Дизартрия.

Дизартрия — или «каша во рту» возникает при нарушениях функций черепно-мозговых нервов определенных отделов головного мозга, ответственных за артикуляцию. В результате этого нарушается тонус мышц, участвующих в артикуляции, объем их движений ограничен. Понять ребенка иногда достаточно сложно.

Основные проявления дизартрии

Речевые:

1.     Нарушения голосообразования - Очень тихая, почти шепотная речь, хрипота

2.    Нарушение звукопроизношения. Может страдать произношение всех или нескольких согласных и произношение гласных звуков (часто с носовым оттенком – «гнусавость»). «Смазанная» речь.

3.     Нарушается ритмико-интонационные средства речи (просодика), которые делают речь выразительной, эмоциональной и разборчивой:

  • тембр (глухой, хриплый, монотонный, сдавленный, тусклый; гортанный, прерывистый, напряжённый);
  • сила голоса
  • темп: медленный темп речи или быстрый темп речи, которая превращается в бормотание
  • ритм  – нарушается ритмический рисунок речи
  • модуляция (ребёнок не может менять высоту тона)
  • логическое ударение
  • речевое дыхание
  • интонацию и т.д.

4.      Нарушение восприятия звуков (фонем) и их различения. Не формируется

правильный слуховой образ из-за смазанной речи.

Неречевые:

1.     Нарушение двигательного аппарата.

·          Нарушение артикуляции (движений мышц, обеспечивающих произношение звуков) – ограниченная подвижность языка, губ, челюсти.

·         Неконтролируемое слюнотечение (не сглатывают слюну)

·        Трудности при жевании и глотании пищи

2.     Нарушение эмоционально-волевой сферы

3.     Нарушение таких нервно-психических функций, как внимание, память, мышление. Задержка темпа психического развития

4.    Нарушение познавательной деятельности

5.     Своеобразное формирование личности

6.    Нарушение грамматического строя речи

Дизартрия от степени тяжести или понятности речи делится на:

1 степень, самая лёгкая, которую слышат только специалисты при обследовании ребёнка. Её ещё называют стёртой дизартрией.

2 степень – нарушения произношения заметны каждому, но речь понятна для окружающих.

3 степень – речь понятна только близким ребёнка и частично-окружающим.

4 степень –отсутствии речи или речь почти непонятна даже близким ребёнка (анартрия)

При лёгкой степени дизартрии  речь понятна для окружающих, но нечеткая.

Дети со стертыми формами дизартрии не выделяются резко среди своих сверстнико даже не всегда сразу обращают на себя внимание.

Однако у них имеются некоторыеособенности. Так, эти дети нечетко говорят и  плохо едят. Обычно они не любят мясо, хлебные корочки, морковь, твердое яблоко,так как им трудно жевать. Немного пожевав, ребенок может держать пищу за щекой, пока   взрослые не сделают ему замечание. Часто родители идут малышу на уступки – дают мягкую  пищу, лишь бы поел. Тем самым они, не желая того, способствуют задержке у ребенка развития движений артикуляционного аппарата.

Труднее у таких детей воспитываются культурно-гигиеническиенавыки, требующие точных движений различных групп мышц. Ребенок не может самостоятельно полоскать рот, так как у него слабо развиты мышцы щек, языка. Он или сразу проглатывает воду, либо выливает её обратно.

Мелкая моторика рук. Дети  не любят и не хотят застегивать сами пуговицы, шнуровать ботинки, засучивать рукава. Они испытывают затруднения изобразительной деятельности. Они не могут правильно держать карандаш, пользоваться ножницами, регулировать силу нажима на карандаш и кисточку, руки часто бывают напряжены. Испытывают моторную неловкость  рук на занятиях по аппликации и с пластилином. Делая аппликации, дети часто испытывают трудности с пространственным расположением элементов. Часто без посторонней помощи не могут выполнить движения по подражанию. Например «колечки» – поочерёдно соединить с большим пальцем указательный, средний, безымянный, мизинец. Не умеют играть с мелкими игрушками. У детей школьного возраста в 1м классе отмечаются: плохой почерк, медленный темп письма, «зеркальное» письмо, замены букв.

Для них характерны также затруднения при выполнении физических упражнений и танцах. Им нелегко научиться соотносить свои движения с началом и концом музыкальной фразы, менять характер движений по ударному такту. Про таких детей говорят, что они неуклюжие, потому что они не могут четко, точно выполнять различные двигательные упражнения, плохо подражают чужим движениям: как идёт солдат, как летит птица и т.д. Им трудно удерживать равновесие, стоя на одной ноге, часто они не умеют прыгать на левой или правой ноге.

Запишитесь на консультацию к логопеду

Начните посещать логопедические занятия

Предназначение логопеда – помочь Вашему ребенку,научить его правильно слышать звуки и видеть буквы, читать слова, красиво и грамотно говорить. 

Вы хотите знать, как грамотно заниматься дома с вашим ребенком? Подпишитесь на обновление сайта, и Вы всегда будете знать, когда появилась новая статья:
Ваш e-mail: *
Ваше имя*

Сделайте доброе дело, нажмите кнопку :

Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal

Эта запись была опубликована в рубрике Вам поставили диагноз. Что это? и отмечена метками , . Добавить в закладки ссылку.

11 в ответ на Дизартрия.:

  1. Татьяна пишет:

    Очень интересная статья!
    Моему младшему сынуле в октябре исполнилась 5 лет, он вместо буквы “л” говорит “уэ”, “уо”, причем не во всех словах, где-то говорит правильно.
    Мы стали учиться завязывать шнурки на бантик у него получается плохо, а сегодня я ещё обратила внимание, когда он помогал мне лепить котлеты, на то, что из небольших кусочков фарша он хорошо крутит ладошками шарики, а большие не может крутить ладошками. Карандаш или ручку в руке правильно держать, у нас тоже пока получается с трудом.
    Подскажите пожалуйста, надо ли нам обратиться к логопеду?

    Ещё раз спасибо за великолепную статью!

    • admin пишет:

      К логопеду стоит в любом случае обратиться. Звук “Л” уже должен быть. К тому же логопед послушает речь ребенка, возможно у него еще есть какие-то проблемы, но вы этого не замечаете или считаете нормой.

    • Оксана пишет:

      Конечно,обращайтесь.Мне 25 лет,я до сих пор не выговариваю “Л”. Вместо нее я говорю “вэ”,что то в этом роде. Наверное.если бы меня раньше,в детстве отвели к логопеду. Если бы маме посоветовали,было бы все в порядке.

  2. Мария пишет:

    Какой раз убеждаюсь, что все идет из детства. у моего мужа такая проблема. Наверное, уже поздно что – то исправлять, да и он не горит желанием.

    • Во взрослом возрасте тоже можно исправлять дефекты произношения. Но гораздо сложнее. Все зависит от желания взрослого справится с проблемой, его настойчивость, терпение и сила воли. Нужна очень сильная мотивация, почему это надо сделать.

  3. Eлена пишет:

    Я и не слышала о таком. Диву даешься, сколько же проблем возникает у нас….

  4. Андрей пишет:

    Спасибо, очень интересно, даже не знал!

  5. Виктория пишет:

    Спасибо за подробный разбор этой темы, желаю всем здоровья и удачи, пусть у всех будет поменьше проблем!

  6. Юлия пишет:

    Ирина, случайно попала на Ваш сайт, хотя, наверное, не случайно .У меня сыну почти четыре года, можно сказать вообще не говорит, придумал свой язык для обозначения разных предметов. Например:”го”-много и большой, вжа-машина, пе-включить, “ве-ве”- крутить, крутиться, “ля”-ляля, маленький ребенок, песня, няма-все что связано с едой. Ну слова мама, папа, баба и дядя говорить умеет. Логопед в садике занимается с детьми только с пяти лет. Психотерапевт назначил седативные ванны и возбуждающее лекарство, ничего не помогло. Может посоветуете какую-нибудь литературу или упражнения. Буду очень благодарна.

    • admin пишет:

      Юлия, современная наука предлагает новые методики и надо ими пользоваться. Я не знаю где вы живете, но уже во всех крупных городах используют транскраниальную микрополяризацию (ТКМП). Не успела еще просто написать статью об этом методе в разделе “Лечение дизартрии”, но в интернете есть информация.
      Этот метод позволяет активизировать функциональные резервы мозга, уменьшить проявления функциональной незрелости, активно применяется для лечения синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, нарушений речевого развития, отставаний психического развития. И конечно же, Вам надо найти логопеда, который занимается с такими детьми.
      Что касается литературы, то можно для начала использовать книги: Дедюхина Г. В., Кириллова Е. В.”Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим ребенком”, Т.В. Башинская, Т.В. Пятница “Как превратить “неговорящего” ребенка в болтуна”. Там есть теория, много игр и упражнений, которые можно использовать в домашних условиях.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>