Памятка для родителей

Памятка для родителейДанную памятку для родителей предлагает Горячева Оксана Викторовна,  учитель-логопед  детского сада №8  Тимашевского района Краснодарского края.

Речь малыша формируется в общении с окружающими его взрослыми.

Важно, чтобы родители заботились о своевременном речевом развитии ребенка, обращали внимание на чёткость и правильность речи.

Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем  ему легче излагать свои мысли.

Ваш малыш будет увереннее в себе, своих действиях, словах в общении с друзьями.

Чем правильнее речь, тем активнее происходит его всестороннее развитие. Любое нарушение речи  может повлиять на развитие  и поведение ребенка.

Вырастая, ребенок осознает свой недостаток, становится нерешительным, молчаливым, стеснительным.

Родители должны сделать всё возможное, для своего малыша!

С первых минут появления на свет ребенка, общайтесь  с ним правильно, следите за своей речью. Она должна быть четкой, неторопливой, спокойной.

Предметы нужно называть, полностью проговаривая звуки, не искажая слова, не “сюсюкать”.

У человека речь формируется постепенно, это не врожденная способность. Она формируется одновременно с общим развитием ребенка. Многие родители зачастую в недоумении:

«Почему малыши плохо говорят?»

Большое значение для развития речи имеет состояние высшей нервной деятельности, т.е. психических процессов (ощущения, восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения) и физическое состояние. Негативно отражаются на становлении речи разного рода болезни (особенно у часто болеющих детей), наследственный фактор, ухудшение экологии, скудное питание, взаимоотношения в семье и др. Они ослабляют организм ребенка, снижают его психическую активность.

Как в домашних условиях помочь малышу, когда вас беспокоит, что он мало говорит, а по нормам возраста должен больше?

1. Всё свободное время разговаривайте с ребенком;

2. Привлекайте внимание к своим губам, особенно на первый звук. Выговаривайте его отчётливо. Дайте губы потрогать. Произносите этот звук, обращая внимание на его артикуляционный уклад.

3. Покупайте ребенку мыльные пузыри, вертушки, свистульки, воздушные шарики, соломку для коктейля, чтобы дуть в воде, все, что с помощью ветра “играет”.

Так вы вырабатываете устойчивую воздушную струю, необходимую для формирования звука.

4. Говорите сами выразительно и правильно, не торопливо. Речь  должна быть  спокойной.

5. Комментируйте его и свои действия. Например:

«Сейчас мы пойдём за одеждой и будем на прогулку одеваться. Что ты наденешь: штаны или шорты, красную или зеленую футболку?».

Малыш вынужден ответить не жестом, а словом, особенно если предметы  находятся на уровне глаз, на верхней полке. Побуждайте к речи!

«Мы одели футболочку, штанишки, теперь будем обуваться! Принеси туфли и т. д.»

6. Занимайтесь играми для пальчиков (частью двигательного центра в коре головного мозга является речевая зона, т. о. мышление находится на кончиках пальцев);

– играйте в мозаику, «лего», раскладывайте по цветам пуговицы, перебирайте фасоль, крупы, лепите из теста, пластилина любые поделки и т. п.

7. Делайте малышу массаж рук, особенно кончики пальцев и ладошки, периодически повторяя процедуру.

8. Будьте терпеливыми родителями, повторяйте по 5 раз и больше.

9. Любое занятие подкрепляйте позитивными эмоциями, до того как ребенок устанет, заканчивайте упражнения. Следите за временем и занимайтесь 10-15 минут, не больше, несколько раз в день. Увлекаясь, родители затягивают занятие на 40 минут и более… Ребенок уже не концентрирует внимание, он устал. Это время – для Вас! Спустя 15 минут, отдохните, переключите его интерес, сходите погулять на свежий воздух или поиграйте.

10. Провоцируйте речь ребенка на сильных эмоциях. К примеру, если ребенок просит что-то, сделайте вид, что не понимаете его. Объясните, что нужно попросить, проговорите,  как надо сказать, он повторит за вами.

11. Если малыш не произносит начальный звук, возьмите его ладошку – произнесите первый звук четко, усилив воздушный поток на ладонь малыша.

Например: слово – «СОБАКА», где в его произношении ребенок первый звук «С» не воспроизводит.

Вы дуете звук С_______ в этом слове немного протяжнее на ладошку – «С___ОБАКА», Малыш почувствует этот холодный ветерок. Теперь попросите самому сказать на свою ладошку тоже с ветерком…(какой ветерок  у каждого звука – подскажет логопед, проконсультируйтесь, и речь  будет формироваться правильно).

12. Расскажите вашему малышу, где «живет голосок».

Посадите его себе на колени, прижмите к груди и спокойно говорите или пойте. Ребенок почувствует вибрацию голоса в вашей грудной клетке. Когда вы молчите – голоса нет, когда говорите  или поёте – голос есть. Поиграйте с ребенком в игру «Включи голосок»

13. На начальном этапе  развития речи займитесь подражанием звукам, которые воспроизводят игрушки, машины, животные.

Например: мышка – пи-пи__________, часы – тик-так________,

машина ж-ж______, водичка бежит с-с________, комарики звенят – з-з________, кошечка мурлычет мур-мур _ и так далее.

14. Развивайте память, произвольное внимание, ощущения и восприятие.

Повторяйте, что вы делали с утра (к примеру, умывались, завтракали, что кушали на завтрак, с какой игрушкой играли, чем занимались на прогулке)

15. Главное: занятия должны быть регулярными, не забывайте малыша хвалить за успехи, если что-то сказал.

16. Читайте вслух потешки, стихи, сказки, пересказывайте истории.

17. Игра должна присутствовать всегда. Например, возьмите 3 предмета, 2 машинки (куклы) спрячьте под платок, одного оставьте – кого не хватает? и т. д. Сейчас есть в продаже много развивающих книг, они помогут вам в организации речевых и дидактических игр. Выбирайте книги, соответствующие возрасту и развитию вашего малыша.

Успехов вам и терпения!

Если вам понравилась статья. Поделитесь с друзьями, нажав на кнопки соц. сетей.

Вы хотите знать, как грамотно заниматься дома с вашим ребенком? Подпишитесь на обновление сайта, и Вы всегда будете знать, когда появилась новая статья:
Ваш e-mail: *
Ваше имя*

Сделайте доброе дело, нажмите кнопку :

Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal

Эта запись была опубликована в рубрике Вопросы и ответы, Для родителей, Наблюдаем за детьми, Помоги ребенку. и отмечена метками , , , . Добавить в закладки ссылку.

18 в ответ на Памятка для родителей:

  1. Светлана пишет:

    Меня возмущают родители, которые благодушно относятся к тому, что их дети вслед за ними повторяют матерные слова. Им и окружающим, почему-то, так весело. Глупо.

  2. Laralaram пишет:

    К маленьким надо относится как к маленьким взрослым людям…

    Приглашаем!
    В понедельник стартует 1 тур кулинарной битвы, посмотрите конкурсное задание http://bistrofastfood.ru/kulinarnaya-bitva/.

  3. Владимир пишет:

    Большое спасибо за информацию! Желаю удачи!

  4. Светлана пишет:

    Отличная памятка, прямо руководство к действию, многие молодые родители совершенно не умеют правильно общаться со своими детьми, так что эта статья им очень поможет.

  5. Георгий пишет:

    Родителям надо очень бережно относится к своим детям!Полезная информация. + автору за качество текста.

  6. Горячева Оксана пишет:

    Благодарна вам за комментарии и поддержку!

  7. Василий пишет:

    Хорошие рекомендации для меня как родителя, вот бы всё помнить, и выполнять как по предписанному…

  8. Татьяна пишет:

    Да, всё правильно, многое я так и делала, но не всё, нас к сожалению 40 лет назад этому не обучали….

  9. Лидия пишет:

    Действительно не обучали. Хорошо, что интуитивно удалось все сделать правильно. А если бы интуиция подвела? Хорошая статья и рекомендации.

  10. Анна пишет:

    Многие родителю сюсюкают с детьми. Подражают им. А нужно – наоборот, учить ребенка подражать взрослым и говорить правильно.

  11. Наталья пишет:

    Замечательные советы. Сейчас родителям все время некогда говорить с детьми. Это плохо.

  12. Лана пишет:

    спасибо за советы, как раз малыш растёт

  13. Владимир пишет:

    Благодарю за такие ценные памятки для родителей! Желаю успеха!

  14. Олег пишет:

    Тоже не вижу смысла в сюсюкании:)

  15. Quethychaitte пишет:

    Всем, приветик.
    Узнала о Вас от человека, который тут сидит, он отозвался, что тут хорошие и креативные посетители.
    Я мастерица рукодельница. Делаю серьги, заколки, брелки и т.п. ручной работы. Может Вам или Вашей подружке, нужен реально стильный и эксклюзивный подарочек?
    Я делаю разные брюльки. Особенно сейчас модны у девушек каффы. У Вас есть возможность приобрести напрямую от меня – это будет значительно дешевле чем в магазинах.
    Я сама делаю обработку своих украшений на видео, поэтому не думайте, что они будут от этого дороже, вот можете взглянуть: каффы
    Жду Вас у себя в группе.

  16. Елена пишет:

    Отличная статья. Здорово, что есть такие хорошие специалисты. Полностью согласна с Анной. Не нужно с детьми сюсюкать. Но сейчас уже, по-моему, понемногу сюсюканье исчезает. Много информации в интернете, поэтому продвинутые родители общаются с детьми по-взрослому.

  17. Анастасия пишет:

    У меня подрастает ребенок, и меня очень волнует вопрос, связанный с будущей речью. Как помогать малышу учиться говорить. Спасибо Вам за статью, нашла много полезного для себя

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>