Прием наглядного моделирования

Прием наглядного моделирования овощи, фруктыСегодня я хочу предложить статью  Безматерных М.В, учителя-логопеда МАДОУ « детский сад» №135 г. ПермиФормирование связной речи у детей с ОНР с использованием приемов наглядного моделирования“.  Данная статья ценна тем, что используя грамотные приемы, описанные в ней, вы сможете в домашних занятиях развить связную речь любого ребенка.

Овладение речью – это сложный, многосторонний психический процесс, он зависит от многих факторов. Речевая деятельность начинает формироваться только тогда, когда головной мозг, слух, артикуляционный аппарат ребенка достигают определенного уровня развития.

У детей с общим недоразвитием речи не сформированы все компоненты речи:

  • звукопроизношение,
  • фонематические процессы (слух и звукоразличение),
  • бедный словарный запас (предметов, глаголов,  признаков),
  • грамматическое оформление,
  • построение связных высказываний.

Так как детям трудно сформулировать фразу, подобрать слова и сказать предложение, то у них не формируются навыки полноценного общения.

Вышесказанное очень значимо в построении коррекционной работы. Необходимо использовать способы, которые облегчают процесс становления связной речи, прежде всего, использовать наглядность. Одним из её видов является приём наглядного моделирования.

Мы опирались на работы С.Л. Рубенштейна, Л.А. Леушиной, Д.Б. Эльконина, Л.С. Выготского. Известно, что составление схемы рассказа позволяет детям усвоить способы программирования содержания развёрнутого высказывания. Они учатся устанавливать последовательность и взаимосвязь основных смысловых звеньев рассказа.

Очень важна совместная работа логопеда и воспитателей. Для коррекции речи детей с ОНР мы использовали целую систему игр и заданий с применением приемов наглядного моделирования по определённой лексической теме.

Свою работу в начале учебного года мы начинаем с темы «Овощи».

  1. Сначала формируем словарь существительных, прилагательных. Проводим исследования на натуральных овощах, обговаривая форму, цвет, вкус, тактильные ощущения (аналогично проводится работа по теме «Фрукты»)

Например, мы посмотрели на репку и увидели, что репка:

  • какая по форме? (круглая);
  • какая по цвету? (желтая);
  • попробовали на вкус, она какая? (сладкая);
  • если соком наполнился рот, она какая? (сочная);
  • если надавить рукой, она какая? (твердая); а
  • где растет репка? (в огороде на грядке).
  1. . На основе накопленного словаря прилагательных формируем навык составления описательного рассказа о предмете, а для его лучшего усвоения используем схемы-модели, по которым ребенок повторяет все признаки и запоминает их.
  • В игре «Опиши овощи» используем схему для каждого овоща. Описывая репку, дети опираются на схему: на первой картинке нарисован овощ, потом его форма, вкус (конфета или лимон) тактильные ощущения (рука) и, наконец, место, где овощ растет (схематическое изображение грядки.)  Ребенок говорит: «Это репка, она круглая, желтая, сладкая. На ощупь репка твердая, растет в огороде. Репка – это овощ».
Прием наглядного моделирования Опиши овощи, фрукты Прием наглядного моделирования Опиши овощи, фрукты
  • В игре «Угадай, какой это овощ?» развиваем понимание категории рода у прилагательных, обогащение активного лексикона детей прилагательными, обозначающими разные признаки предметов (овощей), и закрепляем формирование умения описывать предмет (разные виды овощей). Здесь используем те же самые схемы, что и в игре «Опиши овощ», но убираем первую картинку, изображающую овощ, а в конце схемы ставим знак вопроса, и ребенок, перечисляя все признаки предмета (овоща), должен его назвать.

Дети очень любят загадывать друг другу такие загадки. В дальнейшем схемы могут быть убраны, и ребята сами загадывают загадки.

  • В упражнении «Где растут овощи?» отрабатываем использование предлогов над и под и одновременно формируем фразовую речь. Детям раздаются карточки со стрелками, показывающими  вниз и вверх и картинки с овощами. Ребенок подбирает карточки и говорит, где растет этот овощ. Например,  «Морковка растет под землей» или  «Помидор растет над землей».
Прием наглядного моделирования Где растут овощи? ( употребление предлогов над и под) Прием наглядного моделирования Где растут овощи? ( употребление предлогов над и под)

3. Далее работаем  над формированием глагольного  словаря  в  играх-упражнениях

  • «Как дедушка выращивает овощи?» 
Прием наглядного моделирования Схема « Как дедушка выращивает овощи?»
  •  «Приготовим обед».
Прием наглядного моделирования Схема «Приготовим обед»
  • В первой игре «Как дедушка выращивает овощи?» даются картинки-схемы работ  на огороде (фигура человека, лейка, лопата, грабли, корзина). Каждая картинка обговаривается с детьми. Ребенок, опираясь на модели, рассказывает: «Дедушка садит, поливает, рыхлит, удобряет, собирает урожай».
  • «Приготовим обед» картинки-схемы (тёрка, нож, кастрюля, банка, стакан). Опираясь на схему, дети рассказывают: «Овощи трем, режем, варим, консервируем, выжимаем сок.
  • Здесь можно использовать игровую ситуацию «Помоги лисенку посадить овощи и приготовить их». Показываем картинку с изображением, например, морковки. Ребенок рассказывает, опираясь уже на две схемы: «Морковку садим, поливаем, рыхлим, удобряем, собираем». «Морковку трем, режем, варим, консервируем, выжимаем сок». Так хорошо закрепляется глагольный словарь, дети быстрее и легче запоминают слова и учатся согласовывать существительные с глаголами.

Применение наглядных моделей способствует более точному и прочному усвоению детьми навыков словообразования. В игре

  •   «Вкусный сок». Наглядная схема  изображает  стакан с падающей в него каплей, вокруг него изображения фруктов. Взрослый спрашивает у детей:”Какой ты любишь сок?” Ответ: «Я люблю сливовый сок».
Прием наглядного моделирования Схема « Вкусный сок»

 

 

 

 

 

 

  • Таким же образом проводится игра «Что можно приготовить из овощей?». На схеме изображается тарелка, а вокруг нее разные овощи. Ребенок сам выбирает, что можно приготовить из них. Детям задаются вопросы: «Что можно сварить?», «Что можно приготовить?» Примерные ответы таковы: «Я варю гороховый суп», «Я готовлю огуречный салат».
Прием наглядного моделирования Схема « Что можно приготовить из овощей?»

4.  В процессе исследования предметов обязательно включаем словарные упражнения:

-на подбор синонимов. Например, «яблоко красное, спелое, как сказать по-другому, какое оно?» (румяное);

-на словообразование: у яблока красный бок, как сказать одним словом, какое яблоко (краснобокое); яблоко чуть кислое и чуть сладкое (оно кисло-сладкое). При затруднении показываем схемы ( лимон + конфета, красный + жёлтый цвет и т.д)

Прием наглядного моделирования Схема загадок Угадай, какой овощ, фрукт Прием наглядного моделирования Схема загадок Угадай, какой овощ, фрукт

5. На следующем этапе обучения мы вводим схему-модель, по которой ребенок должен самостоятельно выбрать и описать овощ или фрукт ( Знак вопроса, цвет, форма- геометрические фигуры, размер- изображение большого предмета и маленького, рука- какой на ощупь, на вкус- язык, грядка или дерево – где растёт, и кастрюля – что можно приготовить).

Прием наглядного моделирования Схема к описательному рассказу по теме « Овощи-фрукты»

 

 

 

 

 

 

Индивидуальное и хоровое повторение словосочетаний и предложений помогает закрепить в речи детей образцы согласования слов и различные синтаксические формы.

После рассматривания схемы предлагается рассказать, опираясь на образец взрослого. Описание взрослого сопровождается движением указки по схеме модели, тем самым дается образец использования модели.  Данная схема помогает составить полный последовательный описательный рассказ.

Также, используя схемы, можно научиться пересказывать сказки и рассказы.

В качестве наглядных моделей использовали геометрические фигуры. Подбор геометрических фигур обговариваем с детьми.

На первых этапах работы количество фигурок должно соответствовать числу героев сказки. В дальнейшем количество фигурок предлагаем больше, чтобы дети могли самостоятельно выбрать. Выбираем заместителей и выкладываем в нужной последовательности.

Сказка «Репка». Взрослый спрашивает детей: «На какую фигуру похожа репка?», « Какими фигурами можно обозначить дедку, бабку?” и т.д. Рассказывая сказку, выкладываем геометрические фигуры по порядку.  В качестве заместителей удобно использовать бумажные кружки, квадраты, различающиеся по цвету, величине в зависимости от различий между персонажами.

Прием наглядного моделирования Модели-заместители к сказке « Репка»

 

 

 

 

 

Выбранные предметы-заместители наклеиваем на бумагу, делаем в виде книжек-малышек. Такие книжки дети с удовольствием «читают» друг другу.

Таким образом, введите наглядные модели в процесс обучения,  и это позволит более целенаправленно развить речь детей, обогатить их активный лексикон. У детей закрепятся навыки словообразования, сформируются и будут совершенствоваться умения использовать в речи различные конструкции  предложений. Они смогут описывать предметы, составлять рассказы, т.е. развивать и совершенствовать связную монологическую речь”.

PS: Поделитесь в комментариях

  • Любит ли ваш ребенок рассказывать?
  • Как вы развиваете связную речь своего малыша?

Если вам понравилась статья. Появился интерес к тому, как весело и грамотно развивать связную речь ребенка.

Вы хотите знать, как грамотно заниматься дома с вашим ребенком? Подпишитесь на обновление сайта, и Вы всегда будете знать, когда появилась новая статья:
Ваш e-mail: *
Ваше имя*

Сделайте доброе дело, нажмите кнопку :

Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal

Эта запись была опубликована в рубрике Развитие связной речи и отмечена метками , , . Добавить в закладки ссылку.

18 в ответ на Прием наглядного моделирования:

  1. Михаил пишет:

    Я глянул на Ваши картинки с овощами и вспомнил. Между прочим, у нас когда-то было домино детское, на котором были изображены различные ягоды (клубничка, вишенка, малинка…) Оно так и называлось – ЯГОДКА. Я думаю, что такая забавка была во многих семьях. Мы играли с родителями и младшая сестра именно так училась ягодки различать по внешнему виду. А оно и для взрослых интересно было. Отец не во дворе с мужиками “козла” забивал, а с нами сидел. И мама была довольная)))))))Так что со всех сторон от такого домино польза была. Я думаю, что это и самим будет нетрудно сделать, можно просто такие картинки из картона нарезать и всей семьей играть.

    • admin пишет:

      Сейчас примерно такие же домино продают. Но лучше, когда сделаете вместе с ребенком. Столько речевых задач можно решить!!!!

  2. Светлана пишет:

    очень эффективный прием – моделирование, активно использовала на занятия по РР с детьми ОНР и ЗПР, когда работала дефектологом, хорошая статья

  3. Bulhak63 пишет:

    Наглядное моделирование – что может быть проще и интереснее.

  4. Юрий пишет:

    Ваши статьи очень понятно построены и содержат много полезного, чувствуется рука специалиста-логопеда!

  5. Наталья пишет:

    Я уже по вашим статьям занимаюсь с детьми – ленятся только.

    • admin пишет:

      Детям очень трудно учиться весной. Особенно когда на улице светит солнышко и можно побегать. Вы ведь дома. Занимайтесь не больше 15-20 минут -это не так утомительно, если ребенку 5-6 лет. Организм уже настраивается на летний сезон и просит отдыха от всего. У взрослых точно также .

  6. Диана пишет:

    Очень полезная и интересная статья!

  7. Светлана пишет:

    Как интересно, понятно и нужно, действительно четкая инструкция, как помочь ребенку в домашних условиях сформировать речевые навыки.

  8. Вовчик пишет:

    Интересный у Вас блог! Нужно показать будет сестре.

  9. Оксана пишет:

    Какие замечательные игры Вы предлагаете. Спасибо, многим родителям будет полезно почитать Ваши статьи

  10. Татьяна пишет:

    очень подробно и понятно расписано, как заниматься с ребенком, для родителей с маленькими детьми Вас сайт просто находка.

  11. Swetlana пишет:

    Общаться нужно с ребенком, разговаривать, отвечать на его вопросы, а не так, как многие мамы, вместо этого часами по телефону треплюся, вместо того, чтобы ребенком с позаниматься.

  12. Наталья пишет:

    Очень полезные рекомендации! Именно в совместной со взрослым игре ребенок получает “слуховой багаж”, без которого не возможно правильное построение речи

  13. Евгения пишет:

    помню подобные картинки из своего детства)

  14. Юрий пишет:

    Правильная речь у ребенка решает множество проблем. А главное, он сможет избежать насмешек по этому поводу и детская психика не будет травмирована.

  15. Анатолий пишет:

    Очень хорошая статья. Спасибо.

  16. психолог Анна пишет:

    Практическая часть очень подробно и доходчиво описана.
    Пособия легко сделать дома самим вместе с ребенком. Уже в процессе их создания малыш получит знания. Материал ценен еще и тем, что подается в наглядной, символической форме: все станет понятно детям с небольшим багажом знаний или даже с проблемами интеллектуального развития.
    Методикой смогут успешно пользоваться родители, педагоги общеобразовательных и коррекционных учреждений.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>