Дислалия

Дислалиянарушение звукопроизношения, которое наблюдается у ребёнка после 4 – 4,5 лет.

Дислалия является одним из наиболее распространенных дефектов произношения. Она встречается у 35-40 % детей дошкольного возраста, у 20-25 % детей школьного возраста, у людей старшего возраста дислалия встречается не менее 2%.

Существуют две формы дислалии: органическая и функциональная.

Органическая (механическая) – вызвана анатомическими дефектами органов речи:

1.Недостатки строения челюстно-зубной системы:
а) дефекты в строении зубного ряда:

  • отсутствие передних зубов
  • редкие передние зубы
  • двойной ряд зубов

б) дефекты в строении челюстей:

  • прогнатия (верхняя челюсть резко выдвинута вперёд)
  • прогения (нижняя челюсть резко выдвинута вперёд)
  • передний открытый прикус
  • боковой, двусторонний прикус

2.Укороченная или слишком массивная уздечка языка.

3.Патологические изменения величины и формы языка.

4.Неправильное строение твёрдого и мягкого нёба.

5.Атипичное строение губ.

Однако не во всех случаях патологических отклонений в строении артикуляционного аппарата имеются нарушения звукопроизношения.

Обычно возникает нарушение в воспроизведении нескольких групп звуков. Коррекцию дефектов органов речи проводит врач ортодонт, стоматолог, а коррекцию звукопроизношения – логопед.

Функциональная дислалия – неправильное звукопроизношение, при котором дефектов в строении речевого аппарата нет.

Причины возникновения функциональной дислалии:

  • Неправильное воспитание речи в семье (сюсюканье)
  • Подражание плохо говорящим сверстникам
  • Двуязычие в семье
  • Педагогическая запущенность
  • Недостаточное развитие фонематического слуха
  • Недостаточная подвижность органов артикуляционного аппарата (неумение владеть и чувствовать свой язык и его положение в полости рта)
  • Снижение слуха
  • Отклонения в умственном развитии ребёнка
  • Общая физическая ослабленность из-за частых соматических заболеваний, которые протекают в период наиболее интенсивного формирования речи

При функциональных дислалиях может нарушаться воспроизведение одного (до четырёх – простая) или нескольких звуков (от пяти и более – сложная). 
Нарушения звукопроизношения в речи ребёнка при дислалии могут проявляться по — разному:

  • звук отсутствует: ампа (лампа), акета (ракета)
  • звук заменяется звуком, более простым по артикуляции [л] → [у]
  • звук произносится искажённо, т.е. заменяется звуком, отсутствующим

в фонетической системе русского языка: например, вместо [р] произносится   «горловой»; вместо с — межзубный [с]

В зависимости от того, как искажены звуки, нарушения имеют своё название:

  • сигматизм – нарушение произношения свистящих [с], [с], [з], [з], [ц] и шипящих [ш], [ж], [ч], [щ]
  • ротоцизм – нарушение произношения [р], [р’]
  • ламбдацизм – нарушение произношения [л], [л’]
  • дефекты произношения нёбных звуков: каппацизм – звуков [к], [к’], гаммацизм – звуков [г], [г’], хитизм – звуков [х], [х’], йотоцизм – звука [й].
  • дефекты озвончения – нарушение произношения звонких согласных звуков, которые заменяются на парные глухие звуки: [б] – [п], [д] – [т], [в] – [ф], [з] –[с], [ж] – [ш], [г] – [к] и т.д.
  • дефекты смягчения – нарушение произношения мягких звуков, которые заменяются на парные твёрдые звуки: [д] – [д’], [т] – [т’], [в]- [в’], [к] – [к’] и т.д.

Неустранённая в дошкольный период дислалия может повлечь за собой целый ряд осложнений и вызвать другие дефекты устной и письменной речи. У ребёнка может возникнуть целая цепь нарушений: фонетико-фонематических и лексико-грамматических. В результате сложной дислалии появляются нарушения фонематического восприятия, которое впоследствии вызывает общее недоразвитие речи (ОНР). А общее недоразвитие речи, если его не устранить в дошкольном возрасте, приводит к нарушению письма (дисграфия) и чтения (дислексия) .

Запишитесь на консультацию к логопеду

Начните посещать логопедические занятия

Предназначение логопеда – помочь Вашему ребенку,научить его правильно слышать звуки и видеть буквы, читать слова, красиво и грамотно говорить.

Вы хотите знать, как грамотно заниматься дома с вашим ребенком? Подпишитесь на обновление сайта, и Вы всегда будете знать, когда появилась новая статья:
Ваш e-mail: *
Ваше имя*

Сделайте доброе дело, нажмите кнопку :

Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal

Эта запись была опубликована в рубрике Вам поставили диагноз. Что это? и отмечена метками , , . Добавить в закладки ссылку.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>