Безопасность детей. Предостеречь и не напугать

Безопасность детей. Предостеречь и не напугать Тема самозащиты, бдительности и тактики поведения малышей в разных опасных ситуациях очень обширна, к ней мы обратимся позже еще не раз. В новой статье приведены общие рекомендации. Они помогут взрослому грамотно и без неприятных последствий построить диалог с ребенком. Как беседовать о безопасности детей, предостеречь и не напугать их?

Беседа
•    Повествование должно быть информативным, но четким и лаконичным.
Что это значит? Опустите подробности, избегайте излишней детализации, ярких сравнений и драматизации. Подойдут слова: больно, неприятно, опасно. Лучше обратитесь к литературе и мультфильмам (в них нет явных сцен насилия, крови и прочих шокирующих моментов).

Например, рассказывая о случаях, когда малыш открывает дверь незнакомцам, вовремя напомните о наивных козлятах и хитром волке из известной сказки (Помнишь, что случилось с козлятами, когда они открыли волку дверь? Чтобы такое не произошло с тобой, нужно…).

Поставьте акцент не на неприятностях, а на том, как надо действовать. Иногда спрашивайте ребенка, как лучше было бы поступить. Многие малыши вполне способны сделать правильный вывод. Подкорректируйте его при необходимости и закрепите через игру.

•    Следите за тем, что и сколько смотрит по телевизору Ваш малыш. Даже безобидные, на первый взгляд, мультики иногда содержат сцены жестокости. Персонажи тоже могут быть агрессивными, шутить и высказываться некультурно. Согласитесь – не лучший пример для подражания.

Популярные скандальные шоу, выпуски новостей, криминальные хроники способны произвести травмирующее воздействие на неокрепшую детскую психику и привести к неврозам, фобиям и агрессивному поведению. Тем более, что многое малыш понять просто не в силах, а бурная фантазия только усугубит проблему. Это касается детей разных возрастов: от дошколят до подростков.

•    Кроме телевидения жуткие истории наполняют Интернет. Не лишним является забота родителей об установке специальных программ на компьютер для блокировки нежелательных сайтов и запрета ввода определенной информации (личные данные пользователя, например).

Практически любой браузер имеет вкладку «журнал», в которой прописаны все посещаемые сайты. Проверяйте периодически, чем интересуется ваш малыш (совсем не обязательно наблюдать за каждым его действием в сети).

•    Станьте для своего чада примером для подражания. Помните, что дети очень легко и быстро перенимают слова, манеры и алгоритмы поведения у тех, кого они очень любят. К сожалению, такое копирование касается не только положительных образцов. Интереснее (запретный плод) и быстрее (легко и шумно) перенять именно неправильные, негативные реакции.

Умение заботиться о собственной безопасности или относиться к ней халатно тоже берется от взрослых. Глупо требовать от ребенка соблюдать то или иное правило для обеспечение самозащиты, если взрослый сам его не придерживается или выполняет его лишь время от времени.

Случай из жизни
•    Иногда дети сами рассказывают истории. Даже если это не фантазия или детская «страшилка», постарайтесь не пугаться. Не ругайте и не критикуйте малыша. В привычной обстановке, за чашкой чая, в уютном кресле проще обеспечить ребенку ощущение спокойствия и защищенности.

Пусть расскажет все сам (лучше не задавать вопросов – это сбивает с основной темы и может вызвать большее волнение и беспокойство). Если малыш очень возбужден, сначала сделайте все, чтобы он отвлекся и успокоился. К теме вернетесь позже, когда малыш сможет внимательно Вас выслушать (оценка ситуации и наилучшая тактика поведения).

Похвалите его за откровенность, чтобы он и впредь делился с Вами всем, что происходит с ним и его знакомыми.

•    Рассказ ребенка – тревожный звоночек, который сообщит, что в доме, во дворе или в районе что-то не так. Даже если Ваш малыш не был непосредственным участником неприятного происшествия, стоит уточнить информацию. Это касается подозрительных личностей, ищущих контакта с детьми, стаи бездомных собак, открытых люков колодцев или чего-либо другого. Вполне в силах взрослого человека проявить бдительность или сообщить в соответствующую инстанцию для ликвидации угрозы.

•    Бывают истории, которые малыш сочиняет сам. Тогда у Вас есть повод задуматься, для чего он это делает? Добивается Вашего внимания или выплескивает свои переживания? Есть также определенный вид словотворчества, популярный среди ребятни – «страшилки». Но такие истории легко отличить от жизненных реалий: повторяющиеся эпизоды и сказочные свойства персонажей.

•    Любой рассказ (вымышленный и настоящий) стоит использовать во благо для разъяснения основных принципов самосохранения для малыша. Учите его делать умозаключения и выбирать правильное решение.

Страх – это важно!
•    Человеку свойственно испытывать различные эмоции. Иногда они бывают неприятные, но даже они нужны для нормального развития психики. Одной из сильнейших негативных эмоций является страх. Именно благодаря ему включаются механизмы самосохранения. То есть страх чаще всего является нашим помощником, тревожным сигналом.

Об этом часто забывают, особенно, когда идет речь о воспитании мальчиков. Если девочкам дается возможность бояться чего-нибудь, плакать и искать защиты, то малыши противоположного пола зачастую лишены подобных поблажек. Конечно, стоит воспитывать в мальчике смелость, но не безрассудство и полное бесстрашие. Как гласит народная мудрость: не боятся только дураки и сумасшедшие. Дайте ребенку возможность свободно говорить о своих чувствах, выплескивать их.

•    Даже если Вы сами испугались за жизнь и здоровье своего ребенка, не стоит демонстрировать это с помощью резких возгласов и угроз в адрес обидчиков. Не озвучивайте при малыше желание поквитаться с кем-то (с подробностями физиологического характера). Не факт, что малыш правильно поймет Вас (что Вы беспокоитесь о его безопасности, очень расстроены неприятностями, о которых говорил ребенок). Зато он запомнит злобное высказывание и вполне может применить его позже в конфликтной ситуации. Постарайтесь умерить свои гнев и негодование. Лучше обсудите все вместе, посоветуйте, как стоит себя вести в такой ситуации.

•    Многие дети привыкли принимать, как догму, утверждение, что старших надо слушаться всегда. Здесь очень важно научить ребенка понимать, когда отказ подчиняться взрослым связан с непослушанием, а когда продиктован правилами самозащиты.

Нарушая правила дорожного движения за компанию с приятелями, которые старше Вашего ребенка, он подвергается серьезной опасности – скажите ему об этом.  Открывать дверь незнакомцам, идти следом за «другом» папы, давать по телефону личную информацию, только потому что об этом просит взрослый, нельзя! Лучше четко обозначить круг людей, которых надо слушать, кому можно доверять.

В каждом доме, районе, городе есть свои опасные места, особенности взаимодействия между людьми. Как ни парадоксально, но даже среди детей есть понятия «чужой» и «своя территория». До сих пор агрессию со стороны сверстников может вызвать то, что ребенок пришел с соседнего двора, что он из другой школы и т.п.

Когда взрослые активно интересуются всем, что происходит в жизни детей, гораздо проще установить и факторы риска. Именно Вы, родители и педагоги, знаете атмосферу (место и люди), в которой растут ребята. Эта информация нужна для обозначения зон комфорта и опасности в каждом конкретном случае.

Конечно, советы носят общий характер, но основные моменты они затрагивают. Можно менять приемы и придумывать свои средства для безопасности детей. Предостеречь и не напугать ребенка вполне Вам по силам!

PS. С какими детскими страхами Вам приходилось сталкиваться?

Что помогло преодолеть или уменьшить страх?

Детский психолог

Анна Зубарева

Если вам понравилась статья. Появился интерес к тому, как грамотно донести до малыша правила для самосохранения.

Вы хотите знать, как грамотно заниматься дома с вашим ребенком? Подпишитесь на обновление сайта, и Вы всегда будете знать, когда появилась новая статья:
Ваш e-mail: *
Ваше имя*

Сделайте доброе дело, нажмите кнопку :

Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal

Эта запись была опубликована в рубрике Помоги ребенку., Советы детского психолога и отмечена метками . Добавить в закладки ссылку.

22 в ответ на Безопасность детей. Предостеречь и не напугать:

  1. Андрей пишет:

    Спасибо что разграничили понятия предостеречь и напугать, раньше не задумывался об этом, а ведь действительно постоянные предостережения могут вызвать страх.

  2. Галина пишет:

    Одним словом, заботясь о безопасности детей, нужно быть самому примером для подражания, и давать возможность высказаться и, главное, услышать ребенка.

  3. Наталия пишет:

    Я тоже использую сказки, предостерегая ребенка. А еще нужна регулярность (не навязчивость), чтобы в маленькой головке отложилось.

  4. Андрей пишет:

    Сейчас мир наполнен жестокостью и ненавистью. И все это льется на нас со всех щелей. А маленький ребенок впитывает это как губка. И воспитать в такой атмосфере нормального ребенка я считаю героический поступок.

    • психолог Анна пишет:

      Между прочим, сидящая в сознании взрослых установка: "Этот мир жесток и опасен. Никому нельзя доверять" детьми считывается быстро. А это прямой путь к неврозам. Да, в современном мире много негативного, но ему в противовес обязательно есть радость и любовь, надежные друзья, увлечения и хобби и т.д. Как говориться, жизнь вообще опасная шутка )))

  5. Надежда пишет:

    Маленькие – они непосредственные, все рассказывают, вот это и надо приветствовать, поощрять, не отмахиваться, а то будет постарше, замкнется и спрашивать будешь не расскажет, что волнует

  6. Валентина пишет:

    Предостерегая ребенка родителям и самим надо быть примеров для своих детей. Детей надо научится слушать и давать возможность им высказываться.

  7. Сергей пишет:

    Действительно, надо регулярно беседовать с детьми на эту тему. Ваши подробные рекомендации должны помочь родителям в этом вопросе.

  8. Сергей пишет:

    Общение с ребёнком требует быть всегда на стороже, и не забывать что у него формируется будущее воззрение на мир. Порой об этом мы не думаем, идём на поводу эмоций, срываемся и ругаем.

  9. Sergey пишет:

    В наше время эта статья особенно актуальна. Недооценивать опасность нельзя Спасибо!

  10. Марина пишет:

    Советы хорошие, и многие их знают, вот только не применяют их в своей жизни, в своей семье. А жаль.

  11. Очень хорошая полезная статья. Поставил ее в закладки. Дам прочитать дочке, чтобы использовала в воспитании сына. Я также буду опираться на нее в беседах в внуком. Спасибо

  12. Виктория пишет:

    я всегда стараюсь с детьми вести доверительный разговор, чтобы во время прореагировать, правда иногда бывает очень сложно сдержаться в своих оценках событий, а если сорвешься, то следующий раз тайну уже не доверят, поэтому всегда приходится выбирать дослушать до конца или вовремя поругать и сделать вывод. Кстати, в хроме сразу же зашла и проверила журнал посещений веб-сайтов (Настройка и управление – История). Ограничить и проконтролировать посещение интернет сайтов можно еще и с помощью специальных программ, установленных и настроенных на компьютере.

  13. Evgeny пишет:

    Спасибо за подробный разбор темы, хотя мой сын уже вырос, но некоторые вещи можно использовать и сейчас.

  14. Владимир пишет:

    Благодарю за интересную информацию! Желаю успехов!

  15. Марина пишет:

    Рассказывая об опасностях, с которыми ребенок может столкнуться в реальной жизни, можно перестараться. Вы детальнейшим образом описали как и что нужно делать, к чему прислушиваться и как реагировать.

  16. Людмила пишет:

    Советы замечательные, как предостеречь и не напугать ребенка, еще бы старались применять их, особенно молодые родители.

  17. Михаил пишет:

    Это ещё от ребенка многое зависит. Сразу на ум приходит Буратино с его “коротенькими мыслями”. Насколько я помню текст, то он больше всего на свете любил “ужасные опасности и страшные приключения”(с)))))))

    А реалии нашей жизни таковы, что среди детей как раз существует какой-то определенный процент вот таких вот “буратин”. От этого никуда не денешься. Некоторые из них потом, вырастая, выбирают себе профессии связанные с экстримом. Наверное, это в какой-то степеи и нормально. В конце концов кто-то же должен был первым залезть на Эверест, опуститься на дно глубокой впадини, открыть какой-то далекий архипелаг или полететь в космос.

    Один товарищ по телевизору сказал так:”В детстве многие из нас зачитывались приключениями Тома Сойера, но дома каждый предпочитает иметь Сида”. И это объяснимо. Свои нервы дороже всего на свете)))))))

  18. Яна пишет:

    Отличная статья. Хорошие и нужные рекомендации. Спасибо. Безопасность детей – это важно!

  19. Александра пишет:

    Дети очень доверчивы, поэтому нужно проявлять бдительность. Мой племянник очень рано начал говорить, когда ему не было еще и двух, он рассказал по телефону незнакомому человеку все данные их семьи – фамилии папы-мамы, адрес, кто где работает. До сих пор не знаем, кому понадобилась эта информация.

  20. Любовь пишет:

    Вы правы, рассказывать нужно щадя психику детей. Спасибо за хорошую статью.

  21. Priyatnogo mnogo пишет:

    Сложный вопрос – рассказать, предостеречь и не напугать, очень часто, происходит так, что ребенок сам приобретает опыт раньше , чем родители успевают предостеречь, и если этот опыт отрицателен, то страх неизбежен, конечно нужно максимально уделить этому вопросу внимание. Спасибо за статью!

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>