Безопасность детей. Один дома

Безопасность детей.Один домаБезопасность детей – в наших руках. Скоро лето. Занятия в школе закончатся, уйдут в отпуска воспитатели детских садов… Дети больше времени станут проводить на улице. Родители не могут постоянно находиться рядом с ребятишками, но подумать об  безопасности детей стоит заранее. Малыша можно подготовить к тому, что он останется на время один дома или выйдет на прогулку без взрослого. Ниже описано несколько ситуации, возможные опасности и подсказки, как их предотвратить.

Советы подобраны таким образом, что не напугают малыша и не будут переполнены запретами. В опасной ситуации не всякий взрослый может мгновенно сориентироваться и избежать беды. Детям еще сложнее, ведь у них нет опыта. Не ругайте ребенка, если он сразу не усвоил алгоритм действий, иначе он в следующий раз просто умолчит о своих опасениях, скроет произошедшее, опасаясь вашего порицания. Через доверительные беседы и игры вы постепенно донесете до малыша советы и правила для самосохранения.

Начать цикл статей хочется с описания ситуаций, когда ребенок остается

Один дома.

В каком возрасте можно оставить ребенка дома одного? Здесь все зависит от вашего мнения и самостоятельности малыша. Можно перечислить несколько критериев такой готовности: знание цифр и умение хоть немного читать, может отличить чужих и незнакомых людей от своих, усвоил основы бытовой техники безопасности (двери, розетки, кухонная плита и другая техника, санузел, запрещенные предметы и пр.).

Опасности:

✓                    чужой человек (любого пола и возраста) у двери квартиры звонит и просит о чем-то (вызвать «скорую», одолжить сахара, проверить газовую плиту или счетчики, просто поиграть);

✓                    звонок на телефон с целью выманивания малыша из дома (предложить подарок, посмотреть на забытую игрушку, покататься на роликах и др.);

✓                    милая пищащая зверушка на площадке у двери – мало, кто из детей не заинтересуется, не пожалеет котенка или щенка;

✓                    злоумышленники в форме полицейских или врачей просят срочно открыть дверь.

Действия ребенка:

  • Самое важное: не от­крывать дверь и не покидать квартиру! Исключение составляет по­жар или потоп в доме.
  • При настойчивых просьбах или угрозах со стороны незнакомца, пусть малыш  звонит родителям (близким родственникам, которые живут поблизости и могут быстро доехать). Допустимо звонить в полицию или в службу спасения. Если ребенок очень напуган, то пусть крикнет в окошко, призывая на помощь.
  • Познакомьтесь со своими соседями, представляйте им своего малыша. Договоритесь с тем, кто внушает доверие, чтобы они присматривали за квартирой, когда вас нет дома. Обменяйтесь телефонами, чтобы быть на связи в случае необходимости.
  • Каждый ребенок дошкольного возраста должен знать свои имя и фамилию, домашний адрес. Помогите ему запомнить эту информацию. Иначе, как он сможет вызвать полицию или пожарных, если возникнет необходимость. Ребенок не всегда может посмотреть в «глазок» из-за маленького роста, вполне допустимо оставить в прихожей стул, на который может взобраться малыш. Предупредите, что каждого пришедшего нужно обязательно спрашивать: «Кто там?» и не от­крывать, пока человек не представится. Даже в этом случае нужно соблюдать бдительность. Чтобы ребенок хорошо знал и различал голоса «своих», воспользуйтесь игрой «Угадай по голосу!». Запишите на любой носитель (телефон, плеер, компьютер) несколько фраз, которые произносят родственники, друзья, соседи. В начале тренировки называйте говорящего вместе с малышом, позже дайте ему самому возможность различить, кому принадлежит звучащий голос. Лучше воспроизводить записи в произвольной последовательности. Эта игра полезна не только для безопасности вашего чада, но и для его памяти, фонематических процессов и слухового внимания. Подмечайте особенности речи людей, чьи голоса слушает малыш: хрипотца, звонкость, скорость, четкость и пр.
  • Отличным подспорьем станут сказки. Вспомните сюжеты, где кто-то из героев остался «один на хозяйстве», к нему приходит отрицательный персонаж, который может унести наивного хозяина. Это могут быть книги, мультипликационные или художественные фильмы, аудиозаписи: «Жихарка», «Кот, петух и лиса», «Волк и семеро козлят». Обсуждайте ситуации, когда дверь нежданному гостю открывают, напоминайте, что такое может произойти и в реальной жизни. Спросите, как надо было поступать персонажу, который остался дома один. Пальчиковый театр или любые другие игрушки пусть действуют не по сюжету сказки, а в целях самосохранения. Откажитесь от детских страшилок подобного содержания и чрезмерной драматизации отдельных эпизодов в сказках – они могут травмировать неокрепшую психику ребенка и привести к возникновению страхов.
  • Школьнику стоит рассказать об уловках и приемах, которыми пользуются аферисты и грабители, чем чреваты встречи с такими людьми, и куда обращаться за помощью. Выучите с ребенком номера экстренных служб, выпишите их на специальный лист и прикрепите около телефона. В опасной ситуации малыш может растеряться, забыть номер или даже свой адрес – «шпаргалочка» ему подскажет. На этом же листе лучше записать сотовые родственников, друзей семьи и соседей, ваш рабочий номер. Такие записки используют и с детьми помладше, если они умеют читать и знают цифры. Продолжайте обыгрывать визиты незнакомцев. Упор делайте на быстроту реакции и верно выбранную линию поведения. Есть вариант подобной игры, когда чужаков изображают сами родители, меняя голос и внешний вид.

О чем еще нужно помнить?

Заста­вить ребенка открыть дверь, выманить его из дома способны непорядочные люди,  просто набрав номер домашнего телефона. Как это происходит?

Прикинуться злоумышленник может кем угодно: врачом, полицейским, работником школы, дальним родственником. Позвонивший может сказать, что он друг родителей или работает с ними. Просит напомнить адрес или узнать, когда вернуться взрослые, выясняет имя ребенка.  Разъясните малышу, что рассказывать ничего не надо, лучше пригласить к телефону взрослых или положить трубку.

Надеюсь, что эти советы помогут вам позаботиться о безопасности ваших детей.

В следующих статьях пойдет речь о других опасных ситуациях, с которыми сталкиваются дети.

Детский психолог

Анна Зубарева.

PS:Напишите в комментариях

  • с какого возраста Вы стали оставлять ребенка дома одного?
  • рассказывали ли ему о том, как себя вести?

Если вам понравилась статья. Появился интерес к тому, как грамотно донести до малыша правила для самосохранения. 

Вы хотите знать, как грамотно заниматься дома с вашим ребенком? Подпишитесь на обновление сайта, и Вы всегда будете знать, когда появилась новая статья:
Ваш e-mail: *
Ваше имя*

Сделайте доброе дело, нажмите кнопку :

Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal

Эта запись была опубликована в рубрике Советы детского психолога и отмечена метками . Добавить в закладки ссылку.

34 в ответ на Безопасность детей. Один дома:

  1. Ольга пишет:

    Да, это важно знать каждому ребенку. Только вот с какого возраста малыш сможет это понять? Большой вопрос…

    • admin пишет:

      “Здесь все зависит от вашего мнения и самостоятельности малыша. Можно перечислить несколько критериев такой готовности: знание цифр и умение хоть немного читать, может отличить чужих и незнакомых людей от своих, усвоил основы бытовой техники безопасности (двери, розетки, кухонная плита и другая техника, санузел, запрещенные предметы и пр.)”

  2. Ирина пишет:

    Очень важно и нужно для родителей знать как обезопасить своих деток , очень хорошие рекомендации

  3. Михаил пишет:

    Много полезной информации.
    Кстати, я недавно читал, что в США , вообще, запрещено оставлять несовершеннолетних детей дома одних. Обязательно кто-то должен за ними наблюдать. Если родни никакой нет, то надо нанимать няню Что даже, если ребенку семнадцать лет, а няне – восемнадцать, то это уже будет считаться, что, якобы ваше чадо под должным наблюдением взрослого человека. Не знаю, конечно, насколько это правда, но что-то похоже оно мне на правду.

    У большинства из наших граждан такой возможности, чтобы нанять няню нет, поэтому подобные советы будут ох как кстати!

  4. Владимир пишет:

    Большое спасибо за интересную и содержательную статью!

  5. Оксана пишет:

    Очень хорошая и полезная информация. Спасибо!

  6. Мария пишет:

    Сколько же много опасностей для ребенка! Мне очень страшно за безопасность моего ребенка.

    • психолог Анна пишет:

      Есть еще несколько способов, чтобы ребенок усвоил навыки для собственной безопасности, когда остается одни.
      После беседы о том, как надо действовать, пока взрослых нет дома, можно использовать такой прием: сыграть “незваного гостя”. Для этого скажите малышу, что Вам нужно ненадолго отлучиться (за хлебом, в аптеку и т.п.). После этого выходите за дверь, ждете несколько минут и звоните на домашний телефон или нажимаете на звонок у двери. Так Вы узнаете, запомнил ли малыш то, чему вы его научили.
      Для этой игры надо создать несколько условий: сменить голос, если есть “глазок”, то немного сменить внешность (надеть темные очки, платок, шляпу) или закрыть обзор пальцем. Естественно, не стоит доводить дело до испуга у ребенка – вызовет полицию на Вашу голову!)))
      Через некоторое время возвращайтесь по-настоящему, спросите, как он провел время, все ли было спокойно?
      Похвалите малыша, если он действовал правильно. Если он все же ошибся, то непременно обсудите ситуацию снова, поясняя, что в следующий раз придти может злоумышленник. Сделайте это без упреков, спокойно, посмотрите вместе мультфильм (“Жихарка” от “Горы самоцветов” – очень удачный вариант). Такое упражнение повторите еще пару раз.
      Иногда спрашивайте, что бы сделал малыш, если бы кто-то позвонил (начался пожар, разбили окно и т.д).
      Спокойствия Вам и Вашим детям!

  7. Владимир пишет:

    Сегодня детей оставляют одних в гораздо более раннем возрасте, чем в мою бытность ребенком. Точно не помню, но оставаться один я начал где-то в классе третьем. А до этого были бабы, деды – сиделки и воспитатели… :) Целиком поддерживаю вас – воспитывать в ребенке самостоятельность и учить его правильно поступать, когда дома нет родителей…
    Родителям будет полезно почитать Вашу статью.

  8. Светлана пишет:

    Дельно и по сути, отличные рекомендации для родителей, которые вынуждены оставлять ребенка дома одного, обязательно нужно рассказать ребенку о всех опасностях, а еще лучше проиграть ситуации, в которых может оказаться ребенок.

  9. Роман пишет:

    Супер познавательная и уникальная статья. Было очень интересно читать. Хочется рассказать о Вас своим друзьям. Надеюсь на взаимность. Удачи.

  10. Вячеслав пишет:

    Очень полезная и нужная информация. В наше время это очень актуально. Удачи Вам!

  11. Спасибо за хорошие советы, лучше всего конечно, по возможности избегать таких ситуаций когда ребенок дома один.

  12. Ольга пишет:

    Ох,лучше не оставлять маленьких детей без присмотра. Меня мама оставляла у соседки,когда нужно было срочно отлучиться куда-нибудь.

  13. Владимир пишет:

    Конечно, лучше детей не оставлять одних дома, даже в любом возрасте. Большое спасибо за статью!

  14. Bulhak63 пишет:

    Да, Ваши советы должны помочь многим быть бдительными и объяснить ребенку как себя вести, если он один дома.

  15. Алексей пишет:

    Согласен с комментариями выше, отличные советы. Но если есть хоть маленькая возможность, не оставлять ребёнка одного, ею надо обязательно воспользоваться. Успехов вам и вашему проекту.

  16. Людмила пишет:

    Очень хорошие рекомендации, бери и рассказывай детям, все в системе.

  17. Валентина пишет:

    Да я согласна с комментариями выше лучше не оставлять одних детей дома. Во всяком случае постараться ,чтобы кто-то из взрослый был с ними.Успехов вашему сайту.

    • психолог Анна пишет:

      Конечно, пригляд за детьми необходим, но нужно постепенно приучать и к самостоятельности. Ребенок может остаться один, когда идет гулять, по дороге из школы и т.д. Согласитесь, что дома гораздо безопаснее, чем в другом месте. Значит, с этого стоит начать. Умея занять себя, спокойно дождаться возвращения взрослых, не набедокурить и избежать проблем с чужаками – школа жизни и личный опыт малыша, который станет один из кирпичиков фундамента самостоятельности и самозащиты.
      Придет время, и Вы поймете, что ребенок вполне способен побыть дома без пригляда. В случаях острой необходимости, когда нужно отлучиться срочно, Вы будете спокойнее, если ребенок знает, как себя вести, оставшись один дома.

  18. Ирни пишет:

    Меня оставляли одну дома, детей своих оставляла, но относительно внучки мои убеждения изменились – я теперь рассуждаю, как американцы. Нет, нет, нет. Только присмотр старших.

    • психолог Анна пишет:

      Все зависит от самого ребенка и степени его понимания. Вы очень беспокоитесь за безопасность внучки, заботитесь о ней. Оно и понятно, жизнь очень изменилась со времен детства Вас и Ваших детей. Дети чувствуют тревогу, которую взрослые стараются не показывать, и сами начинают бояться, хоть и не понимают, чего именно. Важно сохранять собственное спокойствие. Когда-нибудь все равно придется предоставить девочке возможность остаться на “хозяйстве” (даже если вы просто вышли к соседке на минутку).
      Важно также почувствовать грань между желанием обезопасить ребенка и гиперопекой. Для того, чтобы в будущем девочка умела оценивать риск той или иной ситуации, действовать самостоятельно, лучше постепенно обучать ее алгоритму поведения, а не просто решать все проблемы за нее. Учиться малыш пить из кружки, ходить, доставать игрушки (а ведь это все может за него сделать взрослый!) – он осваивает этот мир, приспосабливается к нему. Остаться дома одной – один из аспектов такой автономии.
      Всего наилучшего Вам и Вашей семье!

  19. Надежда пишет:

    Когда мы проводили тренинги для детей и родителей на эту тему, самой главной проблемой было комплекс ребенка громко закричать в опасной ситуации, позвать на помощь. Наша стеснительность, боязнь сделать что-то не так обратить на себя внимание даже в случае опасности передаются нашим детям. Родители, проверьте своих детей. Способны ли они закричать громко, позвать на помощь?

    • психолог Анна пишет:

      Очень дельное примечание! Взрослые часто требуют от детей послушания и тишины. Детям сложно нарушить такую установку даже с незнакомым человеком. На это рассчитывают злоумышленники. Стоит найти время и место, где ребенок может поголосить, тренируясь звать на помощь. Это можно делать с игрушками или через небольшую сценку. Например, вы выходите за дверь квартиры, а ребенок через какое-то время начинает кричать, призывая на помощь. Вы услышите крик, поймете, насколько он громок, какие слова использует малыш (об этом – в одной из следующих статей). Кроме того, когда вы сами тренируете так ребенка – бдительные соседи не будут вызывать полицию. Уточните, что кричать нужно ключевые слова, а не просто орать и визжать – никто не поймет, что малыш попал в беду, скорее решат, что он капризничает или играет.

  20. Надежда пишет:

    У нас с соседями хорошие отношения и даже если нас взрослых нет дома то за ребенком всегда могут присмотреть соседи. Хотя я стараюсь как можно реже пользоваться этим. У нас с соседями один тамбур на две квартиры.

  21. Яна пишет:

    Познавательная статья с хорошими советами. Спасибо. Ваши советы беру на вооружение.

  22. Василий пишет:

    Да, для нас с супругой, это сейчас становится реальной проблемой. Спасибо за статью, будем пользоваться!

  23. Олег пишет:

    Предупрежден, значит вооружен.

  24. Ольга пишет:

    Сейчас очень непростое время, гораздо опаснее, когда росли мы. Во дворе оставить страшно, дома тоже. Но приучать к самостоятельности все же нужно, поэтому начинаем работать над этим с самого раннего детства. По возможности стараюсь своих не оставлять, но если уж такое получается, то держу постоянную связь. И гораздо проще, когда ребенок не один остается, а с братом или сестрой, пусто даже и своего возраста. Вдвоем легче.

  25. Елена пишет:

    Очень ценные советы! Хочу еще добавить по телефонному мошенничеству. У знакомой семейной пары позвонили на гор.телефон, трубку взял 7-ми летний сын. Точно разговор передать не могу, но смысл был в том, что он должен был собрать все ценные вещи в квартире и выбросить с балкона, чтобы их спасти (от чего-не помню).
    Так он собрал все свои игровые компьютерные диски и скинул. Видимо,злоумышленники этого не ожидали и позвонили еще раз,объяснив,что относится к ценностям.В итоге он послушался их, выбросил норковую шубу и еще что-то. Милиция,конечно,никого и ничего не нашла.

    • moderator пишет:

      Важно, что Вы приводите конкретные примеры: наглядно и привычно. Еще одна тема для разговора с ребенком. Спасибо за активность!

  26. Марина пишет:

    Очень ценные рекомендации, детям такие вещи обязательно нужно объяснять. Детской непосредственностью и любознательностью можно воспользоваться в корыстных целях.

  27. Николай пишет:

    Здравствуйте коллега!
    У Вас замечательный сайт! Вы затронули очень нужную и актуальную тему о безопасности детей. Прочитал с удовольствием другие Ваши статьи. Спасибо. Желаю Вам дальнейших успехов и удачи в достижении поставленных целей. Будет время, заходите в гости! Буду рад пообщаться с новыми знакомыми!

  28. Наталия пишет:

    Да, детки подрастают и скоро будут оставаться одни. А это меня немного пугает, так что тоже уже начали готовить сына, как надо вести себя в разных ситуациях. Обязательно воспользуемся вашими советами.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>