Составление рассказа из личного опыта

Составление рассказа из личного опытаСегодня мы поговорим о том, как научить ребенка составлять рассказ из личного опыта.

Не секрет, что дети,  рассказывая о каком – то ярком событии из их жизни начинают говорить сбивчиво, перескакивают с одного момента на другой, повторяются и даже забывают о первоначальной теме. Это происходит потому что дети просто не знают, как рассказывать, в какой последовательности, не могут выделить самое главное.

Основное, что надо сделать взрослому – это помочь дать направление рассказу, посоветовать, как составить план рассказа, задать наводящие вопросы.

Составление рассказа из личного опыта как такового доступно детям с 5 лет. Это истории о любимой игрушке, об интересных новых  играх, о том, как малыш помогает по дому маме или папе в гараже. Ребенок шестого года жизни уже способен сообщить подробно о событиях ближайших дней, а так же о давно прошедших. Например, зимними вечерами может рассказывать как он отдыхал летом на даче или в деревне, как с бабушкой и дедушкой собирал грибы в лесу и ягоды в огороде,  купался в пруду и ловил рыбу.

На седьмом году жизни ребенок способен сам придумать сказку или рассказ, развернуто говорить о своих впечатлениях и чувствах.

Задача взрослых – научить последовательно излагать свои мысли.

Как научить детей описаниям из личной жизни, добиваясь связных и живых рассказов?

1. Освежить воспоминания ребенка на конкретном событии, задавая вопросы. Начинать учить рассказыванию лучше с простых и очень близких тем. Например, «Как ты любишь играть?»

  • Какие у тебя есть любимые игрушки?
  • Как интереснее всего с ними играть?

2. Дать образец рассказа, который поможет найти аналогичный случай из жизни ребенка.

Например: «Когда я была такая как ты, у меня была любимая кукла Матрёна. Мама мне сшила куклу из тряпочек. Она была маленькая, как 2 ладошки. Очень мягкая и розовая. Волосы у Матрены были из черных шерстяных ниток. А лицо было вышито цветными нитками. Я любила разговаривать со своей куклой.

Мама давала мне красивые лоскутки, и я делала кукле разную одежду. Матрена приходила в мою мастерскую и выбирала себе красивую ткань. Я отрезала ножницами нужную длину и вырезала дырочки для рук. Мама разрешала мне иголкой пришивать красивые пуговки на платья Матрены. Когда платье было готово, я наряжала ее, и мы отправлялись в гости к моей подружке Свете. У нее была тоже кукла. Там наши куклы пили чай и беседовали».

3. Затем надо объяснить ребенку, что рассказ состоит из двух  частей:

  • Рассказ об игрушке (внешний вид, свойства и особенности);
  • Как я с ней играла.

4. Можно попросить повторить рассказ по частям

5. Попросить рассказать о своей любимой игрушке. Напомнить, что надо сначала подробно описать ее, чем она необычна, нравится. А затем рассказать, как любишь играть с ней. На обдумывание рассказа дается некоторое время.

6. Когда ребенок начал рассказывать не следует задавать ему уточняющие вопросы, так как это может привести к переходу с рассказа на вопросно-ответные формы общения. Слушайте с живым интересом: выражайте свое одобрение улыбкой или кивком головы.

7. Выслушав ребенка, взрослый анализирует и оценивает его рассказ. Можно привлечь других членов семьи или тех же кукол-слушателей. Надо кратко и четко характеризовать рассказ и конкретно оценить те или иные его качества.

Например: «Молодец! Твой рассказ был коротким, но ты сумел рассказать о самом главном». «Тебя было интересно слушать, потому что весело и подробно рассказывал о своих играх». «У тебя получился слишком длинный рассказ. Надо лучше обдумывать, о чем будешь говорить, выбирать самое важное, интересное. Давай попробуем сделать рассказ короче».
И, конечно же, проводя разбор и оценку рассказов, взрослый говорит четко и эмоционально.

В дальнейшем темы можно разнообразить. А еще лучше провести предварительную подготовку. Для этого надо организовать для ребенка яркое событие.

Например, поход в зоопарк.

  • Почитайте сказки и рассказы о животных. Обращайте внимание на точные, выразительные слова: существительные (медведь, медведушка, медвежата, медвежатки), глаголы (ходят, подходят, уходят, переваливаются, кувыркаются), прилагательные (смешные, проворные, бойкие, шумливые, игривые). Когда вы уже будете в зоопарке ребенок воспримет все эти словосочетания и речевые обороты. Он подготовится увереннее оперировать ими в процессе рассказывания.
  • Наметьте маршрут, познакомив с ним ребенка. По ходу экскурсии по зоопарку обращайте внимание на детали (внешний вид животного, как он ест, как играет, необычные интересные моменты в поведении животного)
  • Используйте образные слова и выражения, которые вы узнали из сказок и рассказов.
  • Пусть ребенок сам попробует сфотографировать животных, или, придя домой нарисовать их по памяти.
  • Дальше действуйте по плану, приведенному выше. Если ребенок более старшего возраста пусть составит рассказ самостоятельно, без образца.
  • Можете дать план рассказа или посоветовать обдумать хорошенько, что малыш будет говорить, припомнит — что, где, когда и с кем это было.

PS: Лето –  самое благодатное время для обучения ребенка составлению рассказов из личного опыта. Ведь это самое весело время года. И в жизни ребенка происходит очень много нового и интересного. Воспользуйтесь этим. Создайте книжки – малютки с рассказами и рисунками, а может и фотографиями, сделанными вашими детьми. Зимними холодными вечерами вы будете вместе с малышами рассматривать и вспоминать летние приключения. А еще лучше, поучаствуйте в конкурсе “Вот оно какое наше лето!”

Если вам понравилась статья. Появился интерес к тому, как можно легко заниматься с детьми.

Вы хотите знать, как грамотно заниматься дома с вашим ребенком? Подпишитесь на обновление сайта, и Вы всегда будете знать, когда появилась новая статья:
Ваш e-mail: *
Ваше имя*

Сделайте доброе дело, нажмите кнопку :

Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal

Эта запись была опубликована в рубрике Развитие связной речи и отмечена метками . Добавить в закладки ссылку.

23 в ответ на Составление рассказа из личного опыта:

  1. Светлана пишет:

    очень важно для подготовки к обучению в школе научить ребенка составлять рассказы из личного опыта, замечательная статья по развитию речи

  2. Валентина пишет:

    Очень нужная статья, у меня подрастают двое внуков .И ваша статья о том как составить рассказ нам подойдет. Спасибо

  3. Марина пишет:

    Так важно, чтобы ребенок научился рассказывать о том, что с ним происходило и происходит. Ирина, вы, как всегда, подробно, логично и последовательно описываете этапы обучения детей составлять рассказы. Наверное, дети вас очень любят.

  4. Альбина пишет:

    Научить ребёнка правильно излагать свои мысли, описать увиденное – это очень важно, у вас очень ценные советы.

  5. Любовь пишет:

    Очень полезная статья, которая говорит о том, насколько важно все время общаться с детьми, закладывать в них умение рассказывать о произошедших событиях. От этого в будущем зависит насколько ребенок будет коммуникабельным, общительным и интересным собеседником.

    • психолог Анна пишет:

      И именно благодаря умению рассказывать о событиях своей жизни ребенок сможет писать интересные сочинения и другие творческие работы в школе. Та же система с планами отлично подойдет для письменных рассказов: изложение будет последовательным и четким. В спонтанной речи порядка добиться труднее, но обучить этому, как мы видим из статьи, вполне по силам каждому заинтересованному взрослому. Успехов!

  6. Ольга пишет:

    Здорово.Буду учить сына в ближайшем будущем)

  7. DIma пишет:

    Очень интересный рассказ!
    Тоже надо будет научить сына!!

  8. Александр пишет:

    Советы, безусловно, очень дельные и полезные. Беру на вооружение. Спасибо за статью.

  9. Юлия пишет:

    Полезная информация. Действительно составить рассказ детям с трудом дается.

  10. Ксения пишет:

    Спасибо за столь ценную информацию

  11. Галина пишет:

    Отличные подробные рекомендации по составлению рассказа с моим пятилетним внуком.
    Спасибо

  12. moderator пишет:

    При составлении рассказа из личного опыта можно использовать дополнительные приемы. Мнемотаблицы, о которых говорилось в статье http://logopedprm.ru/dlya-roditeley/razvitie-svyaznoy-rechi/risuem-mnemotablitsyi-dlya-razvitiya-rechi. Рисование игрушки с проговариванием.

  13. Татьяна пишет:

    Очень важно, еще до школы научить ребенка составлять связные рассказы и не только из личного опыта. И при этом действительно существует множество приемов. Надо больше разговаривать с детьми, побуждать их рассказывать, например что интересного было в детском саду? Придумывать свои сказки и т.д.

  14. Полина пишет:

    Вы даёте такие правильные направления родителям, что просто каждый раз удивляюсь вашей компетентности. Обычно нам легче сделать замечание, чем учить правильно изложить увиденное, произошедшее

  15. Ольга пишет:

    Спасибо. Полезно знать такие вещи. Мой сын достаточно сбивчиво повествует о событиях, теперь знаю, как его направлять и помогать.

  16. Татьяна пишет:

    Полезная и нужная информация для развития ребенка. С детками надо заниматься, проводить подготовку и развивать их.

  17. Светлана пишет:

    очень хороший прием для развития, хотя они и так иногда не плохо сочиняют

  18. Юрий пишет:

    Составляя рассказ, ребенок еще и еще раз проговаривает про себя весь текст рассказа, исправляет что-то. Это очень важно, особенно для детей, у которых имеются нарушения речи. Придумывая и проговаривая рассказ “про-себя” ребенок тренирует навыки правильной речи.

  19. Михаил пишет:

    Эх, какое же это счастье для человека: уметь правильно , красиво и связно разговаривать. Я в этом убедился на своем собственном опыте в школьные годы.
    Вот в садике у нас был такие занятия, назывались РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Но, как-то они мне в одно ухо влетели, а в другое вылетели. Поэтому я из них ничего для себя не вынес.
    А в школьные годы мучился. Я то материал практически всегда знал. Потому что уроки учил регулярно. Но был на положении той собаки. Которая всё понимает, а сказать не может. Поэтому. как я уже сейчас понимаю, мне и оценки, нередко ставили ниже, чем я заслуживал на самом деле.
    И крупно завидовал одному своему однокласснику. Он до того классно владел техникой речи. Плюс ещё умел морду умную состроить, что всегда создавалось впечатление. что он знает всё! Даже то, чего не знает)))))))
    Мне потом пришлось ещё долго работать над моей речью в более взрослом возрасте. А сдвиги я почувствовал уже когда начал газеты читать. Но те бульварные издания со сплетнями, а именно серьезные официальные издания, для которых пишет грамотные и толковые специалисты. А, вопреки устоявшемуся мнению, классики с их литературными шедеврами, не смогли развить во мне навык красивой речи.

  20. Ольга пишет:

    Спасибо интересная статья, весело слушать малышей, когда те рассказывают и у них слов не хватает. Моя дочка в такой момент начинает щеки надувать, головой крутить )
    А вот зоопарк ей как-то не пришелся сильно по душе, зато яблоки в красной глазури , которые там продавали, оставили незабываемое впечатление для нее.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>