Афазия.

Афазия – полная или частичная утрата речи, вследствие поражения определённых зон коры головного мозга.

Причина – травматические поражения коры головного мозга, закупорка мозговых сосудов (образование тромбов – тромбоз  или эмболия -закупорка оторвавшимся тромбом), нарушения мозгового кровообращения, кровоизлияния в мозг, опухоли, воспалительные процессы головного мозга, ранения головного мозга, нарушения питания тканей мозга при атеросклерозе, хирургическое вмешательство.

Органическое поражение наступает после того, как речь была сформирована. Поражение может охватывать ограниченные участки мозга (очаги) и обширные области (разлитые поражения). При этом поражаться могут как непосредственно речевые зоны мозга, так и смежные (пограничные) неречевые участки коры.

Существуют различные классификации афазии в зависимости от симптомов и локализации поражения. В обобщённой классификации выделяют две основные формы (группы) – моторную и сенсорную.

При моторной афазии поражается двигательный речевой центр. Речь либо совсем невозможна, либо затруднена. Нарушается грамматическая структура речи, больной переставляет или заменяет буквы в слове. Рассказ страдают больше, чем повторения или автоматическая речь.

При сенсорной афазии поражается чувствительный (сенсорный) центр речи. Первично у больного непонимание речи, вторично затруднения в речи, так как отсутствует слуховой контроль над произносимым словом. В тяжёлых случаях речь становится совершенно непонятной.

Речевые симптомы, характерные для афазии в целом:

  • Вставки – осколок, остаток имеющейся у больного речи. На все раздражители он реагирует этими вставками. Причина возникновения – инертность, застойность нервных процессов.
  • Упорствование – навязчивое повторение одних и тех же элементов речи: звуков, слогов, фраз (может сопровождаться навязчивыми движениями). Наиболее стабильны и выражены при моторной афазии. При сенсорной Афазии – менее выражены и постоянны. Носят характер соскальзывания с одного звука на другой.
  • Употребление одних слов или звуков вместо других по звуковому или смысловому сходству.
  • Замены на письме, замены на чтении.
  • Смешение – ошибочное воспроизведение слова, представляющее собой сочетание, смешение элементов двух и более слов.

Речевые симптомы делятся на негативные и позитивные.

Негативные (симптомы распада, патологической деятельности мозга):

  • вставки. Мешают восстановлению речи, тормозят его.
  • смешения
  • невозможность выполнить языком, губами отдельные артикуляционные движения по инструкции, по подражанию
  • невозможность выполнять серии артикуляционных движений
  • не восприятие и непонимание чужой речи
  • распад письма и чтения
  • невозможность запомнить несколько слов и т. д.

Позитивные симптомы (основа восстановительного обучения):

  • возможность, пусть с ошибками, выполнить отдельные движения языком, губами по инструкции, по подражанию
  • поиски артикуляции при произнесении слова
  • возможность воспроизводить автоматизированную ранее речь (пение любимых песен и пр.)
  • сохранность речи (частичная)
  • сохранность понимания речи
  • сохранность “угадывающего” чтения
  • стремление записывать слова для их запоминания
  • прислушивание к чужой речи и т. д.

Психологические симптомы афазии:

Афазия не относится к числу психических расстройств, в целом, поведение больных адекватно. Однако, у многих больных с афазией отмечают такие симптомы, как:  расстройство мыслительной деятельности, неустойчивое, быстро истощаемое внимание, часто наблюдаются расстройства памяти, сужение ее объема, нарушение прочности сохранения информации.

Нарушены не общие интеллектуальные способности, а речевой механизм, с помощью которого реализуется интеллектуальная деятельность. Речь формулирует и формирует мысли.

Характер нарушения интеллектуальных функций при разных формах афазии различен, определяется особенностями речевого дефекта. Часто у больных с афазией наблюдается синдром “эгоцентризма” мышления: больной оценивает все окружающее с точки зрения отношения к самому себе.

У детей афазия возникает, как результат черепно-мозговой травмы, опухолевого образования или инфекционной болезни. И, возникшая в детстве, нарушает общий ход развития ребёнка. Сенсорная афазия, появившаяся в 5-7 лет, приводит к постепенному исчезновению речи. При других формах афазии более благоприятный прогноз. Восстановление речи осуществляется специальными логопедическими и нейропсихологическими методами с опорой на сохранные участки коры головного мозга. Обучение проводится вместе с больными алалией .

Вы хотите знать, как грамотно заниматься дома с вашим ребенком? Подпишитесь на обновление сайта, и Вы всегда будете знать, когда появилась новая статья:
Ваш e-mail: *
Ваше имя*

Сделайте доброе дело, нажмите кнопку :

Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal

Эта запись была опубликована в рубрике Вам поставили диагноз. Что это? и отмечена метками , . Добавить в закладки ссылку.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>