Летние забавы. Экскурсия. Продолжение

Летние забавы. Экскурсия. ПродолжениеМногие ребята уже вернулись домой после отдыха в лагере, на даче или из поездок. Чем меньше времени осталось до начала учебного года, тем больше желание заполнить свободное время ребенка по максимуму. Только погода в августе больше напоминает осеннюю, особо не порезвишься на свежем воздухе. Вновь обратимся к теме «Летние забавы. Экскурсия». Продолжение рассказа о том, как проводить экскурсии и куда пойти на этот раз.

Обычно в музеях есть экскурсовод или персонаж (домовой, мастер и т.п.), который выполняет его функции. Если же Вы отказались от его услуг или хотите самостоятельно раскрыть детям новое, то уясните  ключевые детали.

Главное и общее

Важно фиксировать внимание детей на основном (значимом) и всячески поощрять их любознательность и активность. Вы будете задавать побуждающие вопросы, сообщать удивительные факты и т.п.
Подготовиться к экскурсии стоит и Вам самим (это может быть очень увлекательно). Поищите информацию в Интернете (энциклопедии дома малыш прочитает сам или с Вашей помощью – они всегда под рукой). Загляните в библиотеку, именно там в разделе периодики можно найти адаптированные для детей разного возраста статьи на различные темы, изобилующие занимательными заданиями и фактами.   Обязательно сделайте копию интересной заметки и составьте для себя шпаргалку с вопросами, данными и т.д. Малыш будет приятно удивлен Вашими познаниями. Не беспокойтесь, если ребенок задаст вопрос, на который Вы сразу ответить не сможете. Не сочиняйте небылиц и тем более не отмахивайтесь, говоря: «Не знаю. Вырастешь, сам поймешь». Просто признайтесь, что Вы не готовы сразу ответить достоверно, но непременно поищете ответ позже вместе с малышом.

В ходе экскурсии стоит время от времени указывать на существенные предметы, действия, свойства. Главное – взаимосвязь анализа (части и свойства объектов) и синтеза (объединение выделенного в том ли ином отношении). На выставке изобретений по чертежам Леонардо Да Винчи, благодаря умению анализировать, дети разбирали составляющие детали машин, а синтезируя, выясняли, как механизм работает (например, на основе зубчатой передачи). В ходе  такой деятельности у ребенка появляются начальные формы абстракции, общения, умозаключения. Речевая активность гида и самих ребят ведет к формированию обобщающих понятий, обогащает словарь.

Активное познание

Все большую ценность для детей приобретают так называемые интерактивные экскурсии, когда каждый желающий может подержать в руках конкретный предмет из экспозиции или на этапе производства (например, на фабрике), ощупать его, произвести какие-либо действия. Иначе говоря – стать активным участником в процессе знакомства с новым.
Тягу современных детей к компьютерам некоторые музеи используют для подстегивания интереса. На сенсорных дисплеях даются различные сведения (которые в традиционной табличке не уместишь), задаются вопросы викторины, включается красивая подсветка в витрине с экспонатами. Дети с удовольствием выполняют задания, которые напоминают квесты и головоломки из виртуальных игр.
Мастер-классы при посещении различных выставок помогают малышам раскрыть процесс создания какого-либо предмета и (в ходе практической деятельности) крепче усвоить знания. Повышается активность и самостоятельность детей, возникает мотивации познания, воображение и фантазия проявляются в созданном предмете. Роспись новогодней игрушки (Мемориальный Дом-музей «Подпольная типография») или ложки (Музей ложки в г. Нытва), проведение раскопок скелета древнего ящера (зал с палеонтологической тематикой в краеведческом музее) – отличные примеры деятельностного подхода.
Обязательно приведите ребенка на такую занимательную экскурсию – впечатлений будет масса!

Наблюдаем

Чрезвычайно важно познакомить детей с изменениями предметов и развитием явлений. Посещая музей, дети могут узнать, какие предметы использовали наши предки, как менялся быт из века в век. Периодически экспозиции меняются, из запасников извлекают что-то доселе невиданное, привозят выставки из других городов и стран, из частных коллекций. Отслеживайте такую информацию.

Любимый парк, сквер и сад стоит посещать в разные времена года, чтобы Ваш ребенок мог наблюдать изменения в природе в одной и той же обстановке. В развивающих пособиях часто даются картинки с сезонными изменениями. Почему бы не провести подобное сравнение в живой природе? Например, найдите необычное дерево на берегу городского пруда, которое в любое время года смотрится живописно. Здесь отмечаются и цветовые оттенки (не только листвы, но и неба, воды, вид противоположного берега), и живая активность (ползающие по коре муравьи, лакомящиеся ягодами зимующие птицы или кормящие по весне птенцов и т.д.). Если появится возможность и желание, то сделайте зарисовку или фото (которые потом можно захватить с собой и поискать отличия прямо на месте).

Общаясь с экскурсоводом или работниками предприятий и учреждений, дети получают обширную речевую практику: они делятся впечатлениями, сообщают о замеченном, выражают отношение к увиденному и услышанному, задают вопросы. Конечно, если Вы сами проводите беседу с детьми, то вопросов можно задавать больше, уделять внимание именно тому, что особо интересно.

По следам новых знаний

На заключительном этапе происходит дальнейшее овладение материалом, организуется контроль за усвоением, дети подводятся к выводам, обобщениям, выясняется их отношение к новой информации.
После экскурсии обязательно проводится беседа, по вопросам которой можно составить мнемотаблицу для рассказа из личного опыта.
Полезно устраивать викторины, конкурсы (загадки о конкретных предметах, рассказ с намеренными ошибками, вопросы самым наблюдательным ребятам).
Рисование по впечатлениям (потом из маленьких рисунков делают лото), аппликации и конструирование помогут закрепить полученные знания.
Если в процессе велась фото или видеосъемка, то стоит создать небольшой ролик или альбом с забавными подписями, придуманными детьми. Это могут быть фразы из известных произведений и даже короткие рифмовки. Стенгазеты тоже – старый проверенный вариант, их делают не только в группе детского сада или классе школы, но и дома вместе с друзьями.
Все поделки, которые ребята создали сами в ходе экскурсии, нужно красиво оформить для выставки.
Пантомима, дидактические и сюжетно-ролевые игры по теме экскурсии или с ее имитацией весьма привлекательны для ребят разных возрастов.
Утренники и праздники иногда проводятся на месте экскурсии, но можно устроить их и после – своими силами.

«Редкости и интересности»

Одним из наиболее известных культурных заведений моего родного города является Пермский краеведческий музей. Сейчас его экспозиции представлены в нескольких выставочных залах, так что выбрать тему по душе довольно легко. Древние ящеры и минералы, природный мир, история земли Пермской – масса всего увлекательного. Из запасников музея периодически извлекаются на радость посетителям новые (старые) экспонаты. На сайте можно ознакомиться с действующими экспозициями и даже совершить виртуальную экскурсию.
http://www.museum.perm.ru/forvisitor/1

В любом городе есть малоизвестные памятные места и музеи, которые незаслуженно обделены вниманием. Если Ваш ребенок уже посетил большинство популярных выставочных залов, то самое время заглянуть в справочник и найти там необычный музей.

Например, в Перми есть музей при Театре кукол, где выставлены марионетки и декорации из спектаклей прошлых лет. Обычно выставку разглядывают только те, кто дожидается спектакля или коротает время в антракте. Само здание театр обрел не сразу, раньше здесь была тюрьма. Довольно странное сочетание, не правда ли?

Открытая площадка музея истории “Мотовилихи” – одна из достопримечательностей Перми. Здесь гражданская техника, действующие экспонаты и  новые орудия. История завода тесно связана с историей артиллерии. Знаменитая Царь-пушка родом из этих цехов. Не секрет, что именно здесь производились орудия для фронта в период ВОВ (едва ли не четверть от всех поставок по стране). Особенно понравится орудийная панорама мальчикам.

Это частный пример того, что на многих городских предприятиях имеются постоянно действующие экспозиции. Они рассказывают о возникновении производства, материалах и оборудовании,  новых технологиях, известных людях.

Иногда поездка в один из ближайших городов становится приятным сюрпризом. Это может быть соседний или более удаленный город. Совсем не обязательно выбирать для экскурсии столицу (страны или края). Колорит глубинки порой гораздо привлекательнее для восприятия. В Пермском крае есть несколько таких городов: Чусовой (Музей Ермака и деревянное городище), Хохловка (памятник деревянного зодчества под открытым небом), Кунгур (восхитительные красоты пещер) и т.д. Кроме того, есть населенные пункты, где до сих пор занимаются народными промыслами: отличный вариант, чтобы познакомить малыша с искусством и различными видами творчества. Если поискать, то можно найти подходящий объект. Главное – Вы должны быть уверенны, что поездка по силам Вашему ребенку (транспорт, питание, отдых – все продумать заранее). Тем и хороша экскурсия в соседний город: всего пара часов и совершенно новая обстановка, обилие информации, множество впечатлений обеспечены Вам и Вашему ребенку.

Несколько лет назад мне посчастливилось побывать в Нытве. Это необычный город, он словно разделен на две эпохи городским прудом (здесь водохранилище одноименной реки). На одном берегу расположены привычные высотки, современные улицы и магазины, на другой – словно ретроспектива, так называемый «старый город». Именно здесь погружаешься в прошлое, проходя по кварталам с архитектурой прошлых лет, стуча каблуками по мощеной (!) мостовой. Своеобразная подготовка, перед тем как посетить Нытвенский историко-краеведческий музей. В собрании музея – около 15 тысяч экспонатов. Лишь малая часть выставлена в залах.
Фотографии, архивные документы, предметы быта собраны в коллекции. Отдельная выставка посвящена годам Великой Отечественной Войны. Есть зал, где выставлены детские вещи и игрушки советских времен. Диорама «Нытвенская ярмарка» – гордость музея, одна из трех диорам Пермского края. Здесь проходят мастер-классы, занятия детской театральной студии, праздничные мероприятия.
Кроме того, именно в Нытве находится единственный в мире (!) Музей ложки. Более двух тысяч единиц хранения (привезенные со всего света, разных размеров, цветов и материалов). Особый колорит выставке придают работы местного резчика по дереву, который создал замечательные расписные скульптуры и целые композиции. Для первого знакомства с музеем можно посетить сайт http://spoonmuseum.com/. Но сама выставка намного полнее и любопытнее.

Сегодня хочу упомянуть уголок истории, о котором знают далеко не все пермяки, не говоря уже о гостях города. Мемориальный Дом-музей «Подпольная типография». Пусть Вас не тревожит такое название. В этом необычном выставочном центре действуют сразу две постоянные экспозиции. Одна, действительно, посвящена революционному движению и тайной пропаганде, но для малышей есть более увлекательный маршрут – «История дома по улице Монастырской». Воссозданные интерьеры кухни, жилой комнаты отражают устройство дома и быт пермских рабочих. О доме, его обитателях маленьким посетителям расскажут обаятельный старожил дома – домовой дед Кузьма со своим верным другом котом Тимофеем.
http://www.museum.perm.ru/forvisitor/4/50
Чтобы подготовить ребенка к походу в этот музей, лучше побеседовать о быте горожан губернского города Пермь в начале XX века. Рассказ о том, что в разные исторические периоды облик города менялся, преобладали те или иные виды строений, даже покрытие дорог сильно отличалось от нынешнего. Посмотрите вместе иллюстрации: одежда, посуда, мебель, утварь и предметы быта. Увидеть все это воочию – дорого стоит!


Еще раз скажу о плюсах экскурсий. Посещение музея будет полезно для занятий по развитию речи, краеведению, истории, чтению, ИЗО деятельности. При правильной организации экскурсионная работа повышает развивающий эффект обучения и воспитания.

Если Ваш малыш еще не побывал в подобном знаменитом месте, то пора исправлять это упущение и при первом удобном случае открыть для него чудесный мир родной истории. Каникулы еще не закончились, значит летние забавы – экскурсии, продолжение активного отдыха, прогулки ждут Вашего малыша.

PS.  Напишите в комментариях:

  1. Какие интересные экскурсионные маршруты есть в Вашем городе?
  2. Где Вы обычно ищете информацию о выставках, проходящих в Вашем городе?
  3. Как часто Вы сами или вместе с ребенком посещаете музеи?

Детский психолог

Анна Зубарева

Вы хотите знать, как грамотно заниматься дома с вашим ребенком? Подпишитесь на обновление сайта, и Вы всегда будете знать, когда появилась новая статья:
Ваш e-mail: *
Ваше имя*

Сделайте доброе дело, нажмите кнопку :

Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal

Эта запись была опубликована в рубрике Летние забавы и отмечена метками , , , , , , , , . Добавить в закладки ссылку.

27 в ответ на Летние забавы. Экскурсия. Продолжение:

  1. Светлана пишет:

    Все-таки детки, живущие в небольших городках, обделены и выставками, и театрами и всем остальным. С удовольствием бы многие из них куда-нибудь пошли, но нет у них такой возможности.

    • Но ведь для этого есть сейчас интернет. Музеи устраивают виртуальные экскурсии на разные темы. То есть это фильмы, которые очень интересно смотреть. Как будто сам побывал в музее. Об этом и говорится в статье.

  2. Виктор пишет:

    Краеведческий музей интересен всем детям. Мальчики с удовольствием посетят музей или выставку какой-нибудь техники, а девочек не оторвать от экспонатов выставки рукоделий. Может быть, даже увиденное, зародит на будущее выбор профессии или хобби.

  3. Милена пишет:

    Информацию об экскурсиях в основном ищу в интернете, на сайтах города, форумах и т.д. Исторические музеи посещаем не часто, времени не хватает.

  4. Елена пишет:

    Ходила в исторический музей с детьми. Больше всего им понравились модели-реконструкции с фигурками людей поселений и крепостей.

  5. Юрий пишет:

    Для детей в раннем возрасте любая смена обстановки вызывает бурю эмоций и восхищения. На самом деле для этого надо совсем немного.

  6. Laralaram пишет:

    Идея активного участия детей в экскурсиях очень нравится, а то, если они просто слушают, то внимание быстро рассеивается.
    Что касается интересных мест в городе, то в Германии это без проблем – каждый городок имеет такое бюро, где можно получить любую инфу и брошюры и всё такое… И в прессе постоянно инфа о событиях в городе! Проблем с этим нет…

  7. Сергей_L пишет:

    Правильный выбор экскурсии имеет большое значение. Если ребенку будет не интересно, то такая экскурсия превратится в сущее наказание.

  8. Людмила пишет:

    Идея очень хорошая, детки любознательны, а совместные походы на экскурсии не только расширяют кругозор, но и сближают

  9. Светлана пишет:

    С Вашими рекомендациями любая экскурсия удастся, замечательные советы по проведению экскурсий для педагогов и родителей.

  10. Александр пишет:

    Очень полезный материал, особенно для молодых родителей.
    Заходите в гости ;).

  11. Мы живем в Пермском крае, город Чайковский, точнее в Чайковском районе. Но иногда бывает выбираемся на выставки жучков или кошек, в музей. Но самой проводить экскурсию как-то не приходило в голову, спасибо за идею. Жду в гости)

  12. Владимир пишет:

    Благодарю Вас за информацию! Желаю удачи!

  13. Олег пишет:

    Сейчас все ищу в интернете:)в том числе и выставки и экскурсии

  14. Олег пишет:

    Виртуальные конечно посещения это в чем то удобно:)но по старинке оно как то интереснее лично мне:)

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>