Речь, общение, игра – найти нужные слова

Речь, общение, игра – найти нужные словаКрасивая правильная речь человека во    многом определяет его успешность в        обществе. С малых лет важно уделять  этому аспекту большое  значение. Общение помогает ребенку усваивать знания, приобретать умения и навыки. Благодаря собственной речи малыш учится планировать свою деятельность, согласовывать ее с другими людьми.

Сегодня хочется затронуть эту тему не в ключе логопедической работы (что, бесспорно, очень важно), а с точки зрения детской психологии.

Возможно, Вы не раз замечали, что если ребенок не разговаривает (говорит плохо), то его с неохотой берут в игру. Такой малыш трудно идет на контакт или остается непонятым сверстниками, когда все же пытается что-то сказать. Мальчик или девочка страдает от недостатка общения, сердится и обижается на окружающих, может проявлять агрессию. Детям сложнее, чем взрослым, ведь у них нет багажа опыта, терпения в налаживании отношений. Бывают такие ситуации, когда ребенок просто не знает, как правильно начать знакомство или игру.

Если Вы хотите понять, насколько Ваш ребенок усвоил нормы морали и умеет себя вести с другими детьми, можно предложить ему несколько вопросов. Опросник разработан Репиной Т.А., дополнен Маковийчук Ю.М. для детей 4-5 лет, был несколько видоизменен автором (разбит на блоки). Он  может использоваться и в более старшем возрасте, когда ребенок уже вполне способен разобрать, что хорошо, а что плохо.

Отвечая на вопросы вместе с малышом, подсказывая ему удачные варианты, Вы научите его договариваться с детьми, правильно вести себя в разных ситуациях, справедливо относиться к другим. Этот опыт, несомненно, пригодиться Вашему ребенку не только в играх. Окружающие оценят вежливое обращение, умение идти на компромиссы, с радостью будут соглашаться на общение с Вашим ребенком.

Спрашивать ребенка лучше не напрямую, а с помощью любимой игрушки – так интереснее! Игрушка может рассказать грустную историю (никто не играет, не дают водить, отбирают игрушки), а потом узнать у малыша, что ей делать. Рассуждайте и подсказывайте ребенку по мере необходимости.

Если Вы наблюдали какую-то неприятную ситуацию во время игр Вашего ребенка с другими детьми, можете вернуться к ней в процессе разговора. Предложить новые варианты действий, обыграть их с солдатиками (куклами), избегая конфликтов.

В следующий раз игрушка даже может стать «вредной», а ребенок поможет ей стать вежливой и дружелюбной.

Детский психолог

Анна Зубарева.

PS: В следующей статье Вы узнаете, какие же вопросы надо задать своему ребенку.

Если вам понравилась статья. Появился интерес к тому, как помочь ребенку общаться.

Вы хотите знать, как грамотно заниматься дома с вашим ребенком? Подпишитесь на обновление сайта, и Вы всегда будете знать, когда появилась новая статья:
Ваш e-mail: *
Ваше имя*

Сделайте доброе дело, нажмите кнопку :

Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal

Эта запись была опубликована в рубрике Советы детского психолога и отмечена метками , . Добавить в закладки ссылку.

30 в ответ на Речь, общение, игра – найти нужные слова:

  1. наталья пишет:

    Интересно сколько стало много интересного, чтоб вырастить наших детей! спасибо за информацию!

  2. Юрий пишет:

    Информацию беру на заметку. Внук начал говорить первые слова.

  3. Антонина пишет:

    Как говориться: “Язык до Киева доведет”)

  4. Анна пишет:

    Полезная информация для мамочек.

  5. Антонина пишет:

    Хорошие рекомендации. Согласна с Вами. Нужно обязательно разговаривать с малышом, обсуждать увиденное, придумывать вместе сказки!

    • психолог Анна пишет:

      Замечательно, что есть мамы, которых общение с ребенком побуждает к творчеству! Самый лучший совместный досуг: чтение или рассказывание сказок, совместные игры. Именно этими дорожками к Вашему малышу идут знания. Без поучений, ненавязчиво и весело! Успехов Вам!

  6. Эдуард пишет:

    Посоветую Вашу статью товарищу. Ему информация точно пригодится . Делюсь в твите

  7. Светлана пишет:

    очень удачный прием вести беседу от имени игрушки, действительно, малыш включится в игру и с удовольствием расскажет любимой игрушке все свои проблемы…

    • психолог Анна пишет:

      Да! Совсем не обязательно использовать куклы-перчатки или пальчиковые, хотя именно их берут на занятия в детском саду. Любимая игрушка Вашего ребенка многое может рассказать о нем, но может и сама стать его партнером в постижении мира (под чутким руководством взрослого). Наилучший вариант, когда любимой игрушкой становится мишка, кукла, солдатик и т.д. Персонаж, с которым можно говорить, проигрывать разные ситуации, станет верным другом и советчиком малыша. Он утешит и поддержит его в трудную минуту, подбодрит, составит компанию. С мячиком или йо-йо дружить сложно )))

  8. Мария пишет:

    Я давно обратила внимание, что с детьми во время игр обучение движется куда быстрее, чем из под палки.

  9. Людмила пишет:

    Развитие ребенка закладывается в раннем возрасте и разговорная речь играет не последнюю роль, да еще в такой интересной форме.

    • психолог Анна пишет:

      Дети понимают гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд. Им бывает трудно описать свои чувства, подобрать слова. Тренировка, как нельзя кстати. В детских садах и школах для особых детей все проговаривается, вне занятий тоже. Почему бы не использовать эту практику с каждым ребенком – он от этого только выиграет.

  10. Дарья пишет:

    Да, для наших детей сейчас много всего есть, чем было раньше. Удачи вам.

  11. Татьяна пишет:

    Очень важную тему Вы затронули, Ирина. Я согласна с Вами, что умение правильно говорить и ясно изъясняться – одно из условий успешности. А в игре это происходит непроизвольно.

    • психолог Анна пишет:

      И все же этому, чаще всего, надо учить. И на собственном примере в том числе. Культура общения, как и многое другое, идет из семьи. Диалог между взрослым и ребенком побуждает малыша к активности.
      Конечно, проще тыкнуть пальцем или потопать ножками и желанная игрушка будет в руках. Ведь в семье ребенка вполне понимают и так. В детском коллективе этот “трюк” не пройдет. Тогда возникают проблемы, о которых написано выше.
      Беседы с игрушечными мишками и собачками могут плавно перетечь в спектакли или чтение стихов перед ними. Тогда и на утренниках в детском саду ребенку будет намного проще. Стоит только сказать: “Вспомни, как ты здорово рассказал стишок мишке!”Преисполненный уверенности “артист” отправится выступать!

  12. Андрей пишет:

    Очень полезная статья . Действительно , затронута довольно серьезная тема …

  13. Александр пишет:

    Учить ребёнка говорить правильно надо начинать как можно раньше.

  14. Сергей пишет:

    Очень хороший интересный сайт! Удачи и процветания!

  15. Владимир пишет:

    Благодарю Вас за интересную и нужную информацию!

  16. Анна пишет:

    Спасибо за полезную и интересную статью

  17. Александр пишет:

    Посоветую Вашу статью товарищу. Ему информация точно пригодится .

  18. Светлана пишет:

    как хорошо, что есть такие специалисты, которые помогают детям развивать речь

  19. Илья пишет:

    Думаю многим понадобится информация по тому как правильно выбрать логопеда. Мы с женой намучились пока нашли достойного. Может есть какая-то методика выбора? Рассмотрите эту тему, пожалуйста

  20. Анна пишет:

    Побольше бы было таких полезных статей. Спасибо.

  21. Элина пишет:

    Я заметила, что многие из современных детей начинают говорить позже, чем дети, к примеру 70-80 годов прошлого столетия. Интересно, с чем это связано?

    • admin пишет:

      С прогрессом. Родителям некогда заниматься детьми. Воспитывают их компьютеры и телевизоры. А сними говорить не надо. Нет у детей стимула общаться.

      • психолог Анна пишет:

        Согласна в Вами, Ирина. Еще здесь важен вопрос здоровья родителей, которое во многом определяет развитие будущего потомства. Изменения экологии, разнообразные вредные привычки, гигиена, малоподвижный образ жизни, даже одежда имеют значение. Не секрет, что детей с проблемами речи стало гораздо больше. Впрочем, заботливые родители и педагоги вполне могут повлиять на ситуацию.

  22. Сергей пишет:

    С подрастающими детьми надо очень осторожно! Психика в раннем возврасте очень хрупкая!

  23. Татьяна пишет:

    Безусловно, используя игрушки, намного эффективнее проводить любые объяснения дошколятам и не только им. Наглядность в обучении – важный фактор в достижении поставленных задач. Иногда приходится наблюдать, как молодые родители общаются со своими малышами: говорят быстро, иногда и взрослому такую речь воспринять трудно. Вот отсюда и задержка в развитии речи.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>