

Симптомы, которые наблюдаются у детей (и у взрослых), связанные со сложностями в чтении или обучении:

  1. Держит книгу слишком близко к глазам. Немного косит.
  2. При чтении не замечает отдельные места.
  3. При чтении прикрывает или вообще закрывает один глаз.
  4. Поворачивает голову, блокируя тем самым работу одного глаза.
  5. Испытывает во время чтения или после головную боль.
  6. Покачивает головой вперед-назад.
  7. Часто трет глаза.
  8. Испытывает трудности в запоминании, идентификации и воспроизведении основных геометрических фигур.
  9. Быстро устает.
  10. При чтении пропускает слова.
  11. Примерно в пятилетнем возрасте пишет буквы и слова задом наперед.
  12. Пытается избежать чтения и выполнения домашних заданий.
  13. Читает хуже, чем следовало бы ожидать соответственно возрасту.
  14. Имеет очень плохой почерк, слова словно наползают друг на друга.

 

Дислексия возникает из-за неслаженной работы правого и левого полушария мозга. Причиной могут служить родовые травмы, нарушения во время беременности, нарушения правильного моторного развития. Причиной может служить так же психологическая травма.

Часто псевдодислекстические симптомы появляются у детей, которые не могут адаптироваться к школе и переживающих из-за этого сильный стресс.

Определить, дислексия это или просто невроз, может только специалист. Поэтому при первых тревожных сигналах комплексно обследуйте ребенка. Профессиональный логопед укажет на наличие нарушений, но поставить диагноз может только врач-психиатр, ведь дислексия и дисграфия являются психическими расстройствами.

Если при обследовании он не определяет никаких серьезных органических болезней (например, аутизма), тогда проблема решается с помощью коррекционной педагогики: ребенок занимается с дефектологом или логопедом. И в большинстве случаев дислексическое расстройство частично или полностью устраняется.

Если в 6 , 7 лет ребёнок

  1. Плохо различает и воспроизводит звуки
  2. С трудом учит стихи
  3. Словарный запас ограничен в объеме, причем активный — в большей степени, чем пассивный.
  4. Путает порядок следования времён года и дней недели
  5. Не может правильно повторить в прямом порядке 4 цифры, а в обратном 3
  6. Не может правильно отбить ритм из длинных и коротких ударов
  7. Плохо ориентируется, где право и лево, верх и низ
  8. Неточно определяют форму и величину, что видно в рисовании, при составлении целого из частей при конструировании.
  9. Не может научиться застёгивать пуговицы и завязывать шнурки
  10. С трудом составляет рассказы по серии картинок

Запишитесь на консультацию к логопеду

Начните посещать логопедические занятия

Предназначение логопеда – помочь Вашему ребенку,научить его правильно слышать звуки и видеть буквы, читать слова, красиво и грамотно говорить.

Вы хотите знать, как грамотно заниматься дома с вашим ребенком? Подпишитесь на обновление сайта, и Вы всегда будете знать, когда появилась новая статья:
Ваш e-mail: *
Ваше имя*

Сделайте доброе дело, нажмите кнопку :

Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal

Эта запись была опубликована в рубрике Вам поставили диагноз. Что это? и отмечена метками , . Добавить в закладки ссылку.

3 в ответ на Дислексия:

  1. Yelhsa пишет:

    Super jzazed about getting that know-how.

  2. Jeanette пишет:

    Big help, big help. And superlative news of cosure.

  3. Пинг: Метод коррекции атланта (первого шейного позвонка) | Логопед и дети

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>